РЕКЛАМА

Загрузка...



Еще одна полезная статья применительно вопросов звука и звучания.' />

Домашний кинотеатр на практике

Корректная расстановка акустических систем в комнате.


Как всё должно быть в идеале

Не секрет, что построить серьёзный домашний кинотеатр, соблюдая все правила, можно только при наличии двух вещей: желания и больших денег :-)

В идеале для домашнего театра отводится специальное помещение. Особо состоятельные ценители кино часто строят комнату специально под домашний театр. Геометрия комнаты в таком случае рассчитывается специально под определённую аудиосистему, которая и будет установлена в помещении. Да и акустическая оптимизация помещения проводится очень серьёзная. Но в этом случае площадь комнаты часто зашкаливает за сотню квадратных метров, а стоимость оборудования и работ может оцениваться во многие десятки или даже сотни тысяч долларов. Именно поэтому таких проектов в наше время не так много, как можно подумать. Чаще при наличии достаточной суммы денег выделяется отдельная комната (обычно 30 — 80 м²) под домашний кинотеатр, а стоимость оборудования и работ не превышает нескольких десятков тысяч долларов.

Но большинство людей не имеют таких серьёзных финансовых возможностей, да и выделить специальное помещение для этого мероприятия часто бывает нереально, поэтому строить театр приходится в одной из жилых комнат своей квартиры. Сегодняшняя статья будет интересна как раз этой категории людей.

Но первым делом необходимо рассказать об отправной точке. То есть о том, каким образом акустические системы домашнего кинотеатра должны располагаться в комнате, если соблюдать все правила. Сразу оговорюсь, что про установку сабвуфера в данной статье речь не пойдёт, поскольку расположение сабвуфера в комнате — это персональное мучение каждого кинотеатрала. Дело в том, что звучание сабвуфера сильно зависит от акустики помещения, от расположения в комнате предметов интерьера и, собственно, от места расположения самого сабвуфера и слушателя. И тут существует огромное количество возможных комбинаций, описать даже часть которых просто нереально. А по сему, могу предложить два метода решения проблемы установки сабвуфера:

1. Включите какую-нибудь музыкальную композицию с чётким и выразительным басом (скажем, такую, в которой будет звучать акустический контрабас) и начните экспериментировать: поставьте сабвуфер в какое-либо место комнаты, сядьте на заранее определённое место прослушивания системы домашнего театра и слушайте. Если бас чёткий, чистый и не гудящий, если вы слышите не «кашу» и «грохот», а именно контрабас, то можете оставлять сабвуфер на том месте и радоваться, что эксперимент так удачно и быстро закончился. Если же бас вас не устраивает — продолжайте пробовать ставить сабвуфер в другие точки комнаты и слушать результат. Не исключено, что придётся сделать в комнате небольшую перестановку мебели....

2. Второй вариант называется «от противного». Он проще, эффективнее и отнимает меньше времени. Но помните, что бас в тестовой музыкальной композиции дожен быть как можно более продолжительным по времени и однообразным по звучанию, ведь вам предстоит... ползать по комнате. Итак, поставьте сабвуфер на то место, где вы предполагаете сидеть во время просмотра кино. Включите тестовый трэк и начинайте неспеша ползать по комнате. К сожалению, ползать придётся на четвереньках, чтобы голова оказалась на высоте около 30-40 см. от пола. Это не очень-то удобно, но делать нечего. Цель этого мероприятия — найти то место в комнате, где бас работающего сабвуфера будет наиболее комфортным и корректным. Туда и ставьте сабвуфер.

Ну а далее мы будем говорить лишь об установке основных каналов — полнодиапазонных акустических систем фронтальных каналов, тыловых каналов и центрального канала.

Если представить, что все акустические системы совершенно одинаковы, акустика помещения также идеальна и есть свободное место, то ставить колонки следует, глядя на эту схему. В данном случае описывается модель расстановки системы для работы комплекса по схеме 5.1 (пять каналов, один сабвуфер). Именно при таком расположении АС и производится сведение многоканальных саундтрэков к кинофильмам в современных студиях:

Центр и фронтальная пара расположены на линии виртуальной окружности, радиусом которой является расстояние от слушателя до центральной АС, а центром окружности — голова слушателя. Расстояние от слушателя до каждой из фронтальных АС и центральной АС равны. Расстояние между фронтальными АС равно расстоянию от слушателя до каждой из АС. Тыловые каналы расположены на таком же удалении от слушателя (также на виртуальной окружности) под углом примерно 110° к оси «слушатель — экран».

