РЕКЛАМА

Загрузка...

Читая фантастические произведения середины 20 века, очень трудно представить себе, что написаны они еще до полета Юрия Гагарина. В 50-е человечество только стучалось в двери космоса.
Как же это было давно! В то время на Венере под пеленой облаков еще скрывались первобытные джунгли. Вокруг покрытого каналами Марса вращались полые (как результат ошибки, допущенной при расчете их массы) Фобос и Деймос. А самый гениальный электронный мозг мог быть собран на радиолампах.
Именно в эти годы зазвучали имена великих писателей-фантастов: Айзека Азимова, Артура Кларка, Рэя Брэдбери, Роберта Шекли, Клиффорда Саймака, Станислава Лема и братьев Стругацких. Именно в это время научная фантастика ставила самые острые вопросы и искала ответы на них.
1950-е недаром именуются «золотым веком фантастики»' />

Фантастика 1950-х годов

Единственный способ установить границы возможного — попытаться сделать шаг за эти границы.
Второй закон Артура Кларка

Фантастика 1950-х годов

Читая фантастические произведения середины 20 века, очень трудно представить себе, что написаны они еще до полета Юрия Гагарина. В 50-е человечество только стучалось в двери космоса.

Как же это было давно! В то время на Венере под пеленой облаков еще скрывались первобытные джунгли. Вокруг покрытого каналами Марса вращались полые (как результат ошибки, допущенной при расчете их массы) Фобос и Деймос. А самый гениальный электронный мозг мог быть собран на радиолампах.

Именно в эти годы зазвучали имена великих писателей-фантастов: Айзека Азимова, Артура Кларка, Рэя Брэдбери, Роберта Шекли, Клиффорда Саймака, Станислава Лема и братьев Стругацких. Именно в это время научная фантастика ставила самые острые вопросы и искала ответы на них.

1950-е недаром именуются «золотым веком фантастики»


1950

«Я, робот»

Именно так назывался увидевший свет в 1950 году первый сборник рассказов уроженца Могилевской губернии Исаака (а в английской транскрипции Айзека) Азимова. На страницах его книги были сформулированы Три закона роботехники: робот не должен причинять вред человеку; робот выполняет приказы человека, если это не противоречит первому закону; робот не позволяет причинить вред себе, если это не противоречит первому и второму закону.

К трем законам Азимова с большим вниманием отнеслись не только фантасты, но и серьезные ученые. Если живые существа обладают инстинктами, то и роботов необходимо снабдить некими фундаментальными побуждениями, на удовлетворение которых должна быть направлена деятельность их интеллекта. Но эти директивы — вовсе не панацея от «восстания машин». Разумный робот, способный судить, что будет благом, а что вредом для человека, и обладающий волей (чтобы подавить одну из директив в случае их конфликта), все равно окажется полностью свободным в действиях и злодействе.

Фантастика 1950-х годов

Евангелие от Клайва

Клайв Стейплз Льюис издает самый известный том «Хроник Нарнии» — «Лев, Колдунья и платяной шкаф». По жанру книга — так называемое «христианское фэнтези». В ней очень много почти не скрываемых автором религиозных параллелей. Сам Льюис называл центрального персонажа цикла, льва Аслана, «Христом мира Нарнии». Книга, хотя и представляет собой чуть ли не христианскую агитку, пестрящую религиозными нравоучениями и аллюзиями, очень хороша и по праву входит в список ста лучших романов на английском языке (по версии журнала Time). Верующие до сих пор спорят, считать ли цикл о Нарнии изощренным кощунством, или же перед нами — гениальный способ проповеди Благой Вести среди маленьких нехристей.

Фантастика 1950-х годов


1950 — Рэй Брэдбери «Марсианские хроники»
1950 — Айзек Азимов «Камешек в небе»

1951

Космос не для войн

В 1951 году сборником рассказов «Прелюдия к космосу» началась серьезная литературная деятельность титана научной фантастики — сэра Артура Кларка. В произведениях этого автора особое внимание привлекает оригинальная в эпоху холодной войны идея советско-американского сотрудничества. Сэр Артур правильно полагал, что освоение космического пространства должно стать общечеловеческой задачей, при решении которой уместно научно-техническое соперничество, но не должны играть роли идеологические и политические конфликты держав.

Но другое предсказание Кларка не сбылось: большую роль в грядущих исследованиях Солнечной системы он отводил родной Англии. Сначала Британия действительно проявляла интерес к космической гонке, но после распада колониальной империи впала в уныние и сняла свою кандидатуру.

