Ученые обнаружили химические причины бессонницы - в статье, опубликованной в журнале Sleep, исследователи впервые приводят данные о нейрохимических отличиях мозга страдающих бессонницей, от мозга тех, кто кто не имеет проблем со сном.

Эти данные позволят лучше понять причины так называемой первичной бессонницы, не являющейся побочным эффектом других заболеваний или действия лекарств.

Авторы статьи обнаружили, что в мозге людей, страдающих от проблем со сном минимум в течение полугода, примерно на 30% меньше гамма-аминомасляной кислоты (GABA) - вещества, оказывающего тормозящее действие на нервную активность у человека и млекопитающих.

В эксперименте участвовали добровольцы, страдающие расстройствами сна. С помощью протонной магнитно-резонансной спектроскопии ученые определяли концентрацию гамма-аминомасляной кислоты в мозге испытуемых и обнаружили связь между уровнем GABA и расстройствами сна.' />

Бессонница имеет химические причины - ученые

Кроме того, исследование показало, что количество гамма-аминомасляной кислоты снижено при депрессиях и ряде других нервно-психических расстройств, которые по ряду симптомов схожи с первичной бессонницей.

"Содержание GABA снижено в мозге людей, страдающих от бессонницы. Это указывает, что их корни их проблем находятся не только в сфере мышления и эмоций, но на уровне нервной системы", - говорит ведущий автор исследования Джон Уинкельман (John Winkelman) из Медицинской школы Гарварда.

Гамма-аминомасляная кислота снижает общую активность во многих областях мозга, помогая ему "выключиться". Неспособность избавиться от навязчивых мыслей, "отключиться" - распространенная жалоба людей с первичной бессонницей.

С хронической бессонницей, или ее симптомами, которые продолжаются по меньшей мере месяц, сталкиваются около 10% взрослых в развитых странах. Значительно чаще бессонница сопровождает другие заболевания, возникает при приеме некоторых лекарств. Около 25% от общего числа людей с расстройствами сна, страдают от первичной бессонницы, которая определяется как невозможность заснуть без внешних причин.

По мнению Уинкельмана, знание, что первичная бессонница связана с недостатком в мозге определенных веществ, может помочь в диагностике и лечении расстройств сна.

"Бессонница влияет не только на ночной сон, днем ее последствия сказываются на работоспособности, внимании и настроении", - отмечает ученый.
1 ноября 2008