Мертвую воду впервые сняли на видео
Ученым из Италии и Франции удалось снять на видео так называемый эффект мертвой воды. Это явление характерно для холодных морей: при отсутствии видимых волн мертвая вода тормозит плывущий по ней корабль. Предыдущие исследования нашли причину необычного эффекта, а в новой работе ученые показали его наглядно.

Билл Гейтс выделяет $100 млн на медицинские исследования
Фонд Мелинды и Билла Гейтс объявил в среду о том, что выделяет 100 миллионов долларов на медицинские исследования, которые будет предоставлены в течение пяти лет.

Физики открыли новое состояние материи
Физики открыли новое состояние материи, названное квазитрехмерным электронным кристаллом, которое возникает при воздействии сильного магнитного поля на охлажденный полупроводник, говорится в статье, опубликованной канадскими учеными в журнале Nature Physics. Открытие может привести к ускорению развития электроники.

Ученые научились избирательно стирать память у мышей
Ученые научились стирать память у мышей об объектах, виденных в течение последнего часа, и память о страшных событиях, пережитых за последний месяц, не повреждая при этом другие виды памяти, говорится в опубликованной американскими биологами в журнале Neuron статье.

Ученые дают надежду больным рассеянным склерозом
Лекарство, применяемое при лейкемии, может стать мощным оружием в борьбе против рассеянного склероза, сообщили исследователи.

Новое лекарство от ожирения оказалось вдвое эффективнее существующих препаратов

Умирающую беременную японку отказались принять восемь больниц
В Японии разрастается скандал, связанный со смертью беременной женщины, которую не смогли принять восемь больниц подряд. Медицинские учреждения отказывались госпитализировать пациентку, ссылаясь на нехватку квалифицированного персонала.

ВГТРК подала иск против социальной сети "ВКонтакте"
Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания подала судебные иски не только против Mail.ru, но и против социальной сети "ВКонтакте", пишет в четверг газета "Коммерсант". В среду стало известно, что ВГТРК намерена судиться с Mail.ru. Аналогичный иск, сообщили изданию представители ВГТРК, подан и против популярной социальной сети.

ВГТРК подала в суд на Mail.ru
Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания подала в суд на интернет-портал Mail.ru. Иск был подан в Арбитражный суд Москвы и касается нарушения прав на интеллектуальную собственность, рассказал в беседе с корреспондентом "Ленты.Ру" главный редактор телеканала "Вести" Дмитрий Медников.

Ультрафиолетовый микроскоп с рекордным разрешением назван изобретением года

Обработка видеоданных - эффективный инструмент слежки
Сложно сказать, насколько сильно на жизнь современного общества влияют разработки в области создания новых видов вооружений, развитие космонавтики. С одной стороны, новые материалы и технологии нередко появляются сначала в исследовательских лабораториях, спонсируемых силовыми структурами различных стран, и лишь затем находят свое мирное применение.' />

i-stream

Мертвую воду впервые сняли на видео

Впервые эффект мертвой воды описал Фритьоф Нансен в 1893 году. Во время плавания по Баренцеву морю он заметил, что на спокойной воде скорость движения корабля начала сильно замедляться. В таких случаях толща воды содержит несколько слоев, отличающихся по плотности. Этот эффект часто наблюдается в северных морях, т.к. расслоение происходит из-за таяния ледников.

Когда корабль двигается, то рождает во внутреннем слое волны. Амплитуда волн постепенно увеличивается, и они нагоняют корабль, замедляя его скорость. В то же время, поверхность верхнего слоя воды остается неподвижной.

Современным исследователям удалось экспериментально воспроизвели эффект мертвой воды, наполнив длинный резервуар с прозрачными стенками слоями воды разной плотности. При этом в верхний слой был добавлен краситель.

После этого в резервуар запустили игрушечную лодку. Практически сразу после отплытия скорость движения падала, а в некоторых случаях лодка полностью останавливалась.

