РЕКЛАМА

Загрузка...

Нет, это не буржуин из «Мальчиша-Кибальчиша», не мистер Пиквик и даже не доктор Ливси. Это, дорогие товарищи, наш родной, всемирно известный ветеринар доктор Айболит. И не надо, пожалуйста, бухтеть про «не похож» и «развелось маляров в иллюстрации». Это, к вашему сведению, не маляр рисовал, а великий художник Мстислав Валерьянович Добужинский. Просто рисовал очень давно – Добужинский, если запамятовали, – это художник, книжки с рисунками которого читали в детстве те художники, книжки с рисунками которых читали в детстве ваши родители.

Более того – перед вами первый, можно сказать, прижизненный портрет Айболита.' />

"Не узнаю вас в гриме" (с)

Позволите вопросик? Как вы думаете, кто изображен на этом рисунке - тот что справа?
"Не узнаю вас в гриме" (с)

Нет, это не буржуин из «Мальчиша-Кибальчиша», не мистер Пиквик и даже не доктор Ливси. Это, дорогие товарищи, наш родной, всемирно известный ветеринар доктор Айболит. И не надо, пожалуйста, бухтеть про «не похож» и «развелось маляров в иллюстрации». Это, к вашему сведению, не маляр рисовал, а великий художник Мстислав Валерьянович Добужинский. Просто рисовал очень давно – Добужинский, если запамятовали, – это художник, книжки с рисунками которого читали в детстве те художники, книжки с рисунками которых читали в детстве ваши родители.

Более того – перед вами первый, можно сказать, прижизненный портрет Айболита.

Дело в том, что именно художник Добужинский в каком-то смысле пробудил к жизни и Айболита, и его вечного антагониста Бармалея. Как рассказывает наш известный лингвист Лев Успенский в книге «Имя дома твоего», по словам самого Корнея Ивановича Чуковского, его главный поэтический цикл зародился довольно забавным образом. Много лет назад поэт в компании с Добужинским гулял по Петроградской стороне, и в какой-то момент они вышли на Бармалееву улицу. Название привлекло внимание, и художник поинтересовался – кто же такой был этот Бармалей. Чуковский начал рассуждать о возможной этимологии, но нетерпеливый художник его перебил: «Неправда! — сказал он. — Я знаю, кто был Бармалей. Он был страшный разбойник. Вот как он выглядел...» И на листке Добужинский набросал свирепого злодея, бородатого и усатого... Через какое-то время у Чуковского вышла новая книжка с названием «Бармалей» и, естественно, с рисунками Мстислава Добужинского. Именно оттуда, из первого издания, и взято это изображение.

Но, тем не менее, могу лишь повторить вслед за вами – не похож.

Пусть Добужинский ему и отец родной, но с обликом Айболита – не угадал. Такое бывает. А вот с Бармалеем, напротив – угадал. В тексте сказки нигде не упоминается, что Бармалей – пират, у Чуковского он всего лишь каннибал и разбойник. Но Добужинский почему-то изобразил его пиратом, и вот уже почти столетие «кровожадный и беспощадный» не снимает униформы морских разбойников. Пришлось даже Чуковскому много позже, в прозаической версии «Доктора Айболита» как-то разъяснить пиратское происхождение знаменитого разбойника.

На самом деле проблема эта довольно любопытна. Детская литература – явление настолько своеобразное и особенное, что вполне тянет на особый вид искусства. Вышеупомянутая особенность, к примеру, ставит ее ближе к иконописи, чем ко своей «взрослой» сестре. И в самом деле – в детской литературе существует КАНОН. Никто не знает, как выглядела Анна Каренина, эту проблему каждый решает самостоятельно. А вот внешний вид какого-нибудь Чебурашки всем известен превосходно, и другого облика быть не может по определению. Любой культовый персонаж детской литературы довольно быстро обретает канонический облик, отступить от которого не может себе позволить не один сколь угодно вольный художник.

Причем канон этот часто разработан до мельчайших деталей.

Возьмем, к примеру, Буратино. Алексей Толстой, как известно, не только вернул русской версии Пиноккио изначальное имя (книга Карло Коллоди сначала называлась «История буратино» (дословно – «деревянной куклы», то есть «марионетки») и лишь во второй, расширенной версии сказки марионетка обрела имя Пиноккио, то есть «сосновый орешек»), но и изрядно облегчил работу будущим иллюстраторам. Во-первых, к тому времени уже много лет как существовали классические иллюстрации к Пиноккио итальянских художников Мацанти и Маньи, а во-вторых, в тексте облик Буратино был описан весьма детально. Долгое время классическими считались иллюстрации 1946 года знаменитого Аминадава Каневского, где облик главного героя был
нарисован строго по книге (предыдущие версии Б. Малаховского и Н. Муратова особого успеха не имели).
"Не узнаю вас в гриме" (с)


Тот же Каневский, кстати, является создателем канона еще одного культового персонажа – Мурзилки, который, как известно, появившись в книге русской писательницы Анны Хвольсон «Путешествия лесных человечков», был там человечком во фраке, с тросточкой и моноклем.

