РЕКЛАМА

Загрузка...

В 1970-е годы СССР напрямую связывал свое экономическое развитие с массовым освоением Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера, что требовало доставки в эти районы тяжеловесных крупногабаритных грузов: атомных реакторов для строящихся АЭС, ректификационных колонн для нефтехимических производств, гигантских турбин и других компонентов энергетических установок.' />

Небесный супертяжеловес.

Про самый большой в мире грузовой самолет Ан- 225 «Мрiя» грузоподъемностью 250 тонн знает весь мир. Про альтернативный же проект М-52 наслышаны единицы…
Небесный супертяжеловес.

В 1970-е годы СССР напрямую связывал свое экономическое развитие с массовым освоением Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера, что требовало доставки в эти районы тяжеловесных крупногабаритных грузов: атомных реакторов для строящихся АЭС, ректификационных колонн для нефтехимических производств, гигантских турбин и других компонентов энергетических установок.
Анализ показывал, что массы подобных грузов колебались от 100 т до 500 т, при габаритах до 70 м в длину и 8 м в диаметре. Железнодорожный транспорт не годился – узкие туннели не позволяли пропускать грузы таких габаритов на восток. Морская и речная транспортировка занимала много времени и по понятным причинам годилась только для доставки из порта в порт. Далее – только автомобильными трейлерами. Это превращало каждую перевозку в уникальную транспортную операцию, зачастую требовавшую реконструкции дорог, переделки мостов и эстакад, что многократно увеличивало как сроки, так и стоимость транспортной операции и никак не соответствовало предполагаемым темпам освоения огромных восточных пространств.

Авиационная же перевозка, несмотря на свою немалую стоимость, имела важное преимущество – сроки. А вовремя запущенный объект – дополнительные сэкономленные средства.

Был и еще один заказчик на воздушных гигантов – военные. В конце 1970-х в СССР вовсю велись работы по созданию уникальной космической системы, предусматривающей воздушный старт космического аппарата с гигантского самолета-носителя. Первым промежуточным вариантом такого самолета стала «Мрiя» – большегрузная модификация Ан-124 «Руслан», у которого удлинили фюзеляж, добавили секцию в крыло, прикрепили к ней по дополнительному двигателю и увеличили количество стоек в шасси. А экспериментальному машиностроительному заводу (ЭМЗ) им. Мясищева была поручена разработка принципиально нового большегрузного самолета – М-52.

Небесный супертяжеловес.


Летающие катамараны

Новое – хорошо забытое старое. Еще полвека назад авиаконструкторы пытались увеличивать грузоподъемность, объединяя два самолета общим крылом, – достаточно вспомнить немецких летающих «сиамских близнецов» времен Второй мировой войны – Heinkel He.111Z Zwilling. В конце 1970-х идея вновь овладела умами – проекты двухфюзеляжных транспортных самолетов появились у Boeing (спарка B-747) и Lockheed (спарка C-5A Galaxy). Такой подход позволял быстро и сравнительно дешево удвоить существующую грузоподъемность, обеспечить удобную погрузку-выгрузку на внешней подвеске и сэкономить место на стоянке.

За основу отечественного летающего катамарана инженеры ЭМЗ взяли отработанный стратегический бомбардировщик 3М этого же завода. Главный элемент катамарана, объединяющий самолет в одно целое, – центральная секция крыла, центроплан. При кажущейся простоте центроплан – самый сложный элемент идеи. Немало проблем было и с исходным крылом 3М. Стратегический бомбардировщик проектировался в начале 1950-х годов с предельно упрощенной механизацией крыла, состоящей только из выдвижных однощелевых закрылков и посадочных щитков. Впрочем, для 3М этого было достаточно – вес стратегического бомбардировщика, заходящего на посадку, составляет всего 40% от взлетного. Для транспортного самолета это не годилось.

Всего же авиаконструкторы разработали четыре варианта катамарана, отличавшихся как формой центроплана, так и степенью доработки основных несущих крыльев.

Однако в процессе работы над проектом инженеры все больше склонялись к традиционной однофюзеляжной схеме самолета: экономия в весе составляла 20–25 тонн, улучшалась аэродинамика, да и сама схема была хорошо отработана и не сулила неприятных сюрпризов. К тому же этот вариант требовал для переделки всего один бомбардировщик 3М, а не два. Такой подход и привел к появлению транспортной версии 3М «Атлант», который взвалил на себя основную тяжесть доставки частей комплекса «Энергия–Буран» на Байконур, совершив более 150 полетов. Но сейчас нас интересует совсем другой самолет.

Тема 52

У «Атланта» и появившейся позже «Мрiї» был крупный недостаток – крупногабаритные грузы они перевозили «на спине», что требовало строительства уникальных дорогих погрузо-разгрузочных комплексов. Пока весь грузопоток шел между заводами и Байконуром, проблема как-то решалась. Кардинальным решением была бы разработка самолета сверхбольшой грузоподъемности с нижней подвеской. Работа над проектом, получившим название «тема 52», была поручена заместителю главного конструктора ЭМЗ Р.А. Измайлову.

