Ученые из университета Колорадо обнародовали результаты необычного исследования. Они взяли пробы с ладоней 51 студента (итого, со 102 рук) и обследовали образцы с использованием техники, анализирующей ДНК бактерий. В результате было обнаружено 4742 вида бактерий! В среднем по 150 на каждой руке. При этом только пять из них встречались на всех ладонях. Следовательно, посчитали ученые, своим собственным набором «ручных» микроорганизмов обладает не только каждый человек, но и каждая отдельно взятая ладонь.' />

Мыть или не мыть руки?

Мыть или не мыть руки?

Целуйте дамам ручки

– Для биологов не секрет, что разница бактериальной флоры на ладонях отчасти определяется тем, правша вы или левша, то есть какая рука доминирует, – говорит доктор биологических наук профессор Людмила Хрипач из НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды РАМН. – Известно также, что у женщин разнообразие бактерий на ладонях куда больше, чем у мужчин.
Но это, конечно, не значит, что все дамы грязнули. Вероятно, причины кроются в повышенной кислотности мужской кожи, в различиях потоотделения и выработки гормонов, а также в частоте использования косметических средств, – полагают ученые. Кроме того, у слабого пола большее количество бактерий живет под поверхностью кожи, где их нельзя изничтожить обычными средствами гигиены.
Для тех, кто решил, от греха подальше, больше никогда не дотрагиваться до женских ручек, важно знать: большая часть обнаруженных микроорганизмов не является патогенными. Так что целование дамских рук не отменяется. Оно не вредит вашему здоровью, подчеркивают медики.
А вот мужчинам стоит задуматься о своей гигиене. В ходе масштабного опроса выяснилось, что только 75% мужчин против 90% женщин моют руки, когда это необходимо.
Не радуют и другие факты. После ласкового общения с кошками и собаками прибегают к антибактериальным средствам менее 40% опрошенных, после соприкосновения с деньгами – 21%, а после чихания или кашля – всего лишь 32%. А ведь так и происходит распространение микробов и, как следствие, инфекционных заболеваний, возмущаются медики. Руки необходимо мыть как можно чаще, в который раз твердят они!

Тайная жизнь микробов

Но пока одни врачи спорят, какой метод отмывания рук более эффективен, находятся и такие, кто полагает, что слишком рьяное стремление к чистоте – тоже плохо. Привычный лозунг «Чистота – залог здоровья» оказался опровергнутым в ходе недавних исследований микробиологов. Люди, по их мнению, болеют как раз из-за того, что стремятся жить в почти стерильных условиях. По крайней мере у крыс дело обстоит именно так. Иммунная система песчаных крыс и мышей, обитающих в сельской местности и в городских коллекторах, заметно устойчивее иммунитета их собратьев, проживающих в стерильных лабораторных условиях.
– Эти исследования свидетельствуют в пользу появившейся несколько лет назад теории, суть которой в том, что помешанный на санитарии мир сам губит свое здоровье, – рассказывает врач-иммунолог высшей категории кандидат медицинских наук Ирина Зуйкова из ГНЦ Институт иммунологии. – Если верить такой точке зрения, иммунная система людей, в детстве не подвергающаяся атаке со стороны грязи и инфекций, слишком остро реагирует в зрелом возрасте на малейшие раздражители вроде пыльцы растений.
Согласно этой теории именно чрезмерная любовь к гигиене виновна в участившихся в развитых странах случаях заболевания астмой, аллергией и некоторыми аутоиммунными недугами. В том числе диабетом I типа, ревматическим артритом и волчанкой. Эта беда сейчас настигла и Россию – детей-аллергиков в крупных городах уже более 80 процентов. А вот в бедных и так называемых развивающихся странах подобного пока не происходит, подметили исследователи. Уж не излишняя ли чистота всему виной?

Не переборщите с дезинфекцией!

– Реклама различных дезинфицирующих средств постоянно пугает нас опасными бактериями, которых нужно уничтожать всеми возможными способами, – рассуждает профессор Людмила Хрипач. – Но не стоит слепо доверять такой рекламе.
Из каждого миллиона видов микроорганизмов только 3500 условно патогенны. Еще меньшее число микроорганизмов приводят к заболеваниям. К тому же у человеческой кожи есть особый постоянный «микробный фон». Его составляют около 300 видов микроорганизмов, которые не позволяют размножаться на коже вредным бактериям и грибкам. Смыть с кожи все микроорганизмы просто невозможно да и не нужно. Ведь многие из них нам жизненно необходимы.
С этим трудно не согласиться. Например, микроорганизмы, находящиеся в слюне, защищают нас от проникновения вредных бактерий и помогают в процессе пищеварения. Известно, что при обычном поцелуе мы можем «познакомить» между собой около 42 млн микробов. Но говорить о вреде такого обмена можно лишь в том случае, когда ваш партнер болен каким-либо инфекционным недугом. Не является правдивым и слух, будто антибактериальное мыло может защитить нас от простуды и гриппа, поскольку якобы «убивает все известные виды микробов».
– Антибактериальные средства, безусловно, необходимы для чистоты кожи, – соглашается кандидат медицинских наук Ирина Зуйкова. – Но они не способны защитить нас от гриппа. Ведь грипп, как известно, вызывается не бактериями, а вирусами, против которых мыло бессильно. Более того, эти средства нередко бывают вредны для здоровья.
При их чрезмерно активном использовании погибают не только вредные, но и полезные микроорганизмы. К тому же у вредных микроорганизмов может вырабатываться «иммунитет» к антибактериальному веществу. И тогда они способны вызвать заболевания, от которых у современной медицины еще нет лекарств.
Таким образом, смывая полезные микроорганизмы с кожи, мы открываем ворота для размножения на ней вредных микробов. Кроме того, нарушается нормальный жировой баланс кожи. Кожа становится раздраженной, шелушится, появляются трещины, через которые проникают патогенные микроорганизмы.
Так что же, не мыться? Нет! Мойтесь, но не превращайте это занятие в манию, предупреждают специалисты. Никакое мыло не может создать вокруг нас защитную оболочку.
Это рекламный трюк. На коже через несколько мгновений после мытья вновь поселятся микроорганизмы. Да и большая часть инфекционных микроорганизмов вдыхается из воздуха и попадает в организм через легкие, а не через кожу.
Микроорганизмы существовали на земле задолго до появления других форм жизни, напоминают биологи.
Они определяют состав почвы и воздуха и исчезнут с поверхности нашей планеты, как капитан корабля, последними! Не стоит объявлять им войну. Ведь она может закончиться нашим полным поражением.
1945