Игра в шашки

Все знают, что компьютер давно пытаются научить игре в шахматы, но оказывается, шашки тоже не отстают — с момента появления более-менее производительной вычислительной техники ученые составляют алгоритмы игры в шашки, разрабатывают стратегии и так далее. Начиная с 1989 года несколько суперкомпьютеров были постоянно загружены расчетом всех возможных комбинаций ходов в шашках (а их оказалось более 500 миллиардов миллиардов). В 1992 году чемпион мира по шашкам Марион Тинсли (Marion Tinsley) в напряженном поединке выиграл у компьютера, после чего усилия программистов еще более активизировались :) В итоге в 2007 году исследователями из University of Alberta была создана программа Chinook, которая умела мастерски играть в шахматы. Для своей работы ей требовалось 200 компьютеров, но при этом программа распознавала любой возможный шашечный ход и выбирала самый лучший следующий ход, так что при игре с мастером по шашкам дело заканчивалось ничьей. Стоило совершить одну ошибку — и человек проигрывал.
Факт: Шашки — самая сложная игра, которой смогли научить компьютер в полной мере, с возможным количеством ходов 500 000 000 000 000 000 000. Количество вычислений, потребовавшихся для пересмотра всех возможных ходов, можете себе представить...' />

Игра в шашки

Ребенок с Титаника

Через несколько дней после гибели Титаника в океане было найдено тело ребенка. Идентифицировать его не удалось, и тело было похоронено в Nova Scotia с памятником и надписью «Неизвестный ребенок». В 2001 году ученые из Lakeland University, Онтарио, получили разрешение на экспертизу останков. Анализируя список пассажиров, они сузили количество вариантов до четырех — Gosta Paulson, Eino Panula, Eugene Rice или Sidney Goodwin. Первоначально они предположили, что это Eino Panula, но в 2007 году была проведена экспертиза ДНК с использованием зуба ребенка вместе с анализом ДНК родственников всех четырех детей. С максимальной вероятностью оказалось, что это Sidney Goodwin. Сидни был самым младшим ребенком из шести, его родители — Фред и Августа Гудвин из Англии, которые всем семейством иммигрировали в США на злополучном корабле. Не спасся никто, не было найдено даже их тел, за исключением младшего ребенка.

Факт: Моряки со спасательного судна были очень огорчены этой страшной «находкой», и сбросились деньгами на постройку монумента. 4 мая 1912 года тело было предано земле, в гроб был положен медный медальон с надписью «Our Babe» (Наш малыш). Грустно :(

Древняя табличка

Этот круглый камень был найден 150 лет назад в Ниневии, древней столицы Ассирии, которую мы сейчас называем Ирак. На камне изображены созвездия и клинописные значки, которые похожи на шумерские (шумеры — древнейшая известная цивилизация). Десятилетия ученые пытались расшифровать то, что написано на диске, но только в 2008 году два исследователя — Алан Бонд и Марк Хэмпселл из университета в Бристоле смогли окончательно расшифровать древний код. Они использовали компьютерную программу, которая моделирует расположение звезд на небе в глубокой древности, и благодаря ей доказали, что каменный диск является «записной книжкой» шумерских астрономов, и относится к периоду 3123 года до н.э, то есть более 5 тысячелетий назад!

Факт: большое внимание к этому диску объясняется тем, что на нем видно большой движущийся объект, пересекающий созвездие Рыб. Символы, обрамляющие его, показывают, что он двигается к точке на Земле, расположенной в районе Альп, точнее Köfels в Австрии. Интересно, что в том районе в наше время ученые обнаружили следы большого оползня, появление которого объясняется сильным механическим ударом. Но кратера в этом районе нет! Исследователи, проанализировав знаки еще более тщательно, вычислили угол, под которым это космическое тело ударилось о поверхность под очень малым углом (около 6 градусов), что привело к разрушению его о плотные слои атмосферы и взрыву, вызвавшему оползень. Как они смогли узнать это из такой небольшой таблички — ума не приложу...

Непорочная акула

В 2001 году в зоопарке Henry Doorly, штат Небраска, США, произошло событие. Акула-молот родила детеныша. Ну и что, скажете вы? А то, что вместе с ней в аквариуме находились еще две акулы, причем все они — самки. В неволе они находились как минимум три года, так что «отцу» было неоткуда взяться... Ученые по привычке начали ломать головы в поисках истины, выдвигая различные предположения. Одни утверждали, что акула была оплодотворена до заключения в неволю, и все это время сперма самца находилась в ней, «сработав» только сейчас. Другие считали, что акулы могут размножаться асексуально, без использования представителей противоположного пола (это называется партеногенез). Большинство заняло скептическую позицию, пока в 2007 году не было проведено комплексное исследование ДНК родившейся акулы, которое показало, что в ее клетках присутствует только ДНК матери. Таким образом, был подтвержден первый случай однополого размножения акулы.

Факт: В 2008 году стало известно про второй подобный случай в Virginia Aquarium & Marine Science Center. Полутораметровая атлантическая акула умерла в процессе вынашивания, после вскрытия оказалось, что детеныш, находившийся внутри, также был зачат без использования мужских половых клеток.

Полет шмеля

Эту загадку природы можно считать классической. Любители природы знают, что отношение веса шмеля к размаху его крыльев настолько большое, что летать он просто не должен — это все равно как если бы Боинг имел бы размах крыльев 5−10 метров. Существует даже шутка, что шмель может летать только потому, что не знает, что это невозможно :) Этот вопрос оставался нерешенным до 2005 года, когда с использованием высокоскоростной камеры обнаружили, что шмель машет крыльями 230 раз в секунду, при этом совершая не просто взмахи, а довольно сложные движения «восьмерками».

Факт: Для того, чтобы удобнее было изучать особенности полета шмеля, его поместили в сосуд, заполненный смесью кислорода и гелия — смесь, которая имеет меньшую плотность, чем воздух. Это заставило насекомое более интенсивно махать крыльями, чем и воспользовались вооруженные камерами ученые.

Ну как, интересно было? ;) Добро пожаловать в комментарии!