Видеозапись смогла наглядно продемонстрировать, как именно образуются волны, и происходит замедление движения лодки. Во второй серии экспериментов ученые доказали, что эффект мертвой воды практически не изменяется от увеличения числа слоев. РИА

Билл Гейтс выделяет $100 млн на медицинские исследования

Гранты от основателя компании Microsoft, более десяти лет удерживавшего первенство в списке миллиардеров по версии Forbes, получат 104 ученых или исследовательских групп в 22 странах мира, которые занимаются научными экспериментами в области предупреждения и преодоления ВИЧ-инфекции и туберкулеза.

Нынешним летом Гейтс отошел от руководства Microsoft, чтобы полностью посвятить себя благотворительности. Его фонд уже выделил около 900 миллионов долларов на поддержку развития аграрного сектора беднейших стран мира, а в сентябре он заявил о выделении еще 66 миллионов долларов на новую программу борьбы с голодом в рамках ООН.

Объявленная инициатива предполагает инвестиции в технологии, которые помогут фермерам более 20 беднейших стран Африки производить продукцию для закупок Всемирной продовольственной программы (WFP), оказывающей в этих странах гуманитарную помощь.

Благотворительный фонд семейства Гейтс составляет 3 миллиарда долларов при предположительном состоянии Гейтса на текущий момент в размере 35 миллиардов долларов. РИА

Физики открыли новое состояние материи

"Это на самом деле не настоящее трехмерное состояние, а что-то промежуточное. Это совершенно новое явление. Это то, что любят теоретики, теперь они будут думать, как подвести существующие модели к новой ситуации", - заявил руководитель исследования, доктор Гийом Жерве из университета Макгилла, слова которого приводятся в сообщении этого университета.

Новое состояние вещества было получено на основе так называемого двумерного электронного кристалла, открытого в 1990-х годах.

"Представьте сэндвич, где вместо ветчины находятся электроны. В такой системе электроны протискиваются между двумя материалами, поэтому кристалл называется двумерным. Электроны могут двигаться только в плоскости, аналогично бильярдным шарам на столе. Они имеют толщину, но не могут двигаться вверх и вниз", - поясняет доктор Жерве.

В новом эксперименте ученые охладили двумерный электронный кристалл до сверхнизкой температуры, примерно в 100 раз ниже температуры межгалактического пространства.

Затем материал поместили в магнитное поле, созданное самым мощным магнитом на Земле, находящимся во Флориде. В результате электроны стали двигаться в ранее "запрещенных" направлениях и двумерная система внутри полупроводника начала трансформироваться в "квазитрехмерную".

По словам ученых, это открытие может привести к новому этапу в развитии электроники, в частности, оно позволит сохранить действие так называемого "закона Мура". Согласно этому закону, число транзисторов на кристалле удваивается каждые два года за счет уменьшения их размеров. Но так как при достижении наноразмеров физические свойства транзисторов изменяются, закон перестанет действовать. По словам авторов исследования, их открытие позволит обойти это ограничение. РИА

Ученые научились избирательно стирать память у мышей

По словам ученых, это делает научно-фантастические истории об избирательном стирании памяти у людей более реальными. Например, таким способом можно было бы лечить участников военных действий от страха и связанной с ним депрессии.

В процессе формирования памяти можно выделить четыре стадии: образование кратковременной памяти, переход ее в долговременную память, ее хранение и воспроизведение.

Ранее ученые обнаружили одну из ключевых молекул, играющую важную роль в регуляции этих процессов в мозге - фермент, называемый CaMKII. В новом исследовании ученые разработали метод регуляции активности этого фермента, который приводил к изменениям памяти у мышей.

"Мы разработали химическую и фармакологическую стратегию регуляции генов, которую проверили на трансгенных мышах", - утверждает руководитель исследования доктор Джо Чен из медицинского колледжа Джорджии, слова которого приводятся в сообщении Cell Press.

Ученые обнаружили, что увеличение активности CaMKII приводит к забыванию объектов, увиденных на протяжении последнего часа, а также страха, пережитого за последний месяц.

Исследователи также показали, что такое забывание связано не с ухудшением воспроизведения памяти, а с ее стиранием в мозге. Другие виды памяти при этом не нарушались.

