РЕКЛАМА

Загрузка...

Нет, это не буржуин из «Мальчиша-Кибальчиша», не мистер Пиквик и даже не доктор Ливси. Это, дорогие товарищи, наш родной, всемирно известный ветеринар доктор Айболит. И не надо, пожалуйста, бухтеть про «не похож» и «развелось маляров в иллюстрации». Это, к вашему сведению, не маляр рисовал, а великий художник Мстислав Валерьянович Добужинский. Просто рисовал очень давно – Добужинский, если запамятовали, – это художник, книжки с рисунками которого читали в детстве те художники, книжки с рисунками которых читали в детстве ваши родители.

Более того – перед вами первый, можно сказать, прижизненный портрет Айболита.' />

"Не узнаю вас в гриме" (с)

Позволите вопросик? Как вы думаете, кто изображен на этом рисунке - тот что справа?
"Не узнаю вас в гриме" (с)

Нет, это не буржуин из «Мальчиша-Кибальчиша», не мистер Пиквик и даже не доктор Ливси. Это, дорогие товарищи, наш родной, всемирно известный ветеринар доктор Айболит. И не надо, пожалуйста, бухтеть про «не похож» и «развелось маляров в иллюстрации». Это, к вашему сведению, не маляр рисовал, а великий художник Мстислав Валерьянович Добужинский. Просто рисовал очень давно – Добужинский, если запамятовали, – это художник, книжки с рисунками которого читали в детстве те художники, книжки с рисунками которых читали в детстве ваши родители.

Более того – перед вами первый, можно сказать, прижизненный портрет Айболита.

Дело в том, что именно художник Добужинский в каком-то смысле пробудил к жизни и Айболита, и его вечного антагониста Бармалея. Как рассказывает наш известный лингвист Лев Успенский в книге «Имя дома твоего», по словам самого Корнея Ивановича Чуковского, его главный поэтический цикл зародился довольно забавным образом. Много лет назад поэт в компании с Добужинским гулял по Петроградской стороне, и в какой-то момент они вышли на Бармалееву улицу. Название привлекло внимание, и художник поинтересовался – кто же такой был этот Бармалей. Чуковский начал рассуждать о возможной этимологии, но нетерпеливый художник его перебил: «Неправда! — сказал он. — Я знаю, кто был Бармалей. Он был страшный разбойник. Вот как он выглядел...» И на листке Добужинский набросал свирепого злодея, бородатого и усатого... Через какое-то время у Чуковского вышла новая книжка с названием «Бармалей» и, естественно, с рисунками Мстислава Добужинского. Именно оттуда, из первого издания, и взято это изображение.

Но, тем не менее, могу лишь повторить вслед за вами – не похож.

Пусть Добужинский ему и отец родной, но с обликом Айболита – не угадал. Такое бывает. А вот с Бармалеем, напротив – угадал. В тексте сказки нигде не упоминается, что Бармалей – пират, у Чуковского он всего лишь каннибал и разбойник. Но Добужинский почему-то изобразил его пиратом, и вот уже почти столетие «кровожадный и беспощадный» не снимает униформы морских разбойников. Пришлось даже Чуковскому много позже, в прозаической версии «Доктора Айболита» как-то разъяснить пиратское происхождение знаменитого разбойника.

На самом деле проблема эта довольно любопытна. Детская литература – явление настолько своеобразное и особенное, что вполне тянет на особый вид искусства. Вышеупомянутая особенность, к примеру, ставит ее ближе к иконописи, чем ко своей «взрослой» сестре. И в самом деле – в детской литературе существует КАНОН. Никто не знает, как выглядела Анна Каренина, эту проблему каждый решает самостоятельно. А вот внешний вид какого-нибудь Чебурашки всем известен превосходно, и другого облика быть не может по определению. Любой культовый персонаж детской литературы довольно быстро обретает канонический облик, отступить от которого не может себе позволить не один сколь угодно вольный художник.

Причем канон этот часто разработан до мельчайших деталей.

Возьмем, к примеру, Буратино. Алексей Толстой, как известно, не только вернул русской версии Пиноккио изначальное имя (книга Карло Коллоди сначала называлась «История буратино» (дословно – «деревянной куклы», то есть «марионетки») и лишь во второй, расширенной версии сказки марионетка обрела имя Пиноккио, то есть «сосновый орешек»), но и изрядно облегчил работу будущим иллюстраторам. Во-первых, к тому времени уже много лет как существовали классические иллюстрации к Пиноккио итальянских художников Мацанти и Маньи, а во-вторых, в тексте облик Буратино был описан весьма детально. Долгое время классическими считались иллюстрации 1946 года знаменитого Аминадава Каневского, где облик главного героя был
нарисован строго по книге (предыдущие версии Б. Малаховского и Н. Муратова особого успеха не имели).
"Не узнаю вас в гриме" (с)


Тот же Каневский, кстати, является создателем канона еще одного культового персонажа – Мурзилки, который, как известно, появившись в книге русской писательницы Анны Хвольсон «Путешествия лесных человечков», был там человечком во фраке, с тросточкой и моноклем.