Небесный супертяжеловес.


Грузовой контейнер для М-52А-1 в военно-транспортном варианте был оснащен самостоятельным 28-колесным шасси, стойки которого для обеспечения процесса погрузки-разгрузки предполагалось сделать «приседающими». К тому же контейнер должен был быть самоходным и чрезвычайно маневренным – с поворотными стойками.

Главной проблемой стало шасси. При классической компоновке для того, чтобы обеспечить подфюзеляжную подвеску крупногабаритных грузов, стойки шасси пришлось бы делать длинными, как ноги у цапли или вертолета-гиганта Ми-10. Однако длинные стойки не могли бы выдержать мощную нагрузку, на которую рассчитывался самолет-тяжеловес.

Решение этой проблемы и определило необычный внешний облик М-52 – высоко расположенный тонкий фюзеляж круглого сечения, отогнутая вниз огромная кабина экипажа, в которой размещалась передняя стойка шасси, и две обтекаемые гондолы с многоколесными тележками основного шасси, расположенные на вертикальных пилонах под консолями крыла.

Несмотря на эти ухищрения, высота носовой стойки шасси составляла шесть метров!
Небесный супертяжеловес.


М-52А-1 в варианте «Воздушный старт» поднимал на высоту 8-10 км орбитальный самолет и подвесной топливный бак общей массой 400 тонн. Таким путем можно было вывести на круговую орбиту высотой 200 км полезную нагрузку массой около 9 тонн.

Была разработана уникальная трансформируемая конструкция, при уборке уменьшающаяся в два раза, которая была признана изобретением. Четыре основные стойки шасси оборудовались 12-колесными тележками, а общее количество колес равнялось 52-м, что совпадало с порядковым номером проекта.

Разгонщик

Основным требованием к М-52 оставалось все же обеспечить воздушный старт многоразовой космической системы. Для этого гигантский самолет должен был разогнаться на высоте 10 км с подвешенным кораблем до скорости свыше 700 км/ч и перед пуском выйти на угол тангажа 25–30 градусов. Использование М-52 в качестве разгонщика орбитальных самолетов накладывало на него интересные ограничения. В частности, он должен был обеспечить в экстренных случаях катапультирование вверх двух членов экипажа орбитального самолета. А как это сделать, если космический корабль прикреплен прямо под брюхом у гиганта? Специально для этого у разгонщика напротив люков катапульт были прорезаны вертикальные туннели с отстреливаемыми крышками! В случае экстренных ситуаций сначала отстреливались люки, после чего срабатывали катапульты, выбрасывая пилотов прямо сквозь фюзеляж разгонщика.
Небесный супертяжеловес.


Транспортник

Еще интереснее был М-52 в транспортном варианте. На встроенных узлах внешней подвески самолет мог перевозить крупногабаритное оборудование массой до 400 т (!) на расстояние до 2000 км. Однако такие грузы можно сосчитать по пальцам. В обычное же время М-52 должен был доставлять стандартные грузы в уникальном транспортном контейнере на расстояния до 6500 км. На контейнере надо остановиться отдельно.

Небесный супертяжеловес.


Грузовой контейнер, созданный по заказу военно-транспортной авиации, был оснащен самостоятельным 28-колесным шасси. Мало того, для облегчения погрузки-разгрузки шасси было спроектировано «приседающим». Но основным фокусом было то, что грузовой контейнер имел автономный привод на колеса, а все стойки могли синхронно поворачиваться как симметрично, так и в противофазе, превращая сам контейнер в сверхманевренное транспортное средство, способное самостоятельно перемещаться в пределах аэродрома. Грузовой контейнер подъезжал под самолет, подвешивался на пяти подъемных узлах и притягивался к фюзеляжу, надежно фиксируясь специальными захватами.

Бумажный гигант

К сожалению, работы по М-52 были прекращены на проектном этапе – в небо поднялась узкоспециализированная «Мрiя», предназначенная для транспортировки топливного бака «Энергии» и орбитального самолета «Буран». А сам «Буран» похоронил проект орбитального самолета воздушного старта. С украинского «Мрiя» переводится как «Мечта». К М-52 это название подходило гораздо лучше…
0
2809
16 августа 2007
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Смотрите также
В Луганске сбили Ил-76 с десантникамиВ Луганске сбили Ил-76 с десантниками

Луганскими ополченцами ночью 14 июня был сбит военно-транспортный самолет Ил-76 при заходе на посадку. В результате все находившиеся на борту погибли....

Минчане смогут увидеть перевозку по улицам города самолета Ту-134Минчане смогут увидеть перевозку по улицам города самолета Ту-134

Жителям и гостям белорусской столицы в ночь с 29 на 30 апреля представится возможность увидеть уникальное явление - перевозку по проспекту Независимос...

Horton 229 - немецкий самолет-неведимкаHorton 229 - немецкий самолет-неведимка

Horton Hо-229Это был первый турбореактивный самолет, по праву причисленный к самым нестандартным боевым проектам, осуществленным в течение второй миро...

