РЕКЛАМА

Загрузка...

«Рыцари-казаки должны быть в почете», — считает Тарас Каляндрук. Его исследование вызывает такое любопытство, а оппонентам, не согласным с его выводами, трудно найти аргументы против того, что книгу свою он построил на основательных исследованиях. Ему, кандидату экономических наук, привыкшему к цифрам и анализу, не составило труда, погрузившись в фолианты, написать монографию на… историческую тему. Причем такую, в которой каждый вывод подкреплен цитатами, фотографиями, рисунками… А все это, умноженное на здравый смысл и привитое родителями уважение к родной земле, позволило создать действительно вещь необыкновенную, которая носит название — «Таємниці бойових мистецтв України». ' />

Гопак как боевое искусство

Гопак как боевое искусство

«Рыцари-казаки должны быть в почете», — считает Тарас Каляндрук. Его исследование вызывает такое любопытство, а оппонентам, не согласным с его выводами, трудно найти аргументы против того, что книгу свою он построил на основательных исследованиях. Ему, кандидату экономических наук, привыкшему к цифрам и анализу, не составило труда, погрузившись в фолианты, написать монографию на… историческую тему. Причем такую, в которой каждый вывод подкреплен цитатами, фотографиями, рисунками… А все это, умноженное на здравый смысл и привитое родителями уважение к родной земле, позволило создать действительно вещь необыкновенную, которая носит название — «Таємниці бойових мистецтв України».

Гопак как боевое искусство— Тарас, все-таки почему вы заинтересовались этой тематикой?

— Потому что категорически не согласен со стереотипом косноязычного хохла с мягким характером, лирическим нравом, который или пьет, или танцует, или плачет и вздыхает над своей судьбой, стереотипом, упорно навязываемым нам годами. Как писал когда-то Александр Довженко: «Країна виховання безбатченків, безбатченків без роду і племені. Єдина країна в світі, де не викладається в університетах історія цієї країни, де історія вважалась чимось забороненим і ворожим, — це Україна».

Историю Украины в вузах сейчас преподают, однако все ли ориентиры изменились? Так вот я не хочу, чтобы мой сын рос именно под таким влиянием. И мой дед в свое время не хотел, поэтому так много мне рассказывал о казаках и опришках, учил драться, и не только в прямом смысле этого слова (хотя и за это ему благодарен), но и в переносном — позиции свои учил не сдавать. И еще один важный нюанс имел и имеет значение (я работаю над продолжением этой книги), — не «братки» и не «пацаны» должны привести Украину в Европейское сообщество, а украинцы — носители лучших рыцарских традиций. Национальная боевая культура слишком долго находилась на маргинесе, из украинского сердца годами искоренялся вольнолюбивый дух воина, и теперь я бы настоятельно рекомендовал учителям с особой внимательностью при изучении курса истории Украины делать акценты именно на этой тематике. Наш народ веками стоял между Востоком и Западом, защищал грудью Европу от диких азийских орд, веками, наряду с тысячелетней хлеборобской культурой, создавал и культуру военную, и потому совершенно не будет преувеличением утверждение, что идеальным образом для многих стал образ именно рыцаря-казака.

Гопак как боевое искусство— Когда гопак начали рассматривать как боевое искусство, во многих это вызвало (и до сих пор вызывает) иронию…