Домашний кинотеатр на практике


В этом случае минимизируются все возможные неточности, связанные с искусственной задержкой, вводимой для компенсации звучания при некорректном расположении АС в пространстве, а также уравнивается влияние акустики помещения на все АС. В теории все каналы совершенно равнозначны как по громкости, так и по звуковоспроизведению, что нам и нужно в настоящем домашнем театре.

На практике же многие неточности в подборе и размещении АС можно скомпенсировать электроникой AV-ресивера или AV-процессора.

На следующей схеме приведена схема идеального размещения АС в домашнем кинотеатре, работающим с 7.1 звуком.

В данном случае тыловых АС не 2, а 4 — две из них расположены строго по бокам слушателя, а две других — сзади.

Домашний кинотеатр на практике


Так что, если позволяют возможности и ситуация, при расстановке АС в домашнем театре нужно ориентироваться именно на эти две схемы размещения (для 5.1 системы и для 7.1 системы), ибо они являются референсными.

Как это выглядит на практике

Если попытаться построить 5.1 домашний кинотеатр по референсной схеме, то выглядеть это будет примерно вот так:

Домашний кинотеатр на практике


Если же у вас есть желание построить кинотеатр не только для двух-трёх человек, а устраивать просмотр всей семьёй или с друзьями, то самым логичным решением будет просто поставить несколько лишних кресел. Однако, и тут есть свои подводные камни. Например, размещать всех сидящих вот таким образом не стоит.

Домашний кинотеатр на практике


Дело в том, что сидящие по краям (на креслах) слушатели будут находиться вне зоны сбалансированного звукового поля (зелёная зона на рисунке), потому что будут ощущать явный дисбаланс каналов театра: ближайшая тыловая АС будет буквально «долбить» в ухо (нет-нет, название Dolby Digital не от этого пошло), а наиболее удалённой от сидящего в крайнем кресле фронтальной колонки практически не будет слышно. Ввиду чего, полностью пропадёт эффект присутствия в гуще событий, и удовольствия от просмотра не будет никакого.

Разместить всех корректно можно, поставив диван и кресла следующим образом:

Домашний кинотеатр на практике


Если комната, в которой установлен домашний театр, имеет площадь около 25-30 м², то одна пара тыловых АС не сможет охватить всех сидящих (а размещать в такой комнате более 5-6 человек не следует) — в этом случае крайне желательно установить вторую пару тылов (как на схеме). То есть, получится, что каждая пара тыловых АС работает для определённой зоны (в данном случае, для одного ряда сидящих людей) — именно так и происходит в больших кинотеатрах: в зале устанавливается множество АС тыловых каналов, чтобы каждый сидящий не чувствовал дисбаланса каналов в системе.

Ну а если ваша комната прослушивания имеет площадь 40 м² и более, то создать корректное звуковое поле для всех сидящих (до 10 человек по схеме «3 ряда по 3 кресла») можно и одной парой достаточно мощных АС, ведь колонки будут располагаться на приличном удалении от сидящих, а значит их звук будет успевать распространяться более широко.

Если попробовать построить домашний театр 7.1 по референсной схеме, то выглядеть система будет примерно так:

Домашний кинотеатр на практике


Опять же, в случае желания обустроить театр для 5-6 человек, можно воспользоваться дополнительной парой боковых АС окружающего звука (пара тыловых АС будет в любом случае одна). Если же комната достаточно большая, то можно воспользоваться референсной схемой размещения для 7.1 систем (рисунок выше). И ещё: в случае построения 7.1 системы по схеме с двумя парами боковых АС окружающего звучания (как на рисунке ниже) необходимо первую пару боковых АС окружающего звучания чуть сместить назад, относительно первого ряда сидящих, и сориентировать динамики этих боковых АС на первый ряд (как на схеме ниже), иначе зрители второго ряда будут слышать звук боковых АС первого ряда, то есть тыловые колонки первого ряда окажутся для сидящих во втором ряду впереди, и, следовательно, перестанут быть тыловыми — получится не очень хорошо, так как многие эффекты будут воспроизводиться не совсем корректно.

Домашний кинотеатр на практике


Если комната не слишком велика

В совсем небольших комнатах наиболее распространённой является схема с расположением телевизора у одной стены, а дивана — у противоположной, строго напротив. И это наиболее логичная схема с точки зрения референса. Однако, многие люди пытаются втиснуть в зону эффективного озвучивания ещё пару кресел, как, например, на рисунке:

Домашний кинотеатр на практике


Нет, уважаемые, так делать не надо. Причина та же самая: сидящие в крайних креслах всё равно не будут находится в «зелёной зоне» (поэтому удовольствия от просмотра не будет никакого), да ещё и тыловые АС будут загораживать собой. Так что наиболее правильной является вот такая схема размещения, если речь идёт о комнате площадью 10-20 м²

Домашний кинотеатр на практике


«Я так хочу!» или «по-другому не получается»

Очень часто встречается ситуация, когда домашний театр пытаются поставить по диагональной схеме. И должен вам сказать, уважаемые читатели, что это весьма неудачная идея.