Фантастика 1950-х годов

Фантастика 1950-х годов

Одержимость

Напечатан первый роман Роберта Хайнлайна — «Кукловоды». Это произведение подарило научной фантастике идею пришельцев-паразитов, вселяющихся в людей и управляющих ими. Концепция, затрагивающая одновременно и мистические, и физиологические страхи человека, впоследствии стала необычайно популярной у авторов фантастических «ужастиков». Изгнать одного инопланетянина из тела человека, между прочим, сложнее, чем целый легион бесов.

Фантастика 1950-х годов

Век собаки

Книга Клиффорда Саймака «Город» описывает завершение истории человеческого рода. Люди частично вымерли, частично покинули планету и изменились так, что уже не ассоциируют себя с прежним человечеством. Зато собаки в результате эволюции стали разумными и теперь населяют Землю, поклоняясь исчезнувшему человеку. Ученые их расы, впрочем, считают двуногих предтеч мифическими существами.

«Город» должен навевать грусть. Но, благодаря доброму юмору автора, не навевает. Ничто не может и не должно существовать вечно. Появление одних видов, исчезновение других — лишь очередной поворот колеса жизни.

Фантастика 1950-х годов

Кто ты?

Выходит на экраны фильм «Нечто из иного мира», поставленный режиссером Кристианом Ниби по блестящей повести Джона Кэмпбелла «Кто ты?».

Антарктическая экспедиция обнаруживает и неосмотрительно размораживает впаянного в ледяную глыбу инопланетянина. В благодарность чудовище не только убивает полярников одного за другим, но еще и размножается делением, идеально копируя каждую жертву. Уцелевшие не могут доверять друг другу. Кто из них человек, а кто уже монстр? Одолеть врага удается, только постигнув его психологию. Пришельцы — не социальный вид. Каждое из отродий (и даже каждая из капель их крови) — самодостаточное существо, столь же враждебное себе подобным, как и людям. Персоналу базы удается объединиться. Пришельцам — нет.

В 1982 году Джон Карпентер снял римейк этого фильма, сократив название до «Нечто».

Фантастика 1950-х годов

Зеленые хищники

В 1951 году Джон Уиндем пишет роман «День триффидов». Картина будущего в книге безрадостна: сначала появившаяся на небосводе зеленая комета лишает большинство людей зрения, затем на беспомощные толпы нападают хищные растения — триффиды. В отличие от поставленных по его мотивам в 1962 и 1981 годах фильмов, роман посвящен не столько сражениям с триффидами, сколько поиску путей строительства нового общества на руинах прежней цивилизации.

Фантастика 1950-х годов

Мы ошибались

Состоялась премьера триллера Роберта Уайза «День, когда Земля остановилась». Сюжет фильма вводит в обращение ставший ныне классическим тип гуманных и мудрых инопланетян. В отличие от уэллсовских марсиан-людоедов, представители этой сверхцивилизации желают только одного: чтобы люди на Земле прекратили войны. В противном случае пришельцы намерены уничтожить планету. Римейк этой картины с Кеану Ривзом в главной роли мы увидели в 2008 году.

Фантастика 1950-х годов

1951 — Айзек Азимов «Академия»

1952

Петля времени

«И грянул гром» — ставший вехой в истории фантастики рассказ Рэя Брэдбери. Хотя сама идея путешествий во времени в 1950-е уже не нова, Брэдбери впервые уделяет внимание не картинам далекого прошлого, а опасностям и парадоксам самих странствий.

Отправившись на сафари в юрский период, герой рассказа случайно убивает бабочку, которая не должна была погибнуть в тот день. Это малозначительное искажение прошлого начинает причинно-следственную цепь, которая за десятки миллионов лет изменяет облик Земли до неузнаваемости.

В 2005 году по мотивам рассказа был снят одноименный фильм, не имевший, к сожалению, особого кассового успеха.

Фантастика 1950-х годов

Фантастика 1950-х годов

И никто никому не нужен

В начале 20 века предметом интереса фантастов были в основном технологии будущего. С 1950-х внимание писателей все чаще обращается к судьбе человечества в мире высоких технологий. Одно из знаковых произведений этого времени — «Механическое пианино» Курта Воннегута. В нем затрагивались проблемы грядущего постиндустриального мира, где широкое внедрение машин приводит к потере работы большей частью населения. Да, общество теперь может позволить себе содержать «лишних людей». Но почему оно должно давать им какие-то права, если эти люди ему не нужны?

Фантастика 1950-х годов

Отметим, что описания еще не изобретенных машин в те годы частенько оказывались поразительно точными. А вот моделируя общественные процессы, футурологи обычно попадали пальцем в небо.