— Если внимательно читать исторические книги, литературные произведения и вообще анализировать, никакой иронии это вызывать не может. Олекса Стороженко в своем «Марко Проклятому», написанном на основании казацких легенд, дает такое описание применения боевого гопака, в частности рукопашного боя казака-характерника: «Пан Підпальський натягнув вірьовку і став зав’язувать. Не вспів він удруге завузлить, як із лістви просунулась здоровенна рука і вхопила його за чуб; блиснув кинжал — і оком не змигнуть, як разом із обезголовленим трупом звалився з дуба чоловік у чорному кобеняку и татарській кучмі. Не доторкуючись ще до землі, він одною рукою затопив патера по тім’ї, а другою жовніра у висок так, що обидва попадали мертві». Разумеется, выполнение таких приемов требовало незаурядного мастерства. Именно этому и обучал боевой гопак, который был своеобразным казацким ушу. Но по своей эффективности он превзошел ушу и другие восточные боевые искусства. Согласитесь, чтобы только станцевать древний казацкий танец гопак, необходимо уметь немало того, что выходит за рамки традиционных восточных единоборств. А исполнение песни во время танца усложняет упражнения и вместе с тем эффективно тренирует дыхательный аппарат и выносливость воина. Сочетая боевые упражнения и танцы с песнями, наши предки прекрасно знали, что делают. Иностранцы, описывая быт казаков, отмечали, что они целыми днями только поют и танцуют, а потом были поражены их сверхчеловеческой силой, выносливостью и невероятными подвигами в бою. Попробовали бы они так спеть и станцевать, поняли бы, откуда сила берется. Кстати, казаки танцевали при полном вооружении, с саблей в каждой руке. Таким образом, танцы выполняли функции своеобразных тренировок. В гопаке, аркане, метелице, казачке четко прослеживается связь боевых приемов, подобных «ката» в каратэ. Мой хороший знакомый и учитель, исследователь боевого наследия казачества, львовянин Владимир Пилат выделяет в гопаке эффективную систему отходов от противника, способы борьбы ногами как на земле, так и в воздухе. «Повзунці», «тинки», «розніжка» — это все удары. «Щупак» — удар в прыжке двумя ногами вперед, «пістоль» — удар одной ногой в прыжке в сторону. Есть там и много движений для рук, имитирующие блоки и удары, особенно с саблей. Причем от простых движений казаки шли к более сложным. Так называемые «повзунці», когда казак в присядке, держа в обеих руках по сабле, поочередно выбрасывает вперед ноги, и таким образом двигается, сначала исполняли на земле, а потом на бочонке, на котящейся бочке…

О существовании мощной системы казацкой выучки есть много исторических свидетельств. Об этом пишут и посол австрийского императора Эрих Лясота, Альберто Вимина и неизвестный автор брошюры «Поражение татар и турок, нанесенное Замойским» (напеч. во Франции в 1590-м году): казаки — воинственные, храбрые солдаты, народ отважный и неугомонный, в основном состоит из изгнанников, которые к ним прибыли совершенствоваться в военном искусстве. Таким образом, боевое искусство на Сечи было на чрезвычайно высоком уровне, иначе зачем бы отовсюду съезжались сюда воины совершенствоваться?

— Рассказывают об особенном искусстве уклонения от пуль.

— Эта техника во время Первой и Второй мировых войн была известна как «казацкое искусство шатания маятника». Кстати, вместе со знаменитым передвижением по-пластунски она вошла в арсеналы отрядов специального назначения многих армий мира. Это знаменитая техника «качков» — покачиваний тела вперед, назад и в стороны, когда вес за счет инерции движения тела плавно переносится то вправо, то влево. Кроме умения уклоняться от пуль, она позволяет использовать в бою энергию и силу противника и резко увеличивать силу и скорость ударов.

— Ну, если уже начали казацкий ликбез, то расскажите, пожалуйста, о казаках-характерниках.


— Характерники были представителями особого, высшего сословия казаков, наделенными тайными военными знаниями и посвященными в магические ритуалы и обряды. Но ритуалы эти были ничем иным как уникальной и чрезвычайно сложной системой психофизической подготовки воинов. Ничего общего, как утверждают иногда, с нечистой силой они не имели. Если обычный человек использует только 4 процента заложенных в нем возможностей психики, то характерник использовал свои резервы и достигал фантастических результатов, которые действительно иногда можно было воспринять как чары. У казаков даже была своя терминология: «гипноз» они называли «химорода». Термин «каверзник» соответствовал нашему «фокусник». Чтобы стать характерником, нужно было пройти сложные испытания — кандидат должен был переплыть на лодке все Днепровские пороги, что сделать во время «большой воды» было практически невозможно. Но выполняя невозможное, когда стирается грань между жизнью и смертью, у человека и проявляются сверхчеловеческие способности.

На Запорожской Сечи школой характерничества был знаменитый Пластуновский курень, в котором характерники обучали знаменитых казацких разведчиков-пластунов, учили их характерничеству и уникальным боевым искусствам «Спас» и «Боевой гопак», которые позволяли выживать и выходить победителями из любых ситуаций. Кстати, об этом курене в советские времена запрещено было даже вспоминать, как и об этимологии слова «пластуны» — самобытную формацию разведчиков именно из Запорожской Сечи.