Часто многие приносят план комнаты и говорят: «у меня будет система стоять вот так — это уже решено»

Домашний кинотеатр на практике


И затем следует второй вопрос: «куда повесить тыловые АС, чтобы всем сидящим было комфортно?». Ответ — это невозможно.

При таком расположении слушателей создать корректное звуковое поле можно только для одного человека, сидящего в угловом кресле. Просто при попытке повесить тыловые АС широко, дабы охватить всех сидящих, получится ситуация, когда для сидящего в угловом кресле тыловые АС окажутся впереди, а сидящие на диване всё равно будут слышать заметный дисбаланс каналов. Так что остаётся «театр для одного человека»

Домашний кинотеатр на практике


При этом, крайне желательно разнести фронтальные АС немного в стороны, дабы соблюсти принцип равностороннего треугольника.

При желании, вместо кресла можно поставить диван — в этом случае фильмом смогут насладиться двое или трое, но тогда тыловые АС придётся вешать немного шире. Главное не перестарайтесь: помните, что желательно соблюдать угол 110° для тыловых АС.

А вот примеры совсем некорректного размещения АС комплекса. Думаю, не надо объяснять причину — достаточно взглянуть на референсную схему.

Домашний кинотеатр на практике

Домашний кинотеатр на практике


Насущные вопросы

На какую высоту надо вешать тыловые АС?

— Поскольку колонки часто имеют разные характеристики направленности, то вымерять каждый градус или сантиметр не стоит. Постройте угол 30-40° с вершиной в точке прослушивания, где за нулевую высоту принимается уровень головы слушателя. Старайтесь максимально точно следовать референсным схемам (для систем 5.1 и для систем 7.1). Получится, что тыловые АС будут висеть выше головы слушателя (примерно на 0,6 — 1,5 метра в зависимости от расстояния тыловых АС до слушателя).

На картинке изображены рекомендации по размещению настенных тыловых АС в 5.1 системе. В комплексе 7.1 высота АС определяется аналогичным образом, а размещение в горизонтальной плоскости — согласно схеме.

Домашний кинотеатр на практике


Если же тыловые колонки в системе не будут располагаться на стене, а будут стоять на полу, то сильно переживать не стоит. Хотя лучше, когда тыловые АС являются «полочниками», ведь в этом случае есть возможность использовать довольно высокие подставки (1—1,5 метра — в зависимости от расстояния от слушателя до АС) или даже повесить эти АС на стену (существует множество кронштейнов для этого).

А как вешать дипольные тыловые АС?

— Что касается высоты, то здесь всё остаётся без изменений, а что касается расположения, то обычно к каждой модели подобных колонок даётся рекомендация производителя. Если описать в общих чертах, то обычно такие колонки вешаются строго по бокам от слушателей, но с учётом, что за спинами слушателей есть некоторое пространство и стены (диван стоит хотя бы на расстоянии 1,5-2 метра от задней стены и на таком же — от каждой из боковых), поскольку для корректной работы таких АС нужно обеспечить корректные отражения звуковых волн этих АС от стен. В этом плане диполи более требовательнее, чем обычные однонаправленные АС.


Имеет ли строить 7.1 систему в небольшой комнате площадью 10 — 15 м²?

— Особого смысла в этом нет, поскольку АС окружающего звучания будут находиться довольно близко от головы слушателя, а значит легко локализовываясь на слух, что не есть правильно. А в случае расположения дивана вплотную к стене театр 7.1 вообще не возможен. Так что лучше построить 5.1, но с умом.

Насколько можно отступать от референсной схемы?

— Что касается вариантов расположения АС, то это уже описано выше. Можно лишь сделать одно дополнение: если домашний театр строится в относительно большой комнате с расчётом на размещение нескольких (более 3) человек, то центральную и фронтальные АС лучше размещать в одну линию. Если же говорить о расстоянии от слушателей до тыловых АС, то крайне желательно соблюдать хотя бы симметрию. То есть, расстояние до левой и правой АС должны быть равны в идеале. Но если это не так, или если возникают ещё какие-то небольшие отклонения от референсной схемы (особенно, в плане расстояния), то бить тревогу не стоит, поскольку в современных AV-ресиверах и процессорах существует множество настроек для компенсации не корректного размещения АС в довольно широких пределах.

