РЕКЛАМА

Загрузка...



"Нам еще предстоит осознать, кого мы потеряли", - было сказано сразу после ее смерти. С тех пор осознавать пытались многие - да нет, началось раньше, еще когда Янка была жива - но это было либо ошеломленно неконкретное "крупнейшее, если не единственное открытие в
русском роке последних лет", либо неуклюжие попытки сравнить, сваливающиеся в набивший
оскомину штамп: "Это звучит так, как если бы в STOOGES пел не Игги Поп, а Дженис Джоплин",
в беспомощные пристежки к Бичевской, к Джоан Баэз, к Патти Смит. Садясь за эту статью,
я стала было искать более аргументированные сравнения - ну, скажем, с Мелани - как вдруг пришло в голову очевидное: да не нужно этого! Янка - уникальна, не было никогда нигде
никого похожего! Почему никто не сказал этого вслух? От закомплексованного ли убеждения,
что все хорошее неизбежно уходит корнями в Запад, от стыдливого ли неумения осознать -
засмеют, мол, если признаюсь, что в жизни подобного не слышал?' />

Янка Дягилева (Хроника явлений смерти)

Порой умирают Боги - и права нет больше верить...Янка Дягилева (Хроника явлений смерти)


"Нам еще предстоит осознать, кого мы потеряли", - было сказано сразу после ее смерти. С тех пор осознавать пытались многие - да нет, началось раньше, еще когда Янка была жива - но это было либо ошеломленно-неконкретное "крупнейшее, если не единственное открытие в русском роке последних лет", либо неуклюжие попытки сравнить, сваливающиеся в набивший оскомину штамп: "Это звучит так, как если бы в STOOGES пел не Игги Поп, а Дженис Джоплин", в беспомощные пристежки к Бичевской, к Джоан Баэз, к Патти Смит. Садясь за эту статью, я стала было искать более аргументированные сравнения - ну, скажем, с Мелани - как вдруг пришло в голову очевидное: да не нужно этого! Янка - уникальна, не было никогда нигде никого похожего! Почему никто не сказал этого вслух? От закомплексованного ли убеждения, что все хорошее неизбежно уходит корнями в Запад, от стыдливого ли неумения осознать - засмеют, мол, если признаюсь, что в жизни подобного не слышал?
Что мы знаем о Янке? Почти ничего: была, пела... 9-го мая 1991 года умерла 24-летняя девушка, великая русская певица, и с нею ушел пласт жизни - мыслей, чувств, фактов; остались песни и стихи, которых немного, но, в общем, достаточно, чтоб понять масштаб явления. Но все же - если попытаться собрать разрозненные факты, воссоздать и осмыслить, может, будет меньше расхожих и ничего не значащих фраз, и вовсе не будет нелепиц - подобных высокомерно-оскорбительному ляпу в автобиографии вечно недовольного Юрия Морозова,отозвавшегося о Янкином выступлении в Череповце так: "...подвыпившая Янка, с грохотом скакавшая под неизбывную умцу-умцу по сцене и голосившая не своим голосом, чтоб затем вскоре повеситься".

То, что я хочу написать - не биографический очерк, но хроника, описание публичного Янкиного существования в концертах, записях (интервью она никогда не давала, считая их изначально фальшивыми), в разрозненных газетных репортажах. Попробуем?
Яна Станиславовна Дягилева родилась в Новосибирске 4 сентября 1966 года. После школы поступила (по настоянию вскоре умершей матери) в Новосибирский Институт Инженеров Водного Транспорта, но ушла уже со второго курса. Увлечения той поры - английская поэзия, гитара, песни БГ и Бичевской. Первые известные стихи датируются 85-м годом.

Влияния? О них писали немало - от академического исследования Марины Кудимовой
"Вопленица", где Янкино творчество привязывается к таким авторам, о которых она,
наверно, и слыхом не слыхивала, до упорного желания Марины Тимашевой запараллелить Янкины песни с Башлачевым. Документальных сведений о знакомстве Янки с Башем нет - кроме брошеной вскользь фразы в одной газете о Янкином доме на Ядринцевской, 61:
"...здесь останавливался Саша Башлачев, пел свои песни...", да апокрифического рассказа Задерия об их с Башем совместном знакомстве "где-то в Сибири" с девушками Леной и Яной, где Яна - как раз Янка Дягилева. Но если и так, по стихам (не по песням; стихов, между прочим, гораздо больше) влияния, сходства не отследить. Да и нужно ли? Есть стихотворение 87-го года, посвященное "А. Б.", есть насквозь аллитеративное
"Я голову несу на пять корявых кольев...", которое могло быть написано в порядке творческого соревнования, что ли - но не стоит копать, выискивать и сравнивать. Что бы там ни было, это не наше дело.

