Чего-то подобного, честно говоря, следовало ожидать.

То, что наши далекие предки, ископаемые люди современного типа – кроманьонцы, не брезговали каннибализмом, далеко уже не новость. Так, палеонтологи обращают внимание на увеличение случаев черепных травм к эпохе мезолита (около 9 тыс. лет до н.э.).

Три года назад в американском академическом журнале Proceedings of the National Academy of Sciences была опубликована работа испанских археологов, которые изучали останки популяции неандертальцев, обитавших 43 тыс. лет назад на севере Пиренейского полуострова. Осторожный вывод тот же: «Учитывая высокий уровень стресса при развитии, разумно предположить какую-то форму каннибализма ради выживания».' />

Кто съел параллельное человечество?

Кто съел параллельное человечество?Ученые установили, что предки современного человека, вероятно, убивали и ели неандертальцев. Об этом сообщила британская газета The Guardian со ссылкой на результаты исследований, опубликованных в Journal of Anthropological Sciences.

Чего-то подобного, честно говоря, следовало ожидать.

Мало того, очень вероятно, что и общий предок человека разумного (Homo sapiens) и человека неандертальского (Homo neanderthalensis), гейдельбергский человек, живший 800–400 тыс. тысяч лет назад, также практиковал поедание соплеменников. А ведь он уже обладал какой-никакой речью, носил кое-что из одежды и пользовался кое-какими орудиями труда…

Плохая наследственность, одним словом. Так что, повторяю, новость о том, что человек разумный убивал и употреблял в пищу представителей людей неандертальского вида, не очень-то и удивляет. Теперь это почти доказанный факт.

По крайней мере именно к такому выводу пришли палеонтологи, проведя анализ челюсти неандертальца, обнаруженной на юго-западе Франции, а также ряда костей, которые раньше приписывали людям. Аргументация, в общем, сводится к следующему: на всех этих останках ученые обнаружили следы орудий. Внешний вид этих повреждений аналогичен тем, которые находили на костях оленей. Следовательно, это указывает на тот факт, что предки современного человека, вероятно, разделывали тела неандертальцев.

«Вопрос о каннибализме весьма дискуссионен, идет ли речь о балканских неандертальцах из Крапины или о некоторых традициях представителей анатомически современного человека, – подчеркнула в беседе с корреспондентом «НГ» антрополог, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института археологии РАН Мария Медникова. – Сами по себе следы разрушения черепа, нижней челюсти или трубчатых костей не являются доказательствами каннибализма. Подобная деструкция может отражать специфические погребальные традиции или быть следствием жертвоприношений, о чем свидетельствуют позднейшие этнографические примеры».

Кстати, «неандертальцы из Крапины», о которых упомянула наш эксперт, – это обнаруженные под навесом скалы Крапина в Хорватии, недалеко от Загреба, черепа и кости скелетов более 20 неандертальцев разного возраста. Кости – расколоты, некоторые обожжены, а основания черепов разрушены. Для специалистов – это первый признак каннибализма: так удобнее добраться до содержимого черепной коробки, мозга.

Но есть одно «но»… В Крапине были найдены проломленные черепа не только неандертальского вида, но и очень похожие на черепа современного человека. Сразу же возникло предположение, что здесь состоялось одно из боестолкновений неандертальцев и сапиенсов современного вида. Фермопильское сражение, так сказать.

«Отношения неандертальцев и кроманьонцев не менее дискуссионны, – настаивает Мария Медникова. – Сейчас уже мало кто сомневается, что европейские неандертальцы представляли собой «параллельное человечество» – сформировавшийся в условиях относительной европейской изоляции биологический вид, сестринский по отношению к нашему собственному виду Homo sapiens. Теперь очевидно, что неандертальцы были весьма разумны, скорее всего обладали речью, оперировали сложными понятиями, даже играли на музыкальных инструментах. Короче, это был вид-двойник или дублер современного человечества. Поэтому загадочно их исчезновение, действительно последовавшее спустя 10 тысяч лет после появления в Европе современных людей. Итак, что произошло – неандертальцы проиграли в конкурентной борьбе, были «съедены» кроманьонцами как предлагают авторы недавнего исследования? Или это просто совпадение?»

В первых комментариях на статью в Journal of Anthropological Sciences отмечается, что эта работа, мол, подтверждает тот факт, что в исчезновении неандертальцев люди могли принимать самое непосредственное участие. В общем, так или иначе, неандертальцы вымерли, не выдержав конкуренции с предками современных людей, примерно 30 тысяч лет назад.

«На мой взгляд, причины исчезновения неандертальцев в Европе могут быть рассмотрены с позиций общей экологии и физиологии, – считает Мария Медникова. – Не забудем, что палеоантропы (это другое их название) в поздний период своего существования жили в условиях ледникового периода и первоначально прекрасно к нему адаптировались. Однако наступил момент, когда экологическая специализация неандертальцев, проявлявшаяся в особенностях их физического строения и, по-видимому, метаболизма, потребовала чрезмерных энергетических затрат. Крайне плотоядные (как установлено изотопными исследованиями – на уровне волка или гиены) и, безусловно, прекрасные охотники, поздние неандертальцы тратили слишком много сил на добычу жизненных ресурсов. Кроманьонцы в этом смысле могли быть более склонны к разнообразию, и в этом разнообразии и отсутствии запредельных физических нагрузок могло быть их преимущество».

Действительно, гипотеза, согласно которой, именно особенности пищевой стратегии Homo sapiens позволили им опередить неандертальцев в эволюционной гонке, выглядит очень убедительно. Так, некоторые антропологи (Sorensen, Leonard, 2001) сравнивают средний уровень физических нагрузок неандертальцев с нагрузками атлетов, фермеров и грузчиков. По расчетам этих авторов, необходимые ежедневные энергетические потребности неандертальцев превышали таковые у эскимосов – людей с наибольшими энергетическими затратами среди представителей современного человечества, с очень высоким уровнем основного обмена. Прокормиться было очень трудно. Исторической перспективы – никакой, увы…