"Наше исследование свидетельствует о существовании молекулярного способа, которым можно стереть травмирующую память, при этом сохраняя все остальные воспоминания", - утверждает доктор Чен.

По его словам, такая возможность - дело очень далекого будущего, так как ученые сделали только один шаг, "чтобы забраться на эту высокую гору". РИА

Ученые дают надежду больным рассеянным склерозом

Препарат под названием алемтузумаб, судя по всему, на начальной стадии останавливает прогрессирование рецидивирующего-ремитирующего рассеянного склероза (РРРС), который является наиболее распространенной формой этого заболевания.

Ученые из Кембриджского университета опубликовали в журнале New England Journal of Medicine результаты своего исследования. Они утверждают, что новый препарат помогает восстановить нарушения, возникшие в мозгу в результате болезни.

Однако эксперты предупреждают, что препарат имеет весьма серьезные побочные эффекты. Ученые также подчеркивают, что исследование находится на начальной стадии.

Алемтузумаб относится к противоопухолевым препаратам на основе моноклональных антител. Он был создан в Кембриджском университете в конце 1970 годов и применяется для подавления лейкоцитов, пораженных раком крови.

В ходе последнего исследования, которое продолжается уже три года и в котором принимают участие 334 пациента с РРРС, было обнаружено, что этот препарат снижает число рецидивов болезни на 74% чаще, чем обычная терапия бета-интерфероном.

Кроме того, вероятность потери трудоспособности при лечении алемтузумабом на 71% ниже, чем при обычных методах.

У пациентов, получавших этот препарат, также отмечено восстановление некоторых функций, которые, как считалось, были утеряны безвозвратно. В результате через три года после начала исследования они стали здоровее.

У пациентов, которые в эти же три года получали обычную терапию бета-интерфероном, отмечена прогрессирующая потеря трудоспособности.

Эти данные подтверждаются результатами сканирования мозга, которые показали, что у пациентов, получавших алемтузумаб, мозг увеличился в размерах, в то время как у остальных - стал меньше.

Как указывают ученые, это исследование показывает, что алемтузумаб позволяет восстановить поврежденные ткани мозга.

Однако они подчеркивают, что необходимо продолжать исследования и подтвердить эти первоначальные результаты, прежде чем рекомендовать препарат для широкого использования в рамках национальной системы здравоохранения Великобритании.

"Алемтузумаб является самым многообещающим экспериментальным препаратом для лечения рассеянного склероза. На третьем этапе испытаний, как мы надеемся, нам удастся подтвердить, что он не только стабилизирует состояние, но и в некоторой степени восстанавливает трудоспособность больного", - заявил руководитель проекта профессор Аластар Комстон.

Рассеянный склероз возникает при сбое в работе иммунной системы организма, в результате которого она начинает атаковать нервные волокна и их защитное покрытие - миелиновую оболочку.

Это приводит к тому, что нервы не могут как следует выполнять свои функции и отмирают. Это, в свою очередь, вызывает тяжелые нарушения физического и умственного состояния больного.

Алемтузумаб уничтожает белые кровяные тельца или лейкоциты, которые при рассеянном склерозе наносят организму главный ущерб.

Это позволяет отключить иммунную систему, чтобы через некоторое время запустить ее снова в правильном режиме работы.

"Способность препарата восстанавливать нарушенные болезнью функции беспрецедентна. Мы нашли лекарство, которое, если его давать пациентам на ранней стадии болезни, действительно может остановить ее прогрессирование и восстановить нанесенный тканям мозга ущерб", - заявил участник проекта Аласдар Коулс.

Однако у лекарства есть побочные эффекты. В ходе исследования у 20% пациентов, которым давали алемтузумаб, возникли нарушения функции щитовидной железы - либо ее недостаточность, либо гиперактивность.

У небольшой части группы уменьшилось количество тромбоцитов, способствующих свертываемости крови, из-за чего у них повысился риск возникновения кровотечений. Один человек умер. Однако ученые подчеркивают, что осложнения поддаются лечению, если их обнаружить на ранней стадии.