«Мой дизайнер отвёл под компоненты домашнего театра и колонки следующие места в комнате: вот тут, тут и тут»

— Начнём с главного: какое отношение дизайнер интерьеров имеет к инсталляции домашних театров? Верно — никакое. Поэтому, самое страшное, когда дизайнер, исходя из своих художественных задумок, пытается оставить место для компонентов и колонок системы не по принципу «так должно быть», а по принципу «так гармонично выглядит». Должен предупредить, что в ещё пустой комнате надо заранее спланировать где и как будут расположены компоненты и колонки домашнего театра, а потом, с учётом этого, уже додумывать остальную обстановку в комнате, иначе может получиться не театр, а не пойми что. Так что, дизайнера в этой ситуации можно тактично попросить не лезть не в свои дела. Если Вы сами не готовы составить проект комнаты с планом театра, то лучше пригласите инсталлятора домашних театров, который сможет обговорить с дизайнером все аспекты будущей инсталляции — будет и в комнате красиво, и система будет установлена корректно.

Автор Илья Суханов. Статья взята на ixbt.com
0
3224
13 октября 2008
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Смотрите также
Домашний кинотеатр: смотри сам!Домашний кинотеатр: смотри сам!

Шуршать чипсами, звенеть мобильным, говорить в полный голос и даже заниматься любовью в кинотеатре можно без проблем, если этот кинотеатр — твой собст...

Новый домашний кинотеатр HT-D6750WKНовый домашний кинотеатр HT-D6750WK

Samsung представляет новую систему домашнего кинотеатра HT-D6750WK. 7,1-канальная аудиосистема общей мощностью 1330 Вт поддерживает большинство совре...

Домашний кинотеатрДомашний кинотеатр

Домашний кинотеатр появился относительно недавно, моду на него ввели миллионеры, крупные политики и кинозвезды. Это удовольствие дорогое, элитарное, н...

Трио ярких акустических систем от JetbalanceТрио ярких акустических систем от Jetbalance

Пресс-служба Jetbalance на днях представила три новые акустические системы форматов 2.1 и 5.1: Jetbalance JB-423, Jetbalance JB-433 и Jetbalance JB-62...

Загрузка...
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
Среда, 26 Июля
USD 1.9458
EUR 2.2665
RUB 0.0325
gismo_2 181 минут назад
Цитата: Вдуперест
долпаеп, договор-купли продажи, если расчет до подписания и есть акт приемки передачи! Какая нахер доверенность. Да не позорься ты епта

Ой, не тупи. Сейчас он будет оправдываться. Тебе нужно кучу времени чтобы объяснить, пока ты там будешь медленно соображать что от тебя хотят. Пипка один раз сказал - я сразу понял, о чем он. А ты заладил какую-то хуергу. Как ты риелтором то работаешь с такими то тормозами?

Цитата: dianest
да тупишь тут ты, неся полную хуергу.
без акта не может быть регистрации))) долбаеб не в курсе, что сам договор и выполняет функцию акта ))))
всё, устал я с тупостью бороться. Ты там еще чего накропай, завтра повеселишь меня

Да тяжело тебе с тупостью то своей бороться. Ты понимаешь разницу между этапами и бумажками? Тебе про 3 бумажки никто и не говорил говорили про этапы. А государственную регистрацию ты не получишь у левого нотариуса. Допер?

Мое имхо, Вдуперест часто говорит о том чем никогда не занимался и слышал по рассказам, потому что плавает в подробностях. И очень туго понимает в чем загвоздка. То ли туп от природы, то ли тянет время пока ищет инфу.

Короче, Вдуперест, объясняю для тупых.
Есть одна бумажка. Договор купли-продажи, у него три этапа.
1. Регистрация у нотариуса.
2. Регистрация сделки в государственных органах регистрации (тут у нотариуса должно быть доверенность) или Алкаш сам должен присутствовать.
3. Акт о передаче (Обмен денег на недвижимость) собственности.
Вот до третьего пункта Алкаш еще может куда-то идти жаловаться, и доказывать.
После 3-его это уже не его собственность. И дельцам ваще нет резона ждать год, понимаешь? Покупателя ждать? Год? Нахера? Отдал за 70 процентов от рыночной и в шоколаде. Че ты за сказки выдумываешь?
И, я могу ошибаться, но по-моему никто не будет ждать год регистрации. Там определенный срок на каждый этап.
dianest 209 минут назад
Цитата: gismo_2
как-то своеобразно тупит