К сожалению, сегодня сохранилось мало данных о деятельности на Сечи пластунов. Во-первых, потому, что советская историография старалась изобразить это войско как сборище своенравных беглецов- крепостных, не желающих работать на пана. Затушевывалось наличие у них серьезных военных институций, в том числе разведывательной организации. А с другой стороны, при разрушении Сечи казаки сами частично уничтожили архивы, а частично вывезли в Турцию (там они и исчезли). Нельзя забывать и о том, что для того времени была свойственна устная передача тайн.

Кстати, недавно в Киеве состоялся съезд казаков-характерников. Необыкновенные там собрались люди. Не пропала еще казацкая закваска и мощь!

— А о философии жизни казаков чего только не говорят...

— Казаки смотрели на свое войско, как на большую семью, называя его почтенно «рыцарским обществом», а своего атамана величали батьком. Жизненное кредо содержалось в лозунге: «Треба працювати, криком дуба не зрубаєш». Основной ценностью казака была честь. А жизнь считали мгновением — «раз мати народила, раз і помирати». Дмитрий Яворницкий даже приводит отрывок казацкой песни, в которой речь идет об отношении казаков к своей голове:

«Не сьогодні, так завтра поляже вона,
як у степу од вітру трава,
а слава не вмре, не поляже…»

Или еще такое:

«Ой славо, козачая славо!
Така твоя доля кривава…
Ти за щастя рідного краю
Закликаєш нас завжди до раю»

В те времена люди хорошо знали, что каждый человек имеет свое определенное назначение в жизни, свой крест, от того, как он этот крест понесет, зависит дальнейшая судьба его рода и народа в целом, поэтому люди с готовностью шли на смерть и муку, защищая свой «Рід-Нарід».

Хочу рассказать об одном случае, произошедшем с моим товарищем, который в 1989 году с группой львовян ездил по Восточной Украине агитировать за независимость. В одном из сел Черкасщины к нему подошел старенький дедушка и пригласил к разговору. В 1919 м этому дедушке было тоже 19. Так вот, пришли в их село агитировать в войско Петлюры. Кто-то соглашался, а наш знакомый смеялся, убеждая: «Поляжете ні за цапову душу, а я оженюся, буду мати багато дітей і продовжу рід свій український». Он действительно счастливо пережил гражданскую войну, женился, имел четверых детей, но в 33-м году вся его семья на его глазах погибла от голода. Он чудом выжил, однако теперь не знает, для чего жить. «Думаю, что так наказал меня Господь, что я тогда не пошел защищать Украину. Если бы я тогда пошел, все могло сложиться иначе, — говорил старый мужчина. — Даже если бы погиб, был бы счастлив».

В казаковании казак видел что-то почетное для себя. В самом слове не содержалось ничего, что напоминало бы ему о принуждении, наоборот, в нем словно выражалась свобода выбора. Он шел не служить, а осуществлять на деле свое давнее желание, возможно, даже свои детские мечты. К сожалению, сейчас мы уничтожили в себе славный дух казачества — посвящение, служение народу не ради благ. Речь не идет о бездумном наследовании традиции. Кстати, на Сечи существовал ряд специфических обычаев, аналогичных обычаям монашески-рыцарских орденов Запада. Сечевики придерживались безбрачия (женщин на Сечь категорически не допускали), предпочитали коллективную собственность (земля на Сечи ежегодно перераспределялась, а также распределялась и военная добыча), выборными, а не наследованными были институции запорожской власти. Очень примечателен такой запорожский обычай: при избрании кошевого, чтобы он не загордился, старые деды вымазывали ему грязью голову... Каждый запорожец считал себя неотъемлемой частью большой единой сечевой семьи.

Думаю, что зря родители сейчас так негативно относятся к службе в армии, без этого ощущения голоса коллектива, без понимания, что ты в состоянии что-то защитить — Отчизну, семью, друзей, невозможно воспитать настоящего мужчину. Во всяком случае, хорошо было бы, если бы такое явление, как добровольные дружины, получило распространение — огромные последствия это имело бы, поверьте…

— То есть мужчина, дабы почувствовать свою полноценность, должен обрести хотя бы какие-то признаки воина?

— Конечно, недаром же в Японии, если ты не имеешь первого дана по каратэ или дзю-до, то не имеешь права поступать в высшее учебное заведение. Человек, который в будущем планирует руководить коллективом, должен знать, что такое честь, долг, ответственность. А ведь именно такие черты свойственны настоящему воину. В Южной Корее, если парень пошел в армию, и не получил там второй дан, должен еще служить, и таки сдать со временем этот экзамен, выдержать хотя бы такое испытание.