Зато писано-переписано о фатальном участии в Янкиной судьбе Егора Летова; Ник Рок-Н-Ролл, великий кочевник и Янкин друг, открыто обвинял Егора в Янкиной смерти.
Сомневаюсь: Янка не кажется способной столь полно и буквально принять идеи и мироощущение даже такого мощного творца, как Летов. Более того, ругань между ними на почве идеологически-мировоззренческих разногласий, разного подхода к основным принципам творчества, кажется, была обычной и постоянной; окончательно разругались они задолго до Янкиной смерти. Теперь Егор пытается представить Янку солдатом, погибшим за ЕГО дело на ЕГО фронте. Бог ему судья.

Пока же - лето и осень 87-го года они вместе мотались по стране автостопом, вместе выступали, вместе записывались. Впрочем, "вместе" - немного не то слово: участие Янки в Егоровых альбомах менее всего было равноправным. Егор знал, что ему надо, и брал это - не главное, красочку, оттенок - у всех, кто оказывался под рукой. Оказалась Янка - в кучу и Янку: стишок в "Тоталитаризме", песенка в "Некрофилии", каверы совковых стандартов - "Ничего Не Вижу", "Белый Свет", подпевки, металлофон, "Нюркина Песня"... Одну написали вдвоем ("В Каждом Доме"), одну вдвоем спели ("Деклассированным Элементам")... Все.

Неравноправие всплыло еще раз - собственно Янкины альбомы Летов делал-записывал исключительно на свое разумение. "Раздражающую меня этакую скорбную, пассивную и жалкую констатацию мировой несправедливости, заметно присутствующую в Янкином голосе и исполнении, я решил компенсировать собственной агрессией... Возможно, в результате возникло не совсем ей СВОЙСТВЕННОЕ (а может быть, и совсем не свойственное), зато получилось нечто ОБЩЕЕ, грозное и печальное, что в моем понимании - выше, глубже, дальше и несказанно чудеснее изначального замысла". В его понимании. Это про "Ангедонию" и "Домой!". Егором же перелопачен альбом "Не Положено!", Янка бунтовала, Егор пожимал плечами - зато, мол вышел не "бессильный бабий плач", а крутой панк, без "эстетства и утонченности", а тем паче - без презираемой Егором жалости к миру. Она, эта жалость, все равно рвется наружу сквозь шум и грязь, сквозь все это треклятое электричество, заглушающее чистый Янкин голос - но скажите, сделала ли она хоть одну запись так, как хотелось ЕЙ САМОЙ? От начала до конца свободно, без цензора и музыкального инквизитора в лице друга Егорушки? Зачем она уступала - из женской мягкости, из уважения к Егоровым познаниям в звукозаписи? Зачем пыталась быть басисткой в ОБОРОНЕ (ерунда такая), зачем убеждала себя (а Летов - других), что она панк-певица? Причем тут вообще панк?

Бывают таланты природные, от Бога. Зрелые с самого начала, отшлифованные без всяких инструментов. Какова была бы Янка без Егора? Наверно, он ей многое дал. И, наверно - не меньше отнял.

Первое публичное Янкино выступление - на первом (и последнем) панк-фестивале в Тюмени, в ДК Нефтяников (24-26 июня 1988 года), в составе ВЕЛИКИХ ОКТЯБРЕЙ - группы Егоровских дружков, Игоря "Джеффа" Жевтуна (гитара) и Евгения "Джексона" Кокорина (барабаны - его полную профнепригодность отмечают все, кто ОКТЯБРЕЙ когда-либо слышал). Мнение очевидца: "Уральские баллады о тусовочной жизни современной девушки хиппи. С панк-роком ничего общего не имеет". Шандец тебе, Егорушка! "Баба-панк к хиппизму отношения не имеет, чистый панк, агрессивный". Ну да, да...

Тогда же писался "тюменский бутлег" "Деклассированным Элементам" - в местной "полустудии", на магнитофон "Сатурн".

Очередной автостопный сезон забрасывает Янку с Егором в Питер - первые квартирники - ждали уже известного по самописным альбомам Летова, получали в комплекте Янку и обалдевали. Все. Всегда. В Москве - та же реакция. "Духовно анемичная, изверившаяся Москва ходила на Янку, как куда-то в эпоху Возрождения - дивясь в ней той силе чувств, которую не видела в себе", - вспоминает Гурьев, добавляя беспощадно: мы ее ели.
Не знаю. "От песен Янки веет безысходностью, но с ними почему-то легче безысходность эту преодолеть", - написала менее авторитетная журналистка, но это справедливее и уместнее - невозможно есть человека, настолько жалеющего мир. Верующие причащаются плоти и крови Христовой; съедают ли они Христа?