Двадцать лет спустя

Лайон Спрэг де Камп начинает редактировать и издавать романы и рассказы «Хайборийской эры», не успевшие увидеть свет во время жизни «папы Конана» Роберта Ирвина Говарда. Конан все так же имеет бешеный успех, поскольку не подавляет читателя интеллектуальным перевесом и не пытается читать ему морали.

Фантастика 1950-х годов


1953

Имя, брат!

На конвенте Worldcon впервые была вручена премия «Хьюго». С тех пор она присуждается ежегодно (за пропущенный 1954-й вручена в 2004-м). Премия носит имя Хьюго Гернсбека, основателя первого целиком и полностью фантастического журнала Amazing Stories. На сегодняшний день премия вручается более чем в десятке номинаций, в их числе — лучший роман, повесть, короткая повесть, рассказ, книга о фантастике, постановка (крупная и малая форма), и т. д. Первым «Хьюго» получил Альфред Бестер за роман «Человек без лица».

Фантастика 1950-х годов

Рукописи горят

«451 градус по Фаренгейту» (233 по Цельсию) — температура, при которой загорается бумага. Антиутопия Рэя Брэдбери описывает конечную стадию «праздника потрeблeния». Общество, где духовные ценности не только признаны ненужными, но и жестоко преследуются как отвлекающие людей от мыслей о новых покупках. Конечно же, в свободной стране не может быть тайной полиции, поэтому книги сжигают «пожарные», а приговоры диссидентам приводят в исполнение кибернетические устройства.

Фантастика 1950-х годов

Описанные в книге события происходят примерно в наши дни. Может показаться, что мрачные пророчества автора не сбылись. Но рисуемые антиутопией картины не стоит понимать буквально. Книги классиков, конечно, сейчас не жгут... А зачем? Разве их кто-то читает?

1953 — Артур Кларк «Конец детства»

1954

Колечко, на память колечко

В 1954-1955 годах впервые опубликован «Властелин Колец» Джона Рональда Руэла Толкина. Переоценить значимость этой книжной трилогии решительно невозможно. До Профессора фэнтези как жанр совершило нескольких робких фальстартов, но только хоббит Фродо сумел принести «кельтский миф» из Средиземья на Землю и зажечь сердца людей. С тех пор фэнтези превратилось в пласт мировой культуры, заслужив статус «современной мифологии». Создав вселенную Средиземья, Толкин объединил очарование волшебной сказки с идеальной ареной для героических приключений.

Фантастика 1950-х годов

Подводная одиссея капитана Никто

Увидела свет экранизация романа Жюля Верна «20000 лье под водой» — первый научно-фантастический игровой фильм, снятый студией Диснея, и единственный, к которому гений приложил руку лично. Лента стала новым словом в истории спецэффектов и до сих пор считается одной из лучших (а также одной из самых «взрослых») работ студии.

Фантастика 1950-х годов

Я ваш город за ужином скушаю!

Японец Исиро Хонда дал жизнь Годзилле, герою одноименного фильма, — огромному ящеру, сожравшему, растоптавшему и спалившему пол-Токио. Кажется, в фильме были еще какие-то герои, которые в конце концов победили, но точно этого уже никто не помнит. А вот сама ящерка живет-здравствует по сей день и может похвастаться огромным, ежегодно пополняющимся потомством.

Фантастика 1950-х годов

1954 — Роберт Хайнлайн «Звездный зверь»

1955

1955 — Пол Андерсон «Патруль времени»
1955 — Роберт Хайнлайн «Тоннель в небе»
1955 – Андрэ Нортон «Звезды принадлежат нам»
1955 — Клайв Стейплз Льюис «Племянник чародея»

1956

А не пора ли нам замахнуться...

Режиссер Фрэд Уилкокс снимает фильм «Запретная планета» по мотивам драмы «Буря» Уильяма Шекспира. Таким образом величайший гений драматургии посмертно оказался вовлечен в орбиту научной фантастики.

В фильме гибнущий на скалах парусник заменяется космическим кораблем. Волшебник Просперо превращается в ученого Морбиуса, управляющего машиной для исполнения желаний. Прислуживающий магу фэйри Ариэль становится роботом и оригинально именуется Робби. Миранда мутирует в Альтаиру. Историки моды полагают, что именно отчаянно смелые (по меркам пятидесятых, конечно) наряды сексапильной дочки Морбиуса внесли решающий вклад в распространении моды на миниюбки.