"Не узнаю вас в гриме" (с)


С появлением в 20-х годах журнала «Мурзилка» обладателя столь звучного имени сделали… маленькой белой собачкой, постоянно попадающей в разные приключения вместе со своим хозяином — мальчиком Петей, и лишь потом Каневский придумал желтое пушистое существо в берете, с шарфом и фотоаппаратом.
"Не узнаю вас в гриме" (с)


Но вернемся к Буратино.

Каневский, безусловно, был великим детским иллюстратором, но Буратино ему не дался. Такое случается – ни имя, ни талант художника, как мы убедимся, еще не гарантируют успеха. Честь создания канонического образа Буратино принадлежит не менее известному художнику Леониду Владимирскому. В 1953 году этот тогда никому не известный выпускник художественного факультета ВГИКА работал на студии «Диафильм» и, начиная диафильм «Золотой ключик», решил немного пошалить. Как вспоминает сам художник: «Я тогда был молодой и нахальный и сделал, как хотел. У Толстого Буратино носит белый колпачок из старого носка («За горизонтом мелькнул белый колпачок Буратино»), но мне это показалось скучным, и я сделал колпачок полосатым – такие носки были одно время очень модны в Италии. У меня и курточка Буратино была не коричневой, а красной, штанишки – не зелеными, а черными и так далее».
"Не узнаю вас в гриме" (с)

В 1956 году вышла книжка с иллюстрациями Владимирского, и пошло-поехало. Ситуацию еще попытался было переломить в 1959 году более именитый и не менее талантливый художник Алфеевский, но втуне

"Не узнаю вас в гриме" (с)

«Владимирский» Буратино в шортиках и с волосами-стружками начал шествие по стране и вскоре был везде – от этикеток на лимонадных бутылках до двухсерийного фильма «Приключения Буратино» Леонида Нечаева. Даже в новые времена художники, даже самые маститые вроде Михаила Скобелева не рисковали нарушать канон.

"Не узнаю вас в гриме" (с)

Красно-белый колпак и шорты стали столь же непременным атрибутом Буратино, как большие уши – визитной карточкой Чебурашки.

Вот, кстати, хороший пример того, что канонический образ не всякому таланту дается, и как иногда полезно художнику наплевать на авторский текст. У Успенского образ Чебурашки описан довольно невнятно: «Чебурашку сделали на игрушечной фабрике, но сделали так плохо, что невозможно было сказать, кто он такой: заяц, собака, кошка или вообще австралийский кенгуру. Глаза у него были большие и желтые, как у филина, голова круглая, заячья, а хвост короткий и пушистый, такой, какой бывает обычно у маленьких медвежат».

Примерно такого Чебурашку и изобразил первый иллюстратор книги – уже упоминавшийся Валерий Алфеевский, но его версию ныне помнят разве что историки иллюстрации.

"Не узнаю вас в гриме" (с)

Не лучше получилось и у сделавшего вторую попытку гениального Геннадия Калиновского.
"Не узнаю вас в гриме" (с)

И только в 1968 году в мультфильме Романа Качанова «Крокодил Гена» появился великолепный образ, придуманный и нарисованный Леонидов Шварцманом без всякой оглядки на описание Успенского. И сразу попал в десятку – иного Чебурашку уже и представить невозможно
"Не узнаю вас в гриме" (с)

Мультфильмы, надо сказать, как более массовый вид искусства нередко «перебивали» образы иллюстраторов.

Так произошло, например, с Карлсоном. Не припомню ни единого случая, когда в детских журналах, на афишах и т.п. использовался «санкционированный» самой Линдгрен образ, нарисованный ее постоянным иллюстратором Илон Викланд
"Не узнаю вас в гриме" (с)

И хотя в советское время книги про Карлсона выходили только с ее иллюстрациями, тамошнего Карлсона, нарисованного художницей, по слухам, с какого-то стокгольмского бомжа, начисто затмил наш советский Карлсончик, рыжий и в стильном комбинезоне. Тот самый, из мультфильма Бориса Степанцова «Малыш и Карлсон», нарисованный Анатолием Савченко.

"Не узнаю вас в гриме" (с)

То же самое случилось и с Винни-Пухом – обаятельный толстячок

"Не узнаю вас в гриме" (с)

созданный режиссером Федором Хитруком и художником-постановщиком Эдуардом Назаровым был настолько неотразим, что просто вынес из голов советских детей классические иллюстрации Диодорова и Калиновского.

"Не узнаю вас в гриме" (с)
0
1550
13 октября 2008
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Смотрите также
Дель БуратиноДель Буратино

Неутомимый Гильермо дель Торо в интервью ресурсу Bloody Disgusting сообщил, что приступил к разработке stop-motion-мультфильма \"Пиноккио\" (Pinocchio...