Глава Общества по борьбе с рассеянным склерозом Ли Данстер настроен оптимистично.

"Это первый препарат, который потенциально может останавливать болезнь и даже восстанавливать нанесенный ею ущерб. Это исследование вселит надежду в людей, которые живут с этой болезнью, - сказал он. - Однако нужно продолжать работать, чтобы проверить эффективность препарата в долговременной перспективе, и мы с нетерпением будем ждать результатов следующей стадии этого многообещающего исследования".

Профессор Пол Мэтьюз из Лондонского имперского колледжа считает это исследование очень важным, но призывает к осторожности.

"Алемтузумаб в небольшой группе пациентов вызвал весьма серьезные побочные эффекты. Это показывает, что он, видимо, годится не для всех, а только для пациентов с самой агрессивной формой болезни", - сказал он. BBC

Новое лекарство от ожирения оказалось вдвое эффективнее существующих препаратов

Новый препарат для снижения веса тезофензин, разработанный датской фармацевтической компанией NeuroSearch, позволяет сбросить в два раза больше килограммов, чем применяемые на сегодняшний день препараты. Таковы результаты II фазы клинических испытаний, проведенных учеными из Университета Копенгагена совместно со специалистами компании NeuroSearch.

Тезофензин действует путем угнетения обратного нейронального захвата медиаторов серотонина, дофамина и норадреналина в структурах мозга, ответственных за аппетит. Его эффект достигается за счет подавления чувства голода и быстрого насыщения при приеме пищи. Первоначально тезофензин разрабатывался для лечения болезней Паркинсона и Альцгеймера, однако ученые обратили внимание на его способность вызывать снижение веса.

В исследовании под руководством Арне Аструпа приняли участие 203 пациента, страдающих ожирением, средний вес которых составлял чуть более ста килограммов. Всем пациентам назначалась диета, а также прием лекарства по 1 таблетке ежедневно в течение 6 месяцев. Примерно равное число людей получали тезофензин в одной из трех дозировок либо плацебо.

Спустя полгода выяснилось, что участники, получавшие плацебо в среднем похудели на 2,2 кг. Люди, принимавшие тезофензин в дозе 0,25 мг, 0,5 мг и 1,0 мг похудели соответственно на 6,7 кг, 11,3 кг и 12,8 кг, сообщили ученые. Последние два показателя примерно вдвое превосходят эффект, который достигается при приеме современных препаратов для снижения веса сибутрамина и римонабанта, отметили они.

По словам исследователей, прием тезофензина в ряде случаев сопровождался такими побочными эффектами как сухость во рту, тошнота, запор, диарея и бессонница. У пациентов, получавших наивысшую дозу препарата, также отмечался подъем артериального давления.

Учитывая высокую эффективность и низкое число побочных эффектов, оптимальным является ежедневный прием тезофензина в дозе 0,5 мг, заключили авторы исследования. Они отметили, что в ближайшем будущем стартует III фаза клинических испытаний препарата. В случае, если испытания окажутся успешными, препарат тезофензин может появиться на рынке через несколько лет, сообщает журнал The Lancet. medportal

Умирающую беременную японку отказались принять восемь больниц

Взбудораживший японскую общественность инцидент произошел в конце сентября. У 36-летней женщины, находившейся на последних неделях беременности, произошел инсульт. Бригада «скорой помощи» возила несчастную по городу в течение часа, однако ни одна больница не могла принять ее из-за отсутствия квалифицированных акушеров-гинекологов.

В конце концов необходимого специалиста удалось найти в девятой по счету больнице. Больной провели операцию на мозге и кесарево сечение, однако спустя три дня женщина скончалась.

Секретарь кабинета министров Японии Такео Кавамура признал, что гибель женщины стала следствием серьезных проблем в национальной системе здравоохранения. «Мы должны выяснить причины произошедшего и принять все необходимые меры, чтобы избежать повторения подобных инцидентов», - заявил он на пресс-конференции.

