Galaxy Zoo 2
' />

Зоопарк галактик

Задача, которая стояла перед пользователями, была довольно бесхитростна: неклассифицированные галактики нужно было разделить на эллиптические и спиральные, а для вторых ещё и указать направление вращения рукавов: по часовой стрелке или против. Конечно, человек, не являющийся специалистом, может и ошибиться, да и сами изображения зачастую не настолько чёткие, чтобы проблем не возникало вовсе, поэтому объект отправлялся "на полку" лишь после того, как его отнесут к той или иной категории несколько человек.

Так или иначе, а проект увенчался не просто успехом, а успехом потрясающим: создатели Galaxy Zoo надеялись достигнуть своей цели, когда каждая галактика будет классифицирована как минимум двадцатью пользователями, за два года, однако интерес интернет-аудитории к проекту позволит завершить его в невероятные два месяца - в августе 2007 года. И энтузиазм исследователей галактик на общественных началах был вознагражден открытием - голландский учитель Ханни Ван Аркель обнаружил достаточно странный объект в далёком космосе.

Вурверп

Называется эта штука "Вурверп Ханни" (Hanny's Voorwerp), что с переводится с голландского просто как "объект Ханни", и представляет собой странное светящееся скопление газа размером с хорошую галактику.
Зоопарк галактик
Вурверп Ханни (синий объект)

Учёные считают, что подсвечено оно квазаром соседней галактики IC 2497, но проблема состоит в том, что в её центре просто нет квазара. В чём же дело? Наиболее вероятный ответ на этот вопрос таков: когда-то квазар в центре IC 2497 всё же существовал, а теперь мы видим свет от него, проходящий через гигантское облако газа. Подобные явления были зафиксированы и раньше вокруг сверхновых, но на таких масштабах были обнаружены впервые. И всё благодаря Galaxy Zoo.

Clickworkers

Зоопарк галактик

На тот случай, если галактики кажутся вам слишком большими и далекими, а заняться астрономией на дому все же хочется, есть и альтернативный вариант. NASA предлагает каждому желающему поучаствовать в проекте Clickworkers, чрезвычайно похожем на Galaxy Zoo, но целиком посвящённом Красной планете. Не желаете попробовать себя в качестве классификатора кратеров и просто интересных неровностей ландшафта Марса?

Galaxy Zoo 2

Проект, между прочим, на месте не стоит и недавно вступил в свою вторую фазу. Теперь перед пользователями ставятся ещё более интересные задачи: вместо того, чтобы только определять к какому типу принадлежат тусклые еле различимые галактики, энтузиастам предлагают рассмотреть 250000 самых ярких и хорошо отснятых объектов и попытаться найти на фотографиях что-нибудь необычное и странное.

Интерфейс Galaxy Zoo 2

Относительно каждого объекта приходится отвечать на несколько последовательных вопросов. Например, если вы ответили, что у галактики есть какие-то странности в строении, вам предложат кликнуть на одну из иконок, которая олицетворяет одну из этих "странностей" и так далее.

Великое достижение

Совсем недавно Galaxy Zoo поставил небольшой рекорд по скоростной классификации (конечно, рекорд внутренний, но тем не менее). За 100 часов пользователям проекта удалось определить тип миллиона галактик. Идея подобного марафона кажется странноватой, но тут всё объясняется научно-популярным мероприятием под названием "100 часов астрономии", стартовавшим первого апреля 2009 года.

SDSS J084054.83+422839.8

Чтобы участники знали, с какой скоростью они продвигаются, на эти дни на главной странице Galaxy Zoo был выставлен своеобразный измерительный прибор, подсчитывающий количество обработанных галактик. Поставленная задача была выполнена и миллионной галактикой стала SDSS J084054.83+422839.8. Но не стоит думать, что работы там не осталось - проект и не думают закрывать. При желании и вы можете присоединиться к сотням тысяч людей, помогающим человечеству в процессе познания Вселенной?
12 июля 2009