Как сообщает агентство Reuters, астронавты Джон Грансфелд (John Grunsfeld) и Эндрю Фейстел (Andrew Feustel) в течение 7-часового выхода в открытый космос установили на космический телескоп «Хаббл» новую широкоугольную камеру. Астрофизики ожидают, что модернизированная оптика позволить наблюдать объекты, удаленные от нас на расстояние 13,5 млрд световых лет, что даст возможность увидеть события, происходившие всего через 500 млн лет после гипотетического Большого взрыва. О состоянии обшивки "Атлантиса", пострадавшей от космического мусора, пока не сообщается.
Новая камера, доставленная к телескопу в ходе 11-дневной миссии шаттла , заменила оптику, установленную на «Хаббл» в 90-х годах. Правда, для того чтобы отсоединить старую камеру Эндрю Фейстелу понадобилось более часа: одно из креплений не раскручивалось. «Неудивительно, ведь этот шуруп пробыл в космосе целых 16 лет», – поясняет космонавт. После замены камеры «Хаббл» сможет делать снимки не только в видимом спектре, но также в инфракрасных и ультрафиолетовых частотах. Для ученых особую ценность представляет инфракрасный спектр, поскольку из-за эффекта Допплера излучение удаленных звезд смещается в сторону длинных волн.
Это явление, названное «красным смещением», открыл в 1929 году американский астроном Эдвин Хаббл (Edwin Hubble), в честь которого и был назван космический телескоп. Он объяснил, что чем дальше галактика находится от нас, тем больше будет наблюдаемый сдвиг спектральных линий в красную сторону и, следовательно, с тем большей скоростью она улетает от Земли. Сейчас данные по красному смещению получены для десятков тысяч галактик, и почти все они удаляются от нас. Именно это открытие и позволило ученым заговорить о расширении Вселенной и о нестационарности нашего мира.' />