Трагическая смерть 36-летней японки – далеко не первый подобный случай в Японии за последнее время. Так, в прошлом году у женщины, которой отказали в лечении несколько больниц, произошел выкидыш в машине скорой помощи. Годом ранее страну потрясла история смерти роженицы, которую отказались принять 19 больниц. medportal

ВГТРК подала иск против социальной сети "ВКонтакте"

Исковые заявления касаются появления видеоматериалов компании на видеохостинге Mail.ru и на страницах пользователей социальной сети "ВКонтакте".

Главный редактор входящего в ВГТРК канала "Вести" Дмитрий Медников заявил, что сайты должны самостоятельно урегулировать отношения с владельцами всех размещаемых видеороликов, не дожидаясь запроса от правообладателя. "Мы будем судиться со всеми ресурсами в интернете, которые нелегально распространяют наш контент", - сообщил он.

В свою очередь, представители видеохостингов, с которыми удалось связаться изданию, сообщили, что самостоятельно отслеживать нелегальный контент они не в состоянии. "Мы не можем отслеживать, кому принадлежат права на ролики, загруженные пользователями",- сказала директор по маркетингу и PR Mail.ru Анна Артамонова. Гендиректор "Медиамира", владеющего Smotri.com, Михаил Гуревич напомнил, что в России нет документа, регламентирующего работу видеохостингов. Smotri.com, сказал он, руководствуется законодательством США, подразумевающим удаление контента по запросу. lenta.ru

ВГТРК подала в суд на Mail.ru

Поводом для недовольства ВГТРК, по данным ряда источников, стали программы или сериалы телевизионной компании, размещенные на видеосервисе Mail.Ru.

Дмитрий Медников заявил: "Это не чрезвычайное событие. Все происходит в рамках плановой работы юридической службы по защите продуктов ВГТРК. Мы надеемся на сохранение дружеских отношений с Mail.ru и другими порталами и видеохостингами, к которым возникнут аналогичные претензии".

Медников отметил, что ВГТРК тратит большие деньги на производство контента, и компания хочет, чтобы на рынке установились "более корректные по отношению к производителю контента правила игры".

Корреспондентам сайта Roem.ru удалось получить комментарий по поводу сложившейся ситуации у директора по маркетингу и PR Mail.ru Анны Артамоновой. Она заявила, что об исках со стороны ВГТРК к Mail.ru ей не известно. "Мы уже давно и плотно сотрудничаем с ВГТРК и различными его подразделениями - например, каналом "Вести", делаем совместные спецпроекты. Думаем, что сможем решить все вопросы мирным путем", - добавила Артамонова. lenta.ru

Ультрафиолетовый микроскоп с рекордным разрешением назван изобретением года

Новый микроскоп, разработанный совместными усилиями физиков из Колорадо и Беркли при участии российских ученых из физического института имени Лебедева, был признан одним из ста лучших изобретений года. В пресс-релизе Университета Колорадо сообщается, что новый прибор позволяет без специальной обработки образцов наблюдать процессы с характерными масштабами в десятки нанометров. Также мощный источник ультрафиолета позволит проводить сверхскоростную съемку различных процессов с выдержкой вплоть до одной миллиардной доли секунды.

Специальные зеркала для ультрафиолетового излучения были изготовлены в физическом институте имени Лебедева - в лаборатории рентгеновской оптики. Меньшая длина волны ультрафиолетового излучения по сравнению с видимым светом, помимо лучшей разрешающей способности (способности разделить изображение двух близких точек), приводит и к более жестким требованиям, которые предъявляются к оптике. Физики использовали специальные многослойные покрытия: согласно описанию на сайте лаборатории, такие зеркала могут быть использованы и для еще более совершенных рентгеновских микроскопов.

Проблема с ограничением разрешающей способности микроскопа может также быть решена заменой света на электронный пучок в электронном микроскопе или использованием специальной сверхтонкой иглы для сканирования поверхности. В таких микроскопах достигается еще большее увеличение - но либо ценой специальной подготовки и фиксации образцов, либо за счет длительного времени сканирования. Ультрафиолетовые и рентгеновские микроскопы лишены таких недостатков.

