РЕКЛАМА

Загрузка...

Культ насилия, распространившийся в молодежной среде, является продуктом идеологии общества потребления.' />

Почему молодежь охватила настоящая волна жестокости

Почему молодежь охватила настоящая волна жестокости

Культ насилия, распространившийся в молодежной среде, является продуктом идеологии общества потребления.

ЧУЖАЯ БОЛЬ КАК РАЗВЛЕЧЕНИЕ

О том, что Россию сегодня охватила настоящая волна жестокости, не слышал и не читал только ленивый. Видеозаписи избиения молодыми людьми и подростками стариков, женщин и детей, обошли весь рунет и достигли даже официального телевидения. Драки между скинхедами и антифашистами, нападение стаями на одиноких граждан, жестокие до извращенности убийства – все это давно уже вышло за рамки обыкновенного хулиганства. Сам факт того, что большинство подобных преступлений совершается несовершеннолетними или просто очень молодыми людьми, пугает и удивляет одновременно.

Многие сравнивают происходящее у нас с волной подростковых преступлений на Западе. Однако разница между психопатичным одиночкой, истерично отправляющим пулю за пулей в одноклассников, а затем совершающим самоубийство, и толпой отморозков, с шутками и смехом избивающих ногами женщину, а потом с радостным гвалтом возвращающихся домой, на наш взгляд очевидна. В первом случае речь идет о желании совершить преступление, эпатировать общество, доказать ему собственную отчужденность, нарушив все мыслимые и немыслимые границы морали и права. Во втором – о явном наслаждении от насилия. Если первые видят границу дозволенного, и демонстративно ее нарушают, то в сознании вторых эта граница уже стерта. Нельзя сказать, кто лучше или хуже. И те и другие – порождения явной болезни общества, однако диагнозы абсолютно разные.

СУБКУЛЬТУРА НАСИЛИЯ

Впрочем, о том, что наши дети-убийцы какие-нибудь особенные, говорить не приходится. Дело в том, что всё, что мы наблюдаем, однажды уже было. Речь идет о Соединенных Штатах Америки, о «благословенных» шестидесятых.

Итак, послевоенная Америка вышла на рельсы общества потребления, благосостояние населения росло, массовая культура набирала обороты, телевидение развивалось семимильными шагами. Примерно тогда же грянула пресловутая «сексуальная революция». И уже к концу пятидесятых годов в Штатах начался настоящий бум молодежных субкультур. Началось все с бродяг-битников, породивших затем не только миролюбивых хиппи, но и так называемых «диких ангелов» – мотоциклистов, колесивших по американским дорогам в поисках мифической свободы и приключений. Считается, что «Дикими ангелами» они стали называться после выхода на экраны одноименного фильма Роджера Кормана в 1965 году.
У нас принято идеализировать молодежные движения тех лет. Это произошло по двум (противоположным, по сути) причинам. С одной стороны, в выходках «взбесившейся молодежи», как ее называли на Западе, принято было видеть протест против общества потребления, с его навязанными «буржуазными» ценностями, против «загнивающего капитализма». С другой, демонстративное сопротивление системе казалось сладким запретным плодом, символизируя ту свободу самовыражения, которой подчас не доставало советской молодежи.
Однако самим американцам порой было нелегко разделять восторги в адрес этих «благородных» бунтарей. Если хиппи просто «отошли в сторону», а если уж быть точным – добровольно опустились на дно, инфантильно отвергнув мир взрослых, то байкеры причиняли жителям американских городов немало бед. Останавливаясь на ночлег в небольших городках и поселениях, эти «свободолюбцы» буквально терроризировали жителей этих населенных пунктов. Массовые избиения мирных граждан, групповые изнасилования, садистские методы унижения всех категорий населения: от стариков до младенцев трудно назвать борьбой против неправедного мира. Да эти ребята и не пытались найти своим действиям самооправдание. Они просто получали удовольствие от процесса. За несколько лет такой образ жизни стал достаточно популярен, то тут, то там, в разных уголках страны появлялись все новые и новые мотоциклетные банды. «Диких Ангелов» нетрудно было опознать не только по кожаным курткам, которые были в моде не только у них, но и по обилию нацисткой символики, гитлеровских орденов и свастик. Кроме того, тогда же в Америке возникло еще несколько разновидностей подростков-преступников, зацикленных на насилии как на способе самоутверждения. К концу шестидесятых любительские видеокамеры становятся относительно доступными для наиболее обеспеченных молодых людей. Тут же появляется новая мода: снимать свои изощренные преступления с тем, чтобы потом можно было еще не раз насладиться хрустом костей и мольбами о пощаде, а заодно для того, чтобы похвастаться собственной жестокостью перед такими же подонками.