В Антарктиде нашли один из старейших самолетов в миреВ Антарктиде нашли один из старейших самолетов в мире

Австралийские полярники обнаружили в Антарктиде каркас самолета британской компании Vickers, который пролежал во льдах с 1914 года....

Загрузка...
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
Четверг, 19 Января
USD 1.9439
EUR 2.0778
RUB 0.0329
Vardisodo 9 минут назад seregas,
ипать у тебя жизнь насыщенная))
Цитата: seregas
откуда я точно знаю про теплопроводность стекла ?

ТКП 45-2.04-43-2006?
Sерый17. 9 минут назад
Цитата: западная ведьма
и как ты вообще мою письку облизывать будешь, если ты такая застенчивая?

Если есть на сайте молодые пикаперы, срочно берите на вооружение.


PROSTO CHEL 10 минут назад Флинта бляць сюда!! Vardisodo 10 минут назад На 8 - любимый певец Базальта) dianest 19 минут назад
Цитата: BOXER
Толик выдал, это надо видетьтыц

Ооох, какой молоток большой ПУ )))
Это как ему пришло в голову Савченко выпустить )))))))
seregas 28 минут назад Коллега, конкретно вчера я сидел на веществах .
Кратко: Надо забрать старый прицеп.
Звоню местному организатору 21.00. Приезжаем утром за 130 км ? Да. Будет погрузчик ? Да. Приезжаем. Ты где ? У меня сення 50 лет - я не в состоянии. Где погрузчик ? У него сення плановое ТО. Машина в гараже и водитель уже с утра не в состоянии.
Рядом ездит мтз-820, развозит навоз внутри фермы. Просим помочь немного дернуть. Водила показал на колеса, отполированные до зеркала. Трактор ездит по бетону и др. искусственным покрытиям. На ледяном или снежном покрытии он буксует, не потянет даже прицеп " зубренок". Он писал запрос на новые колеса. 4 года назад. Работает 1 день в неделю зимой из-за ограниченных возможностей. Есть предприятия, работают 1 час в месяц, т.к. увольнять никого нельзя (на тут.бай писали даже)
Хотели за деньги быстро погрузить старый прицеп на новый и быстро свалить. Благодаря широкой механизации районных предприятий в радиусе 50 км, решили резать 2 т автогеном и грузить руками. Около 7 часов. Плюс дорога 4.5 часа.
С собой было 4 б.вотки, т.к. местный менталитет быстрее реагирует на деш(л)овую вотку, деньгами намного дороже и заинтересовать сложно. Желающих не было. Поехали назад.
Ивеко, 2 пассажирских места в теплой кабине, 4 пассажира. 3 набилось в кабину на 2 места.
Загадка №1 : угадайте , кто ехал в будке среди резанного железа при минус 9 С , при условии, что за все плачу я ? Правильный ответ ! Т.к. для всех это понты, т.е. достоинство. А у меня его нет.

Загадка №2 откуда я точно знаю про теплопроводность стекла ?
livon 47 минут назад
Цитата: западная ведьма
не слушайте вы его! этот дрочила дрочил наяривал, то титьки ему покажи, то еще что, теперь пизд.т что мне 50 лет в обед, страшнее атомной войны, и вообще он не дрочил, ага! все было вообще не так! я ему призналась в светлых чувствах, а он свел к тому, что раз мы все равно поженимся, то титьки то покажи! на мой робкий отказ - типа разочарование, так ты,наверное,все врешь, и как ты вообще мою письку облизывать будешь, если ты такая застенчивая? он развел! грамотно, не в первый раз, явно сбольшим опытом. а дрочил то как! тут у него баночка, тут платочек, да еще здоровая банка этой,смазки, чтоб ввеселее дрочилась, и почти пустая, то есть он ее издрочил всю! пусть вы не поверите, но я в полном охуе...ии это все наблюдала, какое там возбуждение, какое там онанировать на него, расслабь булки,дрочер, я в шоке была! от того что срашный очкастый бородатый мужик дрочит свой член! да, фотка его отдельная песня! представьте геолога, год из лесу не выходившего и людей не видевшего, с диким взглядом, в кривых очках, с бородой! обдрочишься, блять! том круз и джонни деп в одном лице! какое там возбуждение, поохать каждая баба умеет, и этот чмырь уже два года года пизд.т,как я "на него онанировала", ты на себя в зеркало посмотри!еще спрашивает, тебе было хорошо?да обкончалась, епта!до сих пор кошмары снятся, тьф,блять!

Так эмоционально и красочно точно врать нельзя
PROSTO CHEL 62 минут назад
Цитата: Vardisodo
Меня больше интересует, на каких веществах сидит Серегас, и не сильно ли они гробят его здоровье)
Растворители, краски, сварка, угар от отопления. Вся это гремучая смесь в плохо проветриваемом гараже, приводит к синдрому SeregasH2
Новости от партнеров

ИНТЕРЕСНОЕ:

Загрузка...
Сейчас на сайте
52 пользователя, 945 гостей