Но: "От вселенской любви только морды в крови". Чьи? Янку боготворили, обожали, преклонялись - перед плотной основательной сибирской девочкой, руки в феньках, на рыжих лохмах хайратник, шитый бисером; не мадонна, не анемичное хрупкое чудо. Кажется, она жила, вовсе не замечая этого поклонения, жила полностью в себе. Песни - абсолютно интимны. "Ты увидишь небо, я увижу землю на твоих подошвах..." могла написать только безоглядно (и безответно?) влюбленная женщина. В кого?

После 88-го года - и чем дальше, тем заметнее - стихи становятся все более темными, неконкретными, тяжкими. Многие - в мужском роде. И много карнизов, падений и многоэтажек. А я почему-то стою и смотрю до сих пор Как многоэтажный полет зарывается в снег...

Январь 89-го, 28 число - первые публичные концерты в Москве, в ДК МАМИ: сначала Летов в электричестве, потом Янка с ГО, белый свет в зале, обдолбанные пункера, урбанистический концерт. 19 февраля - в ДК МЭИ, аншлаг (из-за ОБОРОНЫ). 20 февраля - концерт памяти Башлачева в Питере, маленький зальчик в ДК Пищевиков, в сборной солянке из необъявляемых исполнителей (в лицо знали, кажется, только Ревякина и Задерия) три песни, доведенные ревером до языческих заклинаний: мороз по коже, шепот: "Кто это?"

Концерт в Иркутске.

Концерт в Харькове 26 июня, ДК "Пищевик" (дались всем эти пищевики!).
Порвалась струна - перестроила гитару на пять, потом другая - доиграла на четырех.
"А могла бы, наверное, доиграть и на одной". В Харькове ее еще плохо знали,
но приняли безоговорочно.

Осень - концерт в рамках "Некст Стоп Рок-Н-Ролл" в Новосибирске. В 89-м же -
альбомы (те самые, перелицованные Егором), а в начале года еще один "Домой!",
акустическая запись на две гитары с Летовым, сделаная дома у тогдашнего их
директора Сергея Фирсова - специально для русской эмиграции в Париже (зачем?),
в 95-м переизданная под названием "Продано!"

Год 1990 открылся для тех, кто следил за Янкиными выступлениями, Череповецкой
"Рок-Акустикой", о которой написано больше всего, которая записана - да только
никто этих записей не издает ("Слышали, на "Мелодии" выходит ваша пластинка? - Ложь.
Не записывалась и записываться не собираюсь, даже если предложат"). Мнения обо всех,
кто там играл, разнородны и разноречивы, о Янке - однозначны: "...как живительная
влага для искаженной и опаленной солнцем земли. Ее голос вливался в вены, пульсировал
внутри, разгоняя кровь и очищая душу от тех фекалий, которыми загружает нас окружающий
социум". "Ты, Янка - большая река". Сколько раз потом цитировалась эта фраза
Маши Володиной? Это не пророчество, это о песнях. ...И сохнут ключи в пустынях,
а взрыв потрясает сушу Когда умирает богиня, когда оставляет души...


Через месяц, в феврале - мемориал Башлачева в Питере, в БКЗ, тоже записаный и
разобраный по полочкам. Опять в связке с Летовым, опять мало песен - всего три,
да надо ли больше? Липницкий в "СДВИГЕ" (издание Московской Рок-лаборатории)
упрекнул Янку в излишней безысходности и отсутствии юмора в песнях. Вам нужен
Янкин юмор? Не верю, что в жизни она была вечно печальна, но нет ни одной смешной
песни (разве что лукавая "Печаль Моя Светла", ранняя, старая), ни одного
забавного стишка. Какой, к черту, юмор на поминальном концерте, какой оптимизм?
Ни Янка, ни Егор не участвовали в финальном хоровом (жизнеутверждающем) пении
ильченковской "Бей, Колокол". Ни Янка, ни Егор не попали в телеверсию этого концерта.

Кстати: оба на тот момент числились членами Лен. Рок-клуба.
Зима-весна - серия квартирников в Питере, в Кирпичном переулке - Летов-Янка-Олди. И более или менее хождение по рукам записей, в основном акустических.
Осень 1990 - зеленоградский фестиваль "Молодой Европейский Андеграунд" (уж так гордо!), организаторы - Гурьев, Коблов, Никитин - "Контр' Культ' Ура", "Тихий Парад". Без Летова, с ОКТЯБРЯМИ, с дикими аппаратными проблемами, пропадавшей гитарой, неслышным голосом.
Все равно - "О-о-о!", как всегда. И все как будто боятся писать о Янке, боятся навредить даже восторженным словом. "Подснежнику все равно, кто его раздавил - белка или медведь". Почему все к ней относились так, только ли из-за песен?
Последний из Больших фестивалей с Янкой - "Рок-Азия" в Барнауле (в предыдущих
фестивалях этой серии, называвшихся "Рок-Периферия", она не участвовала - по причине "абстрактного облома") 9-13 октября 1990 г. Играла с ОКТЯБРЯМИ. Мнение Тоби Холдсворта из "Синсер Менеджмент" (Лондон): "Это большое искусство. Грязь со вкусом - это круто!" Мнение из зала: "Боже, где она нашла таких лабухов!" Сама тоже, кажется, была недовольна - едва закончив последнюю песню, сорвала гитару и грохнула ею о сцену. И ушла.