СВОБОДА И БЕЗНАКАЗАННОСТЬ ДЛЯ «ОТМОРОЗКОВ»

Если у Вас еще не возникло стойкое дежавю, попробуем найти корни этого явления.

На самом деле агрессивные подростки не были борцами с обществом потребления, они были его закономерным порождением.
Послевоенная Америка, как было принято говорить, «сбросила оковы» пуританской морали. За очень короткий промежуток времени большинство привычных этических норм были отринуты и переведены в разряд старомодного и ханжества. Сексуальная революция совпала с модой на крайне натуралистичные сцены насилия, захватившей телевидение и киноискусство. Планка допустимого в сознании молодых американцев упала, а новой условной границы невозможного не возникло, просто потому что адекватное воспитание на тот момент не входило в число забот борцов за свободу слова.
Постепенно приучив обывателя к сценам насилия, СМИ, и в первую очередь – телевидение, породили поколение людей, не только не боящихся вида крови, но и не скрывающих нездорового любопытства по отношению к боли и смерти других людей. Запертые в подсознании инстинкты вырвались наружу и были взлелеяны массовой культурой, превратившись в нечто нормальное. О том, как это произошло, интересно рассказывает полудокументальный фильм Хаскелла Векслера «Холодным взором» 1969 года. Его герой – телевизионный журналист, делающий карьеру на откровенных сценах насилия. Фильм начинается с того, что, став случайным свидетелем автокатастрофы, предприимчивый герой сперва делает репортаж, снимая изуродованные тела пассажиров, агонию и мучения, а только потом вызывает скорую помощь и полицию. На протяжении всего фильма автор почти оправдывает своего персонажа, пытаясь доказать, что интерес к смерти и мучениям – естественен для человека. Однако финал отнюдь не радужен: попав в похожую аварию, журналист не получает помощи. Оказавшийся поблизости паренек увлеченно снимает его гибель любительской видеокамерой. Таким образом, режиссер фильма поднял вопрос об ответственности деятелей культуры за воспитание в людях равнодушия, и даже любопытства по отношению к насилию и смерти.
С детства привыкшие к виду крови на экранах телевизоров, которые теперь наконец-то были практически в каждом доме, отвергшие родительскую систему приоритетов как устаревшую и изжившую себя, не озабоченные проблемами выживания в благополучном обывательском мире, а потому склонные к инфантильности, молодые люди и подростки зарождающегося общества потребления просто потеряли способность ориентироваться среди ценностей и антиценностей, различать черное и белое. В этой обстановке бунтарский дух, свойственный подросткам, и пресловутый юношеский максимализм приняли поистине гротескные формы.
Само американское общество оказалось идеальной почвой для развития подобных движений. Полная свобода действий жестоких «отморозков» объясняется их полной безнаказанностью. Та, в свою очередь, проистекает из разобщенности людей в эпоху потребления. В массовости общества – его слабость, потому что даже в толпе человек остается одиночкой. Это особенно бросается в глаза при разборе бесчинств подростков в небольших поселениях, общее число взрослых сильных мужчин в которых превосходило (подчас многократно) количество агрессоров в несколько раз. Однако объединиться и поставить зарвавшихся юнцов на место эти мужчины были не в состоянии. Каждый из них, снедаемый страхом за себя, предпочитал не вмешиваться до тех пор, пока дело не касалось лично его. Каждый был избит по одиночке, никто не попытался вступиться за другого. В шестидесятые годы было немало и громких, и замятых дел об убийствах и изнасилованиях на глазах у обывателей, которые побоялись не только вмешаться, но и вызвать полицию. Кстати, в отношении общества того времени к полиции кроется второй секрет той разнузданности, с какой молодые люди терзали своих соплеменников. Большинство американцев полиции попросту не доверяли. По поводу избиений и изнасилований чаще всего даже не заводились уголовные дела: по той простой причине, что потерпевшие предпочитали не обращаться в правоохранительные органы. И даже если местные шерифы получали возможность задержать хулигана, они не могли ею воспользоваться: не имели права наказывать человека за преступление, по которому не было заведено дело. Не могли оказать помощь и защиту тем, кто о ней не просил.