Составляемый журналом R&D (Research and Development - "Исследования и разработки") в течении уже сорока пяти лет список ста лучших научных изобретений включает в себя как готовые приборы, так и отдельные технологии: в этом году в него попали анализаторы для биотоплива, водооталкивающие покрытия и подстраивающиеся под конкретную аварийную ситуацию подушки безопасности для автомобилей. lenta.ru

Обработка видеоданных - эффективный инструмент слежки

Сложно сказать, насколько сильно на жизнь современного общества влияют разработки в области создания новых видов вооружений, развитие космонавтики. С одной стороны, новые материалы и технологии нередко появляются сначала в исследовательских лабораториях, спонсируемых силовыми структурами различных стран, и лишь затем находят свое мирное применение. В качестве примеров вспомним систему глобального позиционирования, которая сегодня прописалась в ставших обыденными портативных навигаторах, да и развитие самих вычислительные систем диктовалось необходимостью в совершении за короткое время сложнейших расчетов (эта тенденция прослеживается и сегодня, когда современные суперкомпьютеры заняты моделированием процессов ядерного взрыва).

С другой стороны, даже ультрасовременное вооружение, в значительной степени зависящее от бортовых вычислительных систем, не требует применения интегральных микросхем, способных выполнять рекордный объем вычислений за единицу времени. Стоит вспомнить и системы слежения, ночного видения, различные дисплеи – для применения в военных целях вполне достаточно картинки невысокого качества, тогда как даже самый нетребовательной пользователь сегодня нуждается в устройствах отображения информации очень высокого качества – как можно большего разрешения, с поддержкой миллионов цветов и оттенков и пр. Другими словами, здесь влияние военных или космических разработок минимально.

Насколько востребованным в жизни общества окажется создание и развитие беспилотных летательных аппаратов, покажет будущее, однако обратить внимание на разработки в этой области, без сомнения, стоит. Тем более, что подобные устройства могут применяться как для разведывательных операций в ходе вооруженных конфликтов, так и для слежения государственными структурами за собственными гражданами. Особенно, если будут доведены до логического завершения весьма неоднозначные технологии, наподобие разрабатываемой под патронажем агентства DARPA системы обработки видеоданных, поступающих со множества камер, установленных на улице, в общественных местах, заведениях и даже летательных аппаратах. Подобная программа должна уметь распознавать среди множества объектов и событий лишь те, что в наибольшей степени соответствуют имеющимся описаниям, либо являются крайне неординарными, а значит, и заслуживающими внимания спецслужб. По всей видимости, подобные системы смогут «на лету» обрабатывать поступающий в режиме реального времени видеопоток, анализировать его и давать указания камерам, летательным аппаратам и прочим инструментам слежения сконцентрировать свое внимание на определенном человеке/объекте/событии.

Для проведения соответствующих исследований DARPA выделила грант в размере $6,7 млн, которые получит небольшая компания из Нью-Йорка Kitware, проводящая собственные разработки при сотрудничестве с 19 сторонними компаниями и университетами. Но это только лишь начало длительного сотрудничества – указанная сумма предоставляется разработчиками для старта проекта, и в течение последующих нескольких лет в программу будет вложен не один дополнительный миллион долларов. В результате должна быть разработана система, позволяющая обрабатывать колоссальное количество видеоинформации, в том числе и «живых трансляций» с летательных аппаратов и огромных архивов уже накопленных данных, для поиска интересующих спецслужбы объектов.

Подобная система будет являться очень мощным инструментом для проведения слежек, и если сегодня для выявления подозрительного объекта операторам необходимо просмотреть огромное количество информации, полученной с камер наблюдения, то находящаяся пока на стадии проекта система должна существенно облегчить им задачу, выделяя среди массы людей наиболее подозрительных или подходящих к имеющимся описаниям объектов. В будущем, по мере роста числа камер, повышения их качественных характеристик, объемы получаемой информации возрастут многократно, и поиск нужных событий в таких массивах данных «вручную» будет чрезвычайно сложным, а главное, неэффективным. 3dnews