да тупишь тут ты, неся полную хуергу.
без акта не может быть регистрации))) долбаеб не в курсе, что сам договор и выполняет функцию акта ))))
всё, устал я с тупостью бороться. Ты там еще чего накропай, завтра повеселишь меня
gismo_2 211 минут назад Pipka2012,
Короче, тупой развод кроликов.
Наш дорогой Вдуперест, как-то своеобразно тупит, не понимая чего от него хотят, видимо где-то слышал, но сам не видел.
dianest 212 минут назад
Цитата: gismo_2
без акта приемки никакой регистрации быть не может только если у вашего хитроглазого нотариуса есть доверннность на представление алкаша. Ему нужно как минимум три раза ходить

долпаеп, договор-купли продажи, если расчет до подписания и есть акт приемки передачи! Какая нахер доверенность. Да не позорься ты епта. К нотариусу пришли, за 3 минуты сделали договор и ушли и всё. Им даже его на руки не отдают
Pipka2012 215 минут назад
Цитата: dianest
никакой крутости нет, ты хоть спор то прочитай, к чему тогда была моя фраза.


сё тада, базару нима
gismo_2 216 минут назад
Цитата: dianest
блять, это как?)) это что?) ты вообще понимаешь о чем ты?)

Вдуперест, ты реально такой тупой?
Цитата: dianest
что сливает, где сливает, пи3дец, ну вы накуя сейчас дебилами то выглядите? особенно в тех вопросах, что вообще не шарите
вроде же как детям, на пальцах всё пояснил, всё равно чё то мычит

Долпаеп, без акта приемки никакой регистрации быть не может только если у вашего хитроглазого нотариуса есть доверннность на представление алкаша. Ему нужно как минимум три раза ходить.
dianest 216 минут назад
Цитата: gismo_2
на каком моменте в схеме пипки они забирают себе эти договора,

может ты глаза разуешь и прочитаешь ?

Цитата: Pipka2012
Нахрена ждать год и давать ещё и ещё дениги алкашу ?

что бы алкаш не пошел жаловаться, что бы постоянно бухал, что бы не трезвел и деградировал и яко бы сам понимал, что да, докуя набрал денег и надо что то делать, как пример съехать с квартиры.
А переход не делают, что бы за это время, пока клиент зреет, он не жаловался. Тыркнется он куда, а ему выписку, мол да не сцы, смотри, ты собственник.
Обычно в рсц подходят, они доступ имеют, посмотрят и успокоят его, мол всё ок, ты хозяин.

Цитата: Pipka2012
Не важно что там объясняет нотариус или регистратор, а что ты подписываешь ... "нечистоплотный нотариус" - это что за вселенная ? есть договор, есть подпись

ты крайне далек от этого мира, и совершенно не представляешь, как могут быть еще дальше разные опустившиеся личности да и просто пожилые одинокие
Цитата: Pipka2012
В чём крутость видеть десятки таких договоров, которые лежат у регистратора до регистрации их в БТИ ?

никакой крутости нет, ты хоть спор то прочитай, к чему тогда была моя фраза.
Pipka2012 222 минут назад
Цитата: dianest
поясняю внятно. Алкаш, пришел в такую контору, просит денег. Ему говорят, ок, мы дадим вам 100 рублей условно, через 3 мес вернешь 200, но что бы мы были спокойны, давай составим договор купли продажи на твою хату. Мы его никуда не понесем, как отдашь бабло, мы его аннулируем. Эти ребята ведут такого товарища к нечистоплотному нотариусу, который не до конца разъясняет всю правовую ответственность по этой сделке. Не поясняет, что по данному договору, продавец теряет как право пользования так и право проживания, т.е. после того как кредитор сделает переход права, он этого алкаша, как новый собственник, выпишет по суду за 2 недели в никуда. Алкаши в 99% случаев вообще смутно понимают что происходит. Они берут бабки, их пропивают, берут бабки еще, снова пропивают, так может тянуться год. Потом эти ушлые ребята начинают подыскивать покупателя на хату и в час ч, делают на себя переход, выписывают и вывозят алкашу и сливают хату. теперь понятней?


:)

1) Нахрена ждать год и давать ещё и ещё дениги алкашу ?
2) Не важно что там объясняет нотариус или регистратор, а что ты подписываешь ... "нечистоплотный нотариус" - это что за вселенная ? есть договор, есть подпись
3) В чём крутость видеть десятки таких договоров, которые лежат у регистратора до регистрации их в БТИ ? Те кто там работает их и видит сотнями
Новости от партнеров
Сейчас на сайте
4 пользователя, 1331 гость