— Это же Восток…

— В Англии бокс является школьной и университетской дисциплиной. И это тоже предполагает, что мужчина должен обрести особые качества.

— Интересно было читать в вашей книге о женщинах-воинах. А амазонки в ней, кстати, тоже имеют украинские корни…

— Как свидетельствуют античные историки и данные археологических раскопок, покровительницей амазонок была Великая Мать и бог войны Арей, которые позднее трансформировались в народном сознании в образы Пресвятой Покровы и Юрия Змееборца (кстати, именно они были покровителями славного Запорожского войска и казачества в целом). А в 1993-м году известный львовский ученый Иван Денисюк издал чрезвычайно интересную книгу «Амазонки на Поліссі», в которой на основе многочисленных источников убедительно доказывает, что именно на Полесье было местонахождение таинственной страны амазонок. А само название «амазонки» является ничем иным, как перекрученным греческим словом «омуженные». В подтверждение этого профессор Денисюк приводит уникальные фольклорные материалы, записанные на родине и умалчиваемые ранее исторические исследования. Еще в ХVII в. были упоминания о существовании таинственных могил этих женщин- воинов в Ратневе на Полесье. Оказывается, что в старинных волынских колядках воспевались девушки и женщины-воительницы, восхвалялось их мужество и воинственность.

Наличие у украинских женщин своеобразной военной культуры подтверждает и такой давний свадебный обычай, распространенный во многих местах Украины: в свадебном поезде молодого сопровождает «світилка», которая несет меч, то есть именно женщина выступает в роли символического оруженосца молодого. Весь этот материал уникален, бесценен, однако, к сожалению, еще мало исследован. Но есть надежда, что археологические исследования смогут подтвердить летописные и фольклорные свидетельства, и тогда будет открыта еще одна славная страница украинской истории. Мы же так мало о себе знаем, и так медленно продвигаемся в реформировании сознания. Иногда боимся сами себе сказать, что в чем-то были первыми. Американцы, например, активно пропагандируют так называемый армреслинг, то есть борьбу на руках, но мало кто знает, что его предшественницей было именно казацкое рукоборство. Только казаки боролись не за специальным столом, а лежа грудью на земле.



В отличие от других, наши народные системы воспитания и виды борьбы безжалостно уничтожались, особенно при советской власти. Наш «Спас» был засекречен, хотя его элементы изучались в закрытых разведшколах. Гопак вообще выдавали только за танец, кулачные бои всячески запрещались, замалчивались и бои на поясах, славным мастером которых был Иван Поддубный. Даже слепых кобзарей, у которых, кстати, также существовало свое оригинальное искусство борьбы — «костурець» (рукопашный бой наощупь с помощью палки) зверски искореняли. Мы об этом не должны молчать. А должны знать, уметь гордиться этим.
9
4020
30 июля 2009
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Смотрите также
Боевой гопакБоевой гопак

Про украинский народный танец гопак все слышали. А про боевой гопак? Боевой гопак – весьма интересное и странное боевое искусство. Чтобы заниматься им...

Казаки на службе у Третьего рейхаКазаки на службе у Третьего рейха

Не хотелось бы переосмысливать события минувшей войны, отнимать у нас Вторую мировую войну как войну Отечественную, освободительную. Никто не сомневае...

Исторические факты – Однако чукча

Мало кто знает, что с 1701 по 1764 год на Чукотке шла, не утихая, с переменным успехом, война между войсками русского правительства и… чукчами!Продолж...

30 провокационных вопросов, которые стоит задать самому себе30 провокационных вопросов, которые стоит задать самому себе

Для того чтобы получить правильные ответы, в первую очередь нужно уметь задавать правильные вопросы. Стивен Эйтчисон предполагает, что знает секретные...

Загрузка...
Комментарии

DiNecromA
30 июля 2009 11:29
афтар реальный пацан. слишком много бреда даже в интервью. думаю что в книге он проявил себя полностью.

AbsyrdЪ
30 июля 2009 12:38
ну конечно)) А полька это прародитель шаолиня... Казаки обычные бандюки и разбойники и нечего тут еще добавлять

sercom
30 июля 2009 12:51
Цитата: AbsyrdЪ
Казаки обычные бандюки и разбойники и нечего тут еще добавлять

А тут-то я с вами не соглашусь, разбоем и бандитизмом называть борьбу за освобождение - не правильно. Проведи параллель с партизанами в период ВОВ. Эпохи разные - цели одни. Вот по поводу методов борьбы и способов выживания уже можно порассуждать.