Кто-то додумался обозвать ее "леди-панк".

В начале 1991-го она записала четыре песни, темные и страшные - "Выше Ноги От Земли", "На Дороге Пятак", "Про Чертиков", "Придет Вода". На конец весны кем-то планировался Янкин совместный с БГ и КАЛИНОВЫМ МОСТОМ тур по городам Золотого Кольца/Русского Севера (ура-кобура!), ждали ее и на первых московских "Индюках". Но на дверях ДК Русакова висел огромный плакат "Летова не будет!", а о Янке передавали друг другу изустно: у нее жуткая депрессия, приезжала в Москву, пролежала сутки на кровати лицом к стенке и уехала домой... Домой.

Тревогу подняли тоже в Москве, не дома. В Новосибирск звонил художник Кирилл Кувырдин, ему отвечали, мол, с ней так бывает; ушла, погуляет, вернется. Потом журналист Щекочихин, толком не знавший, что за Янка такая, достал по каким-то своим каналам Новосибирскую милицию, которая стала искать. И нашла.

Дальше вы все знаете. Статьи-исследования-поминания, переиздания на CD прижизненных альбомов, бутлегов. Диапазон от почтительно сохраненного Олегом Ковригой квартирника 89-го года ("Акустика") до наглого Джулиановского "Столетнего Дождя". Изданная Летовым
книжка со стихами - своими, Кузи Уо и Янкиными. Все.

Зачем она сделала это? Я не верю в "солдатскую" версию Летова. Я не верю в Гурьевское "мы ее доели". При чем тут мы? Она не для нас жила, да и пела, может быть, не для нас.
Для кого? Кто позвал ее за собой? Или - от кого, чего она бежала - головой в реку?
Погаснет огонь в лампадах, умолкнут священные гимны Не будет ни рая, ни ада, когда
наши Боги погибнут Так иди и твори, что надо, не бойся, никто не накажет Теперь
ничего не свято...

(имя афтора статьи где то затерялось)
0
1932
29 августа 2007
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Смотрите также
Янка Дягилева БиографияЯнка Дягилева Биография

Яна Станиславовна Дягилева, известная всем больше как Янка, родилась в Новосибирске 4 сентября 1966 года. Родилась в простой семье с достатком ниже ср...

День рождения ЛетоваДень рождения Летова

10 сентября поклонники русского рока отмечают день рождения выдающегося музыканта и поэта, лидера легендарной группы \"Гражданская Оборона\" Егора Лет...

От чего умер ЛетовОт чего умер Летов

Медицинская экспертиза установила, от чего умер лидер группы «Гражданская оборона»...

История Гражданской ОбороныИстория Гражданской Обороны

Безусловный лидер \"Гражданской Обороны\" Игорь (Егор) Фёдорович Летов родился 10 сентября 1964 года в городе Омске. Примерно в восемь лет Егор начал...

Загрузка...
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
Суббота, 10 Декабря
USD 1.9739
EUR 2.0967
RUB 0.0312
55hozinu 5 минут назад maxiaka1111,
Найдите мне кто заглавный саундтрек , я уже в бешенстве проста
Tatur 8 минут назад
Цитата: maxiaka1111
Есть. Chateau de bulbo


dianest 15 минут назад
Цитата: Mab
А есть вообще настоящий белорусский коньяк, не разлитый в РБ и не из концентрата?

в 2018 Пинского виноводочного завода появится
maxiaka1111 17 минут назад
Цитата: Mab
А есть вообще настоящий белорусский коньяк, не разлитый в РБ и не из концентрата?

Есть. Chateau de bulbo
Mab 22 минут назад А есть вообще настоящий белорусский коньяк, не разлитый в РБ и не из концентрата? maxiaka1111 37 минут назад
Цитата: 55hozinu
Ооооо, да!!!))) тоже узнал о нем от "Бананового племени" .

Видимо да. Первая серия затащила
Margasan 40 минут назад Тихо! Все по камерам!!!
Пивной алкоголик банит тех, кто на его святое пиво посягает!
PROSTO CHEL 55 минут назад Где свежие рецепты самогона? Где Советы как сделать или где купить дешёвые самогонные аппараты? Где рецепты домашнего виски? Как гнать самокат что бы не спалиться перед соседями и т.д. Где все это????? Почему новости тока про пивас?
Новости от партнеров

ИНТЕРЕСНОЕ:

Загрузка...