С некоторым удивлением для себя мы обнаружили, что регионы Земли, страдающие от нехватки качественного медицинского обслуживания, прекрасно обеспечены сотовой связью. Наша работа позволяет использовать сети сотовых операторов для обеспечения работы в этих регионах простого и надежного лабораторного оборудования, необходимого для контроля вспышек заболеваний", — цитирует РИА «Новости» ученого из Калифорнийского университета в Беркли Дэна Флетчера.' />

Поставить диагноз поможет мобильник

Мобильные телефоны могут быть использованы в качестве дешевых и доступных флуоресцентных микроскопов для диагностики тяжелых инфекционных заболеваний в полевых условиях — там, где люди не имеют доступа к более высококлассному медицинскому обслуживанию. В этом, сообщает NEWSru.com, уверены авторы разработки, описанной в журнале PLoS ONE.

Поставить диагноз поможет мобильникС некоторым удивлением для себя мы обнаружили, что регионы Земли, страдающие от нехватки качественного медицинского обслуживания, прекрасно обеспечены сотовой связью. Наша работа позволяет использовать сети сотовых операторов для обеспечения работы в этих регионах простого и надежного лабораторного оборудования, необходимого для контроля вспышек заболеваний", — цитирует РИА «Новости» ученого из Калифорнийского университета в Беркли Дэна Флетчера.

Разработка представляет собой простую систему микроскопных линз, присоединенных к камере мобильного телефона. Эта система позволяет работать и с флуоресцентным излучением благодаря дешевой и простой конструкции с использованием светофильтров и светодиодов. Ученые показали, что с использованием камеры разрешением всего 3,2 мегапикселя можно различить объекты размером вплоть до 1,2 микрона, при среднем размере красных кровяных клеток, составляющем 7 микрон.

Как показали эксперименты с зараженной кровью и слюной, ученые могут использовать систему для выявления наличия в среде паразитов Plasmodium falciparum, вызывающих малярию. Они легко различимы при облучении образцов светом обычной настольной лампы.

При этом система прекрасно работает и в режиме флуоресцентного микроскопа, выявляя бактерии Mycobacterium tuberculosis, вызывающие туберкулез. Количество этих бактерий, светящихся при облучении светом с длиной волны 460 нанометров, может быть оценено автоматически при помощи специального программного обеспечения.

Полученные таким образом снимки можно обработать на месте, а можно передать для изучения на удаленный сервер при помощи беспроводной связи. Эта система может послужить средством раннего оповещения о возможной вспышке или распространении того или иного инфекционного заболевания, ежегодно уносящего тысячи жизней в слаборазвитых странах Африки и Азии.
5 августа 2009