Почти как БуратиноПочти как Буратино

Глядя, какие скульптуры вырезают из дерева мастера-умельцы, совершенно не удивительно, что некий Карло смог себе вырезать из полена сына и назвать его...

Западные сказки, восточный художникЗападные сказки, восточный художник

Художник из Южной Кореи На Юнг Ву рисует очень милые и прикольные иллюстрации по мотивам всем известных европейских сказок. Вот только переносит их к...

Фанта против Фанта против "Буратино"

Уличная торговля прохладительными напитками в СССР не менялась десятилетиями. Собственно, существовало 2 формата - ручной и автоматический. В середине...

Загрузка...
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
Пятница, 18 Августа
USD 1.9379
EUR 2.2752
RUB 0.0327
Vamos 35 минут назад У них там мужиков от жары что ли на сексе клинит?????? siskin 70 минут назад Слава Богу,что забор,вот нах трогать
3ara3a 291 минут назад
Цитата: Suum_cuique
и, напоследок, жаль, конечно, детей твоих. с таким ебанутым отцом ничего дельного и адекватного не вырастит. ибо ты неадекватен. и желаю, чтобы из 4, хотя бы, один или одна стал_а геем или лесбиянкой. а лучше все 4 )
во смеху будет )



Ну коль так расходимся, я же не скоро в этом болоте буду ))

Удачи тебе дрочила. Жалко тебя... Жизнь твоя скудна...

Цитата: Suum_cuique
ну, чем не типичная овуляшка? всё признаки на лицо )

Про овуляшек пи3дят типичные неудачники, ЭТО ФАКТ ))) Развивать тему не буду.. перед лохом.
Suum_cuique 299 минут назад
Цитата: 3ara3a
а вот и хер тебе за воротник. Научись сопля говорить за себя.. На СИМ и КонЧАЙ.

я спать иду. делай, что хочешь. ты ж любитель сам с собой....
поговорить.
Цитата: 3ara3a
у них хотя бы отец есть,, ты сей эмоции не ведаешь, да и врядли узнаешь

ну, чем не типичная овуляшка? всё признаки на лицо )
3ara3a 301 минут назад
Цитата: Suum_cuique
вот и замечатльно. на том и кончим )
пока.



а вот и хер тебе за воротник. Научись сопля говорить за себя.. На СИМ и КонЧАЙ.

А про моих деток не сцы, у них хотя бы отец есть,, ты сей эмоции не ведаешь, да и врядли узнаешь,, соси за щеку,, это твой максимум в этой жизни )))
Suum_cuique 304 минут назад
Цитата: 3ara3a
Начнем с того, что между нами нет никакой беседы)))

ТЫ для меня лишь мелкий пи3деныш НИ О ЧЕМ )))

вот и замечатльно. на том и кончим )
пока.

и, напоследок, жаль, конечно, детей твоих. с таким ебанутым отцом ничего дельного и адекватного не вырастит. ибо ты неадекватен. и желаю, чтобы из 4, хотя бы, один или одна стал_а геем или лесбиянкой. а лучше все 4 )
во смеху будет )
3ara3a 308 минут назад
Цитата: Suum_cuique
шизофриния и шизофазия - разные вещи. учи мат часть.

ты мен хочешь чему -то научить???
Алешка - ты меня лишь улыбаешь )))
Цитата: Suum_cuique
какая разница, кто ведёт беседу. если беседа не нравится, то любой из участников беседы имеет право закончить беседу.

Начнем с того, что между нами нет никакой беседы)))

ТЫ для меня лишь мелкий пи3деныш НИ О ЧЕМ )))
Suum_cuique 310 минут назад
Цитата: 3ara3a
И у кого шизофриния ???

шизофриния и шизофазия - разные вещи. учи мат часть.
Цитата: 3ara3a
Я вроде с тобой веду беседу? или тебе удобнее думать иначе??

какая разница, кто ведёт беседу. если беседа не нравится, то любой из участников беседы имеет право закончить беседу.


Цитата: 3ara3a
На Аш про подобных говорят, "посрала и убежала" )))

мне плевать. понимаешь? или нет? - я серьёзно сейчас.
ты должен помнить всегда одну вещь, что для большинства людей, с которыми ты общаешься, по большей части ты никто и ничто. а знаешь, что это значит? это значит что, чтобы ты не сказал, людям плевать на то, что ты говоришь. т.к. ты - никто для них. на этом сайте - мы все друг для друга никто и ничто. в реальной жизни это никак не влияет. а тут - просто времяпровождение. вот и всё.

ещё раз на бис: МНЕ НА ТЕБЯ ПЛЕВАТЬ.
Новости от партнеров
Сейчас на сайте
15 пользователей, 1535 гостей