"Не узнаю вас в гриме" (с)


С появлением в 20-х годах журнала «Мурзилка» обладателя столь звучного имени сделали… маленькой белой собачкой, постоянно попадающей в разные приключения вместе со своим хозяином — мальчиком Петей, и лишь потом Каневский придумал желтое пушистое существо в берете, с шарфом и фотоаппаратом.
"Не узнаю вас в гриме" (с)


Но вернемся к Буратино.

Каневский, безусловно, был великим детским иллюстратором, но Буратино ему не дался. Такое случается – ни имя, ни талант художника, как мы убедимся, еще не гарантируют успеха. Честь создания канонического образа Буратино принадлежит не менее известному художнику Леониду Владимирскому. В 1953 году этот тогда никому не известный выпускник художественного факультета ВГИКА работал на студии «Диафильм» и, начиная диафильм «Золотой ключик», решил немного пошалить. Как вспоминает сам художник: «Я тогда был молодой и нахальный и сделал, как хотел. У Толстого Буратино носит белый колпачок из старого носка («За горизонтом мелькнул белый колпачок Буратино»), но мне это показалось скучным, и я сделал колпачок полосатым – такие носки были одно время очень модны в Италии. У меня и курточка Буратино была не коричневой, а красной, штанишки – не зелеными, а черными и так далее».
"Не узнаю вас в гриме" (с)

В 1956 году вышла книжка с иллюстрациями Владимирского, и пошло-поехало. Ситуацию еще попытался было переломить в 1959 году более именитый и не менее талантливый художник Алфеевский, но втуне

"Не узнаю вас в гриме" (с)

«Владимирский» Буратино в шортиках и с волосами-стружками начал шествие по стране и вскоре был везде – от этикеток на лимонадных бутылках до двухсерийного фильма «Приключения Буратино» Леонида Нечаева. Даже в новые времена художники, даже самые маститые вроде Михаила Скобелева не рисковали нарушать канон.

"Не узнаю вас в гриме" (с)

Красно-белый колпак и шорты стали столь же непременным атрибутом Буратино, как большие уши – визитной карточкой Чебурашки.

Вот, кстати, хороший пример того, что канонический образ не всякому таланту дается, и как иногда полезно художнику наплевать на авторский текст. У Успенского образ Чебурашки описан довольно невнятно: «Чебурашку сделали на игрушечной фабрике, но сделали так плохо, что невозможно было сказать, кто он такой: заяц, собака, кошка или вообще австралийский кенгуру. Глаза у него были большие и желтые, как у филина, голова круглая, заячья, а хвост короткий и пушистый, такой, какой бывает обычно у маленьких медвежат».

Примерно такого Чебурашку и изобразил первый иллюстратор книги – уже упоминавшийся Валерий Алфеевский, но его версию ныне помнят разве что историки иллюстрации.

"Не узнаю вас в гриме" (с)

Не лучше получилось и у сделавшего вторую попытку гениального Геннадия Калиновского.
"Не узнаю вас в гриме" (с)

И только в 1968 году в мультфильме Романа Качанова «Крокодил Гена» появился великолепный образ, придуманный и нарисованный Леонидов Шварцманом без всякой оглядки на описание Успенского. И сразу попал в десятку – иного Чебурашку уже и представить невозможно
"Не узнаю вас в гриме" (с)

Мультфильмы, надо сказать, как более массовый вид искусства нередко «перебивали» образы иллюстраторов.

Так произошло, например, с Карлсоном. Не припомню ни единого случая, когда в детских журналах, на афишах и т.п. использовался «санкционированный» самой Линдгрен образ, нарисованный ее постоянным иллюстратором Илон Викланд
"Не узнаю вас в гриме" (с)

И хотя в советское время книги про Карлсона выходили только с ее иллюстрациями, тамошнего Карлсона, нарисованного художницей, по слухам, с какого-то стокгольмского бомжа, начисто затмил наш советский Карлсончик, рыжий и в стильном комбинезоне. Тот самый, из мультфильма Бориса Степанцова «Малыш и Карлсон», нарисованный Анатолием Савченко.