СТРАХ, ЗАМКНУТОСТЬ, РАЗОБЩЕННОСТЬ

Справедливости ради необходимо отметить, что уже к концу XX века агрессивную молодежь удалось обуздать. В принципе это абсолютно естественно, потому что подобные состояния, связанные с резким пересмотром системы ценностей и переворотом в общественном сознании, по определению не могут длиться вечно. Переходный период в западном обществе окончился, на первый взгляд, достаточно благополучно: подростковая преступность, сопряженная с бессмысленной жестокостью перестала носить массовый характер, энергию молодежи даже удалось частично перенаправить в мирное русло.
Однако не стоит упускать из виду то, каким путем было достигнуто это перемирие. Если бы речь шла о восстановлении равновесия в умах американских граждан, об объединении общества вокруг общих ценностных ориентиров – за Соединенные Штаты и последовавшие за ними страны Западной Европы можно было бы только порадоваться. К сожалению, ничего подобного не произошло. «Веру в демократию» и любовь к звездно-полосатому флагу нельзя назвать достаточными основаниями для формирования полноценного мировоззрения, а без достойных святынь общество не в состоянии полностью излечиться.
Далеко не последнюю роль в достижении видимого благополучия американского общества сыграло усиление роли правоохранительных органов. С одной стороны – это несомненный плюс, с другой – еще один шаг на пути к разобщению. Сегодня ни один вопрос граждане Штатов не могут решить без участия властей, они постепенно утратили способность к прямому диалогу, предпочитая использовать уполномоченного властью посредника. Объединиться против общей угрозы, самостоятельно выяснить взаимоотношения между соседями, сделать замечание чужому ребенку – для современного американца это непростые задачи. Куда легче просто вызвать полицию и самоустраниться. При этом соблюдение правил и законодательных норм перестало быть делом личной совести. Современный американец знает, что за ним со всех сторон следят не только полицейские видеокамеры, но и бдительные соседи, и даже родственники, готовые в любой момент наставить «заблудшего» на путь истинный прибегнув к содействию полиции. Тотальный контроль позволяет сократить число реальных преступлений, но не дает пространства для развития собственных моральных установок. А это значит, что малейшее послабление контроля спровоцирует настоящий взрыв подавленной жестокости. Ярким примером можно назвать поведение «добропорядочных» американских граждан во время каскадных отключений электричества в 1977-м и в 2003 годах. Темнота и всеобщая неразбериха привели к небывалому взрыву преступлений, в первую очередь мародерства. Этот пример наглядно показывает, что от беспредела американцев удерживают не моральные установки, а банальный страх перед наказанием.
Все бы хорошо, но ведь человеку от природы свойственно стремиться к объединению и общению, а современная общественная система на Западе просто не дает своим гражданам такой возможности. Вот откуда такое повальное бегство в виртуальный мир глобальной сети, где люди объединяются в сообщества, общаются между собой, конфликтуют и выясняют отношения. Но Интернет не может заменить реального общения, особенно необходимого именно молодежи. Замкнутость и разобщенность порождают одиночество и фрустрацию, а тотальный контроль со стороны «чуждого» общества вызывает агрессию. Вот откуда волна бессмысленных преступлений и самоубийств, совершаемых одиночками.

ВЕРНУТЬСЯ К НАСТОЯЩИМ ЦЕННОСТЯМ

Череда превращений, постигших американское общество во второй половине прошлого века, очень напоминает то, что происходит в нашей стране после перестройки и распада СССР. Девальвация моральных норм и приоритетов прошлого, та же самая сексуальная революция, скопированная с истории Запада. Отрекшись от старых ценностей, мы еще не успели сформировать новых, наши СМИ ухватились за иллюзию свободы слова и буквально завалили нас информацией о жестокости, насилии, смерти. Приучив массового зрителя относиться к человеческим страданиям с показным цинизмом, запутав его окончательно внезапно свалившимся на нас «плюрализмом», телевидение новой России породило новое поколение «взбесившейся» молодежи.

