РЕКЛАМА

Загрузка...

Дмитрий Шостакович (биография)

ШОСТАКОВИЧ ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ (1906–1975), русский композитор советского периода; отличительные черты его стиля – интенсивная ритмика, разнообразное и часто самобытное использование оркестровых средств, высокая драматическая напряженность, оригинальный музыкальный юмор. Творчество Шостаковича то превозносилось властью, то подвергалось резкой критике. Его симфонии, в особенности Пятая и Седьмая, а также ряд фортепианных сочинений получили признание во всем мире.

Дмитрий Шостакович родился 25 сентября 1906 в Санкт-Петербурге в семье инженера, певца-любителя. Мать Шостаковича давала уроки игры на рояле и стала его первой учительницей. В 13 лет поступил в Петроградскую консерваторию, где занимался по фортепиано у Л.В.Николаева, по гармонии у Н.А.Соколова и по композиции у М.О.Штейнберга. Концертировал как пианист, участвовал в ансамблях, исполняя свои произведения (на 1-м Международном конкурсе пианистов им. Ф. Шопена в Варшаве награжден почётным дипломом, 1927). С 1937 преподавал композицию (с 1939 профессор) в Ленинградской, в 1943—48 — в Московской консерватории.

Многоплановое, разнообразное по жанрам творчество Шостаковича стало классикой советской и мировой музыкальной культуры 20 века . Особенно велико значение Шостаковича - симфониста. В его 15 симфониях воплощены глубокие философские концепции, сложный мир человеческих переживаний, острые, трагические конфликты, звучит голос художника-гуманиста, борца против зла и социальной несправедливости. Продолжая лучшие традиции русской и зарубежной музыки (И. С. Бах, Л. Бетховен, Б. Малер, П. И. Чайковский, М. П. Мусоргский), Шостакович создал свой неповторимо-индивидуальный стиль, черты которого (динамика развития, неожиданность контрастов и образных перевоплощений тематизма, тонкая лирика, нередко окрашенная юмором или иронией, полифонизация фактуры) проявились уже в 1-й симфонии (1925), принёсшей известность автору.

Первая симфония вместе с тремя Фантастическими танцами для фортепиано, стала его первым опубликованным произведением. Она была тепло встречена критикой после премьеры, осуществленной оркестром Ленинградской филармонии в 1926г. и вскоре приобрела известность и за пределами страны.
Вторая симфония оказалась гораздо менее удачной, и композитор направил свои усилия на оперный жанр.

Но и первый его опыт в этой области – "Нос", по фантастической повести Гоголя (1928–1929), продемонстрировавший и театральное чутье, и сатирическое дарование автора, все-таки не был шедевром. Шостакович продолжал много работать, и к тридцати годам в его творческом портфеле имелось множество опусов: сочинения для фортепиано и струнных инструментов, для голоса с фортепиано, четыре симфонии, три балета, две оперы и целый ряд партитур для кино и драматического театра. Первый балет Шостаковича «Золотой век» пользовался большим успехом. Вторая его опера «Леди Макбет Мценского уезда» по повести Лескова с мрачным, кровавым сюжетом, блестяще прошла на премьере в Ленинграде 22 января 1934, но через некоторое время, в 1936, подверглась разгрому в официальной печати за «отсутствие простой и понятной мелодии» и потакание извращенным вкусам буржуазных слушателей «своей дергающейся, крикливой, неврастенической музыкой». Этот суровый приговор, опубликованный на страницах центральной советской газеты «Правда» (редакционная статья называлась "Сумбур вместо музыки"), некоторое время служил препятствием для исполнения музыки Шостаковича, однако прекрасная Пятая симфония, впервые сыгранная оркестром Ленинградской филармонии 21 ноября 1937, вполне реабилитировала ее автора .