Фантастика 1950-х годов

1957

За честь и свободу

Вышла книга Роберта Хайнлайна «Гражданин Галактики» — история пути человека от маленького забитого раба на заштатной планете до главы корпорации и грозного борца с работорговлей. Довольно милитаристическая, как это свойственно раннему Хайнлайну, книга всерьез рассматривает проблемы чести, человеческого достоинства и рабства.

Фантастика 1950-х годов

1957 — Роберт Хайнлайн «Дверь в лето»

1958

Выход из себя

Выходит книга Роберта Шекли «Корпорация «Бессмертие». Ее герой становится жертвой криминальной организации из следующего века. Корпорация отправляет экспедиции в прошлое, чтобы похищать здоровые тела для продажи стареющим богачам, желающим продлить свои дни. Якобы погибнув в автомобильной катастрофе, похищенный просыпается уже в чужом времени и чужом теле.

Позже автор продолжит и разовьет тему чехарды разума по черепным коробкам чужих, обменных, прокатных, негуманоидных, краденых, фальшивых и даже многоместных тел в романе «Обмен разумов». В созданной Шекли вселенной очень интересно организован межзвездный транспорт: физические тела не покидают родных планет. Из одного мира в другой едет только «крыша».

Фантастика 1950-х годов

История будущего

Изданы романы Пола Андерсона «Война крылатых людей» и «Снега Ганимеда». Автор продолжает строительство своей «Истории будущего», предсказывая историю нескольких ближайших столетий.

Интересны политические предсказания Андерсона. Тотальное торжество прав и свобод и ослабление государственного регулирования постепенно приводит к исчезновению демократии и установлению олигархического правления Торговой Лиги. Лечить все это приходится военным переворотом и возрождением империи по римскому образцу. А уже ее — демократизировать. Спираль истории!

Фантастика 1950-х годов

Фантастика 1950-х годов

1959

Штурм Голконды

Издается изрядно покромсанный цензурой и не очень любимый авторами первенец братьев Стругацких — роман «Страна Багровых Туч». Действие книги, открывающей цикл о мире «Полдня», разворачивается в «светлом коммунистическом будущем» —1990-х годах.

Это жестокий мир. Экспедиция на Венеру, об условиях на поверхности которой ни авторы, ни герои романа не имеют понятия, похожа на десант в тыл врага. Космопроходцы пробиваются к цели, не считаясь с потерями. Танк сгорел, патроны на исходе, уцелевшие десантники изнемогают от облучения, голода, ран и неизвестных болезней... Но маяки, указывающие путь транспортам, которые везут технику для разработки столь нужных народному хозяйству рудников «Урановой Голконды», все-таки установлены. Дело сделано, павшим — салют.

Фантастика 1950-х годов

Фантастика 1950-х годов

В более поздних романах Стругацких «Мир Полдня» станет добрее, забудет про радиоактивные рудники и сосредоточится на проблемах человеческой личности. В результате коммунистическая утопия поблекнет, потеряет смысл и умрет. Для того чтобы человек с радостью жертвовал личным в пользу общественного, общество должно дать ему максимум того, что дать способно. Дать цель, за которую стоит умереть.

Гимн морской пехоте

Роберт Хайнлайн пишет «Звездный десант». Книга явно рассчитана на подростковую аудиторию, но тактика «звездных войн» в ней обрисована настоящим военным. Несмотря на огромный прогресс технологий и массу появившейся за последние полвека фантастической литературы, «тактико-технические» предсказания Хайнлайна все еще кажутся самыми убедительными и актуальными.

Любопытно, что патриотичный роман Хайнлайна в Америке сначала не хотели публиковать. Автор замахнулся на святое святых, позволив себе крамольные мысли об ограничении демократии: в его мире избирательным правом пользуются только граждане, отслужившие в рядах вооруженных сил. Публикация расставила все точки над i: на следующий же год, в 1960-м «Звездный десант» получил «Хьюго».

Фантастика 1950-х годов

Здравствуй, брат!

Выходит роман «Эдем», на страницах которого Станислав Лем размышляет над проблемой контакта. Обычно варианты контакта сводятся к одной из двух версий: дружить или убить. Лем видит контакт совсем по-другому.

Высадившаяся на планету Эдем экспедиция после нескольких недоразумений и пары перестрелок обнаруживает, что аборигены просто не желают иметь дела с людьми. У живущей здесь расы двутелов, кажется, большие проблемы, но они не просят помощи. А земляне и не в силах помочь, так как в чем именно состоят проблемы существ с совершенной иными физиологией и культурой, понять невозможно. Капитан принимает единственно разумное решение: не лезть не в свое дело.
Фантастика 1950-х годов

1959 — Курт Воннегут «Сирены Титана»
1959 — «План 9 из открытого космоса»

• • •

Если 1950-е именуют «золотым веком фантастики», это подразумевает, что последующая эпоха сделана из менее ценного металла.