Gogul
30 июля 2009 14:15
Статейка туповатя и желтоватая angry
з.ы. Буза круче)

Jauhen
30 июля 2009 14:24
Цитата: DiNecromA
слишком много бреда даже в интервью. думаю что в книге он проявил себя полностью.

+1

JOKe Тарам-пам-пам
30 июля 2009 15:00
Цитата: DiNecromA
слишком много бреда даже в интервью. думаю что в книге он проявил себя полностью.

Barboss
31 июля 2009 07:31
Гопак - украинская капоэйра.

Futureman
8 августа 2009 23:40
даёшь беларускую польку-убийцу!

Tugcrereled
17 июня 2011 10:44
Если вы решились бесплатные торренты , будьте готовы к различным
проблемам, начиная от пойманного вредоносного кода и заказнчивая
настойчивым стуком в дверь от полицейского патруля, который хочет забрать
ваш лаптоп и просканировать его на наличие взломанных игр и фильмов.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
Пятница, 09 Декабря
USD 1.9746
EUR 2.1262
RUB 0.0312
Konan_Kanah 86 минут назад Не знаю, как кто, а для меня служба была охерительной)) служил в погранцах, на границе с Польшей. Без увалов, отпусков, выходных, маскиных котлет. Куча впечатлений и проверка для себя. Потерял за службу и хорошую работу и жену, но не жалею абсолютно. The_reef 87 минут назад Либерман,
По поводу свечей в церкви это не выдумка и не шутка. Буквально несколько недель моя мама столкнулась с этим явлением. Плюс к ней ещё подбежала какая-то умалишенная и просила забрать свою свечку, купленную не в храме.
Mab 108 минут назад
Цитата: twi
один из крупных поставщиков алкоголя в РБ, на 100% принадлежит белорусскому патриархату

Нет белорусского патриархата. БПЦ подчиняется Москве.
alesbyk2015 128 минут назад Справа однозначно лучше Bond 130 минут назад Путь разрушения не может быть правильным. А страну именно разрушили alexic 149 минут назад
Цитата: gismo_2
Ключевое слово.

gismo_2 153 минут назад
Цитата: Либерман
графоманы

Ключевое слово.
Либерман 155 минут назад
Цитата: MegaSchuster
раз видел вывеску "Свечи, купленные не в храме - считаются недействительными и не являются жертвой, угодной Богу"

Сочиняешь же. Фотку, небось, в сети такую видел - шутку бородатую, а не вывеску.
Цитата: Issida
слышал про эффект плацебо? Если это людям приносит пользу, значит это надо

Цитата: aroy
я правильно понял, что ты одобришь продажу любой бесполезной ху##и, если покупатель считает эту ху##ю полезной?

Ему про пользу и эффект плацебо, а он про бесполезную хню.
Омг, как так можно тупить на ровном месте?
Цитата: dianest
Где нормальные, счастливые, здравые люди, что искренне верят в Бога? Знает кто таких?

Слишком много наваял признаков, к которым легко докопаться. Леший знает, что лично для тебя начит "нормальный", "счастливый", "здравый" или "искренне". Но ганьба тебе уже за то, что стольких верующих записал автоматом либо в убогие, либо в обманщики.
Цитата: gismo_2
Приведи литературный пример где написано "слова лукавят" и я признаю свою неправоту

Хз. По-моему, графоманы такие словосочетания просто обожают.
"В чем сила их или никчемность?
В чем слава их или позор?
Слова лукавят – выдаст взор?
Бесстыдство, равнодушье, совесть?"
"Движенья губ - подвержены обману
Слова лукавят - их не слушай, брось
Лишь руки и глаза все скажут прямо
Рукам - поверь! Словам - ну как пришлось"
"И пусть холода у порога
Тем ярче горит голова
И каждый – любимец у Бога,
Когда не лукавят слова."
"Скрипят страницы древней Книги
Слова лукавят и хохочут,
Их тайный смысл понять несложно:
- Все будет так, как ты захочешь!"
"У паненки лукавят слова,
но запястье — предмет волшебства,
до смешного хрупок сосуд,
где хранится Шопенов прелюд."
Вроде первый и крайний графоманы даже какие-то премии и заслуги имеют.
Новости от партнеров

ИНТЕРЕСНОЕ:

Загрузка...
Сейчас на сайте
9 пользователей, 1554 гостя