"Не узнаю вас в гриме" (с)

То же самое случилось и с Винни-Пухом – обаятельный толстячок

"Не узнаю вас в гриме" (с)

созданный режиссером Федором Хитруком и художником-постановщиком Эдуардом Назаровым был настолько неотразим, что просто вынес из голов советских детей классические иллюстрации Диодорова и Калиновского.

"Не узнаю вас в гриме" (с)
0
1508
13 октября 2008
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Смотрите также
Дель БуратиноДель Буратино

Неутомимый Гильермо дель Торо в интервью ресурсу Bloody Disgusting сообщил, что приступил к разработке stop-motion-мультфильма \"Пиноккио\" (Pinocchio...

Почти как БуратиноПочти как Буратино

Глядя, какие скульптуры вырезают из дерева мастера-умельцы, совершенно не удивительно, что некий Карло смог себе вырезать из полена сына и назвать его...

Западные сказки, восточный художникЗападные сказки, восточный художник

Художник из Южной Кореи На Юнг Ву рисует очень милые и прикольные иллюстрации по мотивам всем известных европейских сказок. Вот только переносит их к...

Фанта против Фанта против "Буратино"

Уличная торговля прохладительными напитками в СССР не менялась десятилетиями. Собственно, существовало 2 формата - ручной и автоматический. В середине...

Загрузка...
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
Среда, 29 Марта
USD 0.0000
EUR 0.0000
RUB 0.0000
gismo_2 1 минут назад
Цитата: Mab
Ахаха. Не знаю как в Риге, но в Англии там можно угонять машины, хулиганить, бить стекла, показывать жопу, крыть матом на всех и т.п. и никакого уголовного преследования там за это не дают.

ТЫ упоролся или просто дурак?

Цитата: The_reef
Меня бы удовлетвори итогу: заблокировать двери и вызвать полицию.

А я бы не удержался и смачно пнул ее под жопу.
Assa32 7 минут назад западная ведьма,
а явот накурился, послушал и мне зашло :)
Mab 7 минут назад
Цитата: The_reef
Зато попробуй утроить дебош как эта дамочка и наши 7минималок и 25 суток покажутся легким испугом.

Ахаха. Не знаю как в Риге, но в Англии там можно угонять машины, хулиганить, бить стекла, показывать жопу, крыть матом на всех и т.п. и никакого уголовного преследования там за это не дают.
Вот возьми хотя бы французского комика Реми Гайяра. За то что он делал у нас бы ему дали лет 20 строгого режима. А во Франции его никто не трогает.
The_reef 10 минут назад Зато попробуй утроить дебош как эта дамочка и наши 7минималок и 25 суток покажутся легким испугом. Mab 20 минут назад
Цитата: The_reef
Маб, законы в евросоюзе к таким вещам серьезнее относятся, чем у нас.

Нет. В Евросоюзе ты никогда не получишь 25 суток и 7 минималок за то, что находился рядом акцией протеста против властей, не бросал никаких предметов ни в витрины ни в спецназ.
западная ведьма 28 минут назад как то не очень The_reef 28 минут назад Маб, законы в евросоюзе к таким вещам серьезнее относятся, чем у нас. Однако, там такого не сделали, а жаль. западная ведьма 39 минут назад наша служба спасения - это просто п.здец! на них надежды 0! звонишь 112 - вы с какого города?-вот с такого- вы с мобильного?- да!блин, помираем! - какой у вас оператор?- я не помню! спасите!- если ваш оператор такой-то, наберите 030 на телефоне- спасибо за помощь,блять!
в полицию дозвониться невозможно! а если дозвонился, приедут часов через 5,если вообще приедут! в скорой долго трубку не берут, едут долго, человек умирает, они,блять, приедут - ну,надо реанимацию вызывать. а сразу не положено! реанимация приезжает! кислорода нет, этот электрошок не заряжен, а из машины ты его сам потащишь, а когда дотащишь - будешь делать иск. дыхание,врач массаж сердца ,а медсестра искать вены,т.к. укол в сердце она не умеет. и это еще в лучшем случае! в худшем скажут- а вам реанимация не положена! умирайте! мы подождем,смерть зафиксировать! а сраное мчс рассылало листовки о наводнении, когда вода уже в доме стояла! кота сдерева снять 2 тысячи! дверь взломать,если захлопнулась,5 тыщ! больного по сан авиации перевезти - без проблем! 500 тысяч!
так что, если вы умираете, вы обязательно умрете,даже если вас можно было спасти!
Новости от партнеров
Сейчас на сайте
56 пользователей, 906 гостей