Что же стало причиной постепенной «уценки» жанра? Ушли великие мастера? Нет. В 60-х, 70-х, 80-х они продолжали очень плодотворно работать. Появлялись и новые яркие авторы. С каждым годом фантастические произведения все активнее завоевывали прилавки книжных магазинов. Но, начиная с 60-х, настоящая научная фантастика стала быстро растворяться в потоке приключенческой литературы, использующей «внеземной» антураж. Она могла быть сильной и слабой, но с фантастикой эти произведения имели только внешнее сходство. Авторам требовался лишь экзотический и одобренный конъюнктурой фон для приключений.

В 50-е годы фантастика еще не была модным жанром, что эффективно защищало ее от наплыва халтурщиков. Писатель, решивший трудиться на этой ниве, сознательно шел на то, что реакция издателей и критиков на его материалы будет нeблагожелательной. А читатель, увидев нечто непонятное с ракетой на обложке, удивится... и продолжит перебирать популярные в то время детективы про гангстеров.

Фантасты 50-х не искали славы. Им просто было что сказать. И золотой блеск фантастики тускнел по мере того, как она все в большей мере становилась коммерческой, развлекательной литературой.

Немаловажно и то, что в те годы «научность» фантастики отнюдь не была бессмысленной приставкой, по которой всего лишь можно судить, будут ли герои книги биться на бластерах или на мечах. Многие авторы были настоящими учеными, каждый считал своим долгом и хорошим тоном серьезно изучать матчасть, ведь задачей фантастики считалась популяризация научных знаний. К сожалению, с течением времени эта задача все больше предавалась забвению, и постепенно великое слово «популяризатор» превратилось в столь знакомую нам сегодня попсу.

Авторы: Игорь Край, Арсений Крымов
www.mirf.ru
10
1982
29 июля 2009
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Смотрите также
Фантастика 1940-х годовФантастика 1940-х годов

Война хороша для бизнеса34-е Правило Приобретения ференгов («Звёздный путь»)Война. Война никогда не меняется. Вспоминая о фантастике 1940-х годов, при...

Новый роман Виктора Пелевина S.N.U.F.F. выйдет в начале декабряНовый роман Виктора Пелевина S.N.U.F.F. выйдет в начале декабря

Новый роман Виктора Пелевина S.N.U.F.F. выйдет в начале декабря, сообщили РИА Новости в понедельник в издательстве \"Эксмо\".\"Название романа - аббре...

Маленькая женщина, выигравшая войнуМаленькая женщина, выигравшая войну

Сейчас, когда демократия в США достигла таких масштабов, что на пост президента граждане выбирают чернокожего претендента, а весь мир охватила настоящ...

Вышла в свет новая книга Дэна БраунаВышла в свет новая книга Дэна Брауна

Сегодня вышла в свет пятая книга Дэна Брауна , автора бестселлера “Код да Винчи”. Новая работа называется «Потерянный символ» (Lost symbol). Это уже т...

Загрузка...
Комментарии

Fast
29 июля 2009 03:06
Да были времена... Хорошая статья

serbandit
29 июля 2009 08:03
Интересно почитать. Пасип за статью!

NILS
29 июля 2009 08:44
Отличная статья. Благодарю!

DiMoS
29 июля 2009 09:53
Я почти все произведения Станислава Лема перечитал. Было интересно смотреть за изменениями в них по мере открытий науки. Если в первых книгах на Венере были ящеры и джунгли, то в последующих это опровергалось. Жалко только, что Лем не был любителем хэппиэндов.

Badplayer
29 июля 2009 10:31
Ностальгия, ээх. Автору огромное спасибо, то что описанно выше это лишь маленькая толика из огромного количества произведений которые заслуживают прочтения но всеравно приятно вспомнить.

slaweek
29 июля 2009 11:29
Посмотрел на плакаты и впомнил Fallout 3 wink

Rebel
29 июля 2009 12:52
Респект. Очень интересно

Panzer
29 июля 2009 14:12
Читал Курта ВОннегута, очень серьезные произведения.

JOKe Тарам-пам-пам
29 июля 2009 14:14
Интересно winked

joon
5 сентября 2009 22:20
спасибо!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
Воскресенье, 11 Декабря
USD 1.9739
EUR 2.0967
RUB 0.0312
Новости от партнеров

ИНТЕРЕСНОЕ:

Загрузка...
Сейчас на сайте
41 пользователь, 959 гостей