Расцвет молодежных субкультур в современной России вторичен, как вторичны и сами субкультуры, неумело воспроизводящие молодежные движения тех лет.
Разобщенность внутри общей массы, «одиночество в толпе» сегодня в нашей стране достигли критического предела. Большинство обывателей предпочитают не нарываться на проблемы и не лезть не в свое дело, даже если становятся свидетелями преступления. В современном мире каждый отвечает только сам за себя. Уровень доверия правоохранительным органам упал низко как никогда, и, к сожалению, не без причин. Совокупность этих фактов развязывает руки сегодняшним подонкам, мало чем отличающимся от «диких ангелов» и негритянских банд Америки шестидесятых.
В трудные для нашей страны девяностые годы, пытаясь воплотить американскую мечту, мы пошли по пути повторения и досконально воспроизвели все ошибки, совершенные американцами на пути к пресловутой демократии. По словам Гегеля, история всегда повторяется дважды: в первый раз в виде трагедии, второй – в виде фарса. Получив в нагрузку к мифической свободе и псевдодемократии толпы агрессивно настроенной молодежи, мы должны искать пути спасения страны не в истории других стран, а в возрождении исконных ценностей, близких русскому человеку – для того, чтоб разорвать порочный круг бесконечных заимствований.

Анна Зуфман
0
2277
4 ноября 2008
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Смотрите также
История БРСМИстория БРСМ

6 сентября 2002 года в столице Республики Беларусь г.Минске прошел объединительный съезд двух самых массовых молодежных организаций – Белорусского пат...

За год в Беларуси ловят около 30 хакеровЗа год в Беларуси ловят около 30 хакеров

Средний возраст белорусских хакеров — 21 год. Однако за большинство преступлений в сфере высоких технологий в нашей стране наказывают денежными штрафа...

Причины возникновения сексуальных меньшинствПричины возникновения сексуальных меньшинств

Исследования по поводу сексуальной ориентации показали, что сексуальная ориентация человека зависит от полученного воспитания....

Торжество даунов или Пара слов о социализмеТоржество даунов или Пара слов о социализме

Данная статья, мнение известного российского писателя А.П. Никонова. Он является определенным продолжением моих статей про мультикультурализм, фемини...

Загрузка...
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
Суббота, 10 Декабря
USD 1.9739
EUR 2.0967
RUB 0.0312
gismo_2 8 минут назад
Цитата: западная ведьма
ах тааак??))))ну все, п.здец тебе))))

Над собой лучше поколдуй, а то тебе уже давно писец.
Sерый17. 10 минут назад
Цитата: triangel
Она на последней, у ёлки!

Цитата: гном_Вася
на арене она была более раздета, ты просто не узнал ее одетой
Точно
Papasha69 17 минут назад Чушь - пишется с мягким знаком. Точно так же, как и ВКС(великая китайская стена). Новодел почти везде. Историю Китая, как и других народов изрядно преувеличили. Не понимаю для чего? Ведь стоит познакомиться с технологиями производства орудий труда сейчас, и становиться понятно, что 2500 лет нормальное сукно для штанов сделать не могли( потому и не носили штанов). Мнение - подделка 1960-1970 годов. Впрочем, как и всё китайское. Для интересующихся - сколько лет древнему "феншую". AntoNeo 26 минут назад
Цитата: Flint
латунь нынчи па 3 рубля....

А макулатура по чем?:)))))
Tatur 33 минут назад негусто) всего лишь на шесть страниц) Tatur 61 минут назад
Цитата: alesbyk2015
Ага, и как этот деревянный ящик уцелел за 2500 лет?

да куй его знает, может пропитан был, какой нить хренью)
Flint 65 минут назад латунь нынчи па 3 рубля.... alesbyk2015 72 минут назад Ага, и как этот деревянный ящик уцелел за 2500 лет?
Новости от партнеров

ИНТЕРЕСНОЕ:

Загрузка...
Сейчас на сайте
20 пользователей, 1329 гостей