В начале XX века в сибирской деревне Андроново под Ачинском были найдены необычные захоронения бронзового века. Как оказалось позднее, это были могилы носителей одной из самых удивительных археологических культур, когда-либо существовавших на юге современного Красноярского края, – андроновской.
Андроновская и родственные ей культуры появились в конце 3 тысячелетия до н. э. и просуществовали более тысячи лет на огромной степной территории от Урала на западе до Саян на востоке и от Памира на юге до бескрайней сибирской тайги на севере. Именно с андроновской культурой связывают изобретение спиц для колеса, освоение первых месторождений медной руды на Алтае и даже, хотя и с многочисленными оговорками, возникновение индоиранской, или арийской «расы».
Но как выглядели «предки арийцев», учёные до сих пор толком сказать не могли.' />

Сибирь «арийцу» к лицу

Сибирь «арийцу» к лицуЧетыре тысячи лет назад на юге Сибири жили люди со стереотипно «арийскими» голубыми глазами и светлыми волосами. Учёным удалось прочесть внешний вид древних сибиряков в ДНК, извлечённых из сохранившихся костей носителей андроновской культуры.
Но как выглядели «предки арийцев», учёные до сих пор толком сказать не могли.
Форма и размеры различных скелетных костей и фрагментов черепа довольно чётко указывают на скорее европейскую (в современном понимании этого слова), чем азиатскую, монголоидную, внешность. Эти пропорции сохранились и в очертаниях некоторых бронзовых украшений.
А если верить теориям о происхождении индоиранцев от носителей андроновской культуры, то можно предположить, что среди древних жителей Красноярского края было достаточно стереотипных «арийцев» – голубоглазых, бледных, с золотыми волосами. На это указывают и немногочисленные дошедшие до нас описания жителей тех мест (относящиеся, впрочем, уже к закату андроновской культуры), и кое-какие сохранившиеся археологические памятники. Но как они выглядели, было непонятно – ни глаза, ни волосы не сохраняются в могилах так же долго, как кости.
Сейчас мы знаем, что почти все внешние признаки можно восстановить по одной-единственной молекуле, копии которой имеются во всех клеточках тела – в том числе и тех, что когда-то стали дошедшими до наших дней костями. И теперь, благодаря развитию техники считывания ДНК – даже очень плохо сохранившейся – мы наконец можем восстановить цвет кожи, глаз и волос носителей андроновской культуры, заданный их генетическим кодом.
Французские учёные под руководством Каролины Буаказ из института судебной медицины при Страсбургском университете провели именно такие исследования и выяснили, что,
по меньшей мере 60% «протоарийцев», живших на территории России, действительно имели голубые глаза.
Ну, или зелёные, или что-то в промежутке. И судя по всему, кожа у большинства из них была бледной, а волосы – светлыми, чуть менее уверенно заключают авторы статьи, опубликованной в International Journal of Legal Medicine. Им удалось генотипировать 25 костей возрастом несколько тысяч лет сразу по десяти генетическим маркерам на четырёх хромосомах. А недостаточная уверенность объясняется тем, что генетики наверняка ещё не нашли всех тех вариаций генов, которые в совокупности и определяют цвет наших глаз, волос и кожи.
Первым исследованным маркером стала позиция rs12913832 на длинном сегменте 15-й хромосомы. Здесь, в гене HERC2, у всех кареглазых людей находится нуклеотид аденин – «генетическая буква» А, в то время как у голубоглазых и зеленоглазых людей (они отличаются лишь количеством и способом упаковки пигмента) – гуанин, Г. Именно эта генетическая «ошибка» некоторое время назад привела к появлению голубоглазости.
Неподалёку, на том же участке той же хромосомы, находятся ещё три выбранных французами маркера, входящих в ген OCA2; известно, что эти участки влияют на цвет волос и кожи. А на 16-й хромосоме находится ген MC1R, по матрице которого синтезируется белок, участвующий в производстве двух типов «волосяного» пигмента – фео- и эумеланина. Известно, что нарушения в работе этого механизма приводят к перепроизводству феомеланина, что выливается в рыжий цвет волос.
Именно таким образом, кстати, предшественники Буаказ полтора года назад показали, что волосы неандертальцев вполне могли быть рыжими. В случае с носителями андроновской культуры вида Homo sapiens учёные не стали скрупулезно картировать весь ген MC1R в поисках аномалий, а ограничились двумя известными однонуклеотидными полиморфизмами в позициях rs1805007 и rs1805008, где у современных рыжеволосых людей вместо цитозина Ц стоит тимин Т.
Кроме того, к определению генетического происхождения привлекли ещё четыре маркера на той же 15-й, а также 5-й и 13-й хромосомах. По всем 10 маркерам учёные проанализировали ДНК 36 наших современников из Европы, Африки и Азии с различным цветом кожи, глаз и волос, а также образцы ДНК, высверленные из костей древних сибиряков – носителей андроновской, карасукской, тагарской и таштыкской культур.
По современникам учёные установили комбинации генетических вариантов, наиболее точно идентифицирующие внешний вид и происхождение человека, и применили их к древним костям. Полный 10-маркерный генетический «портрет» ни разу не повторялся и не совпадал с таковым ни у одного из сотрудников французской лаборатории; это убедило учёных, что речь здесь не идёт о генетическом «загрязнении» образцов.
Из 25 доисторических сибиряков лишь двое оказались «азиатами», один – примерно равной смесью «азиата» и «европейца». Все остальные – «чистокровные европейцы».
У большинства из них были голубые или зелёные глаза, бледная кожа и светлые или рыжие волосы.
При этом «европейцы» и «азиаты», разумеется, в современном понимании этих слов. Исходя только из генетических данных, учёные не могут судить, пришли ли носители андроновской и других указанных культур в Сибирь из Европы, стали ли прародителями современных европейцев, или те и другие произошли от единых предков.
Если именно голубоглазые и светловолосые сибиряки были источником «арийских» генов, то ненависть нацистских «истинных арийцев» к славянам понять ещё сложнее. Прежде уже удавалось прочитать сигнальный участок половой Y-хромосомы носителей андроновской культуры, и они почти поголовно относятся к гаплогруппе R1a. Сейчас она шире всего распространена именно среди славянских народов.
15 мая 2009