Шестая симфония появилась в 1939, а работа над знаменитой Седьмой была начата в осажденном Ленинграде в 1941. В 1942 Шостакович получил Сталинскую премию за это сочинение, в котором, как следует из более позднего высказывания композитора, «он воплотил мужество своих соотечественников перед лицом как войны, так и сталинского террора». Драматургия симфонии основана на резком образном конфликте темы Родины и темы фашистского нашествия: пронизанная страстным пафосом обличения милитаризма, симфония имела большой политический резонанс во всём мире. 8-я симфония (1943), также связанная с военной тематикой, предвосхитила ряд произведений Шостаковича , вдохновленных движением борьбы за мир. 10-ю симфонию (1953) отличает внедрение песенных интонаций и приёмов развёртывания, 11-я (1957) и 12-я (1961) симфонии, посвящены Революции 1905 и Октябрьской революции 1917, ознаменовали обращение Шостаковича к программности.

11-я симфония,построенная на мелодиях подлинных революционных песен, опиралась на опыт музыки к историко-революционным фильмам 30-х гг. и «Десяти поэм» для хора на слова русских революционных поэтов.

12-я симфония , посвящена В.И.Ленину, раскрывает идею революционной борьбы народа во имя свободы и счастья, 13-я симфония (на стихи Е. А. Евтушенко, 1962) —симфония - оратория, плакатно-броская по музыкальному языку, посвящена актуальным проблемам гражданской нравственности, бичуя кровавые преступления расизма, она славит народный юмор, душевную красоту и долготерпение русской женщины, бескорыстное служение истине.

14-я симфония (на стихи Ф. Гарсии Лорки и др., 1969), камерная по составу и масштабам частей, не уступает монументальным симфониям по широте охвата жизненных явлений и их философскому осмыслению. Это произведение, прототипом которого, по признанию автора, были «Песни и пляски смерти» Мусоргского, сконцентрировало трагедийность и проникновенную лирику, гротеск и драматизм, 15-я симфония (1971) замыкает эволюцию позднего симфонизма Шостаковича , отчасти перекликаясь с некоторыми ранними его произведениями . В ткань симфонии органично включены цитаты из увертюры к «Вильгельму Теллю» Россини и мотив судьбы из «Кольца нибелунга».

Большой вклад внёс Шостакович в развитие музыкального театра. Однако его деятельность в этой области была грубо прервана появлением редакционных статей в газете «Правда» — «Сумбур вместо музыки» (28 января 1936) и «Балетная фальшь» (6 февраля 1936). Заметное влияние на сценические произведения Шостаковича оказал В. Э. Мейерхольд.

Важнейшей вехой в творчестве Шостаковича и в истории оперного искусства стала опера «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова», по Н. С. Лескову, 1932), где сатирическая заостренность в обрисовке отрицательных персонажей сочетается с одухотворенной лирикой и суровым, возвышенным трагизмом. Правдивость и сочность музыкальных портретов, психологическая углубленность, обобщение народно-песенных интонаций, особенно в финале, в картине каторги, говорят о близости Шостаковича к искусству М. П. Мусоргского. Идейно-эстетические заветы и выразительные средства последнего нашли отражение в эпической широте вокально-симфонической поэмы «Казнь Степана Разина» (на слова Евтушенко, 1964), в раскрытии темы «маленького человека» в вокальном цикле «Из еврейской народной поэзии» (1948). Шостакович осуществил оркестровую редакцию опер «Борис Годунов» (1940) и «Хованщина» (1959), оркестровку вокального цикла «Песни и пляски смерти» (1962). Крупными событиями советской музыкальной жизни было появление нескольких концертов для фортепьяно , для скрипки , для виолончели с оркестром, многих камерных произведений Шостаковича : фортепьянный квинтет, трио памяти И. И. Соллертинского, 15 струнных квартетов, 24 прелюдии и фуги для фортепьяно (первый подобный цикл в отечественной музыке), циклы романсов на слова А. С. Пушкина, А. А. Блока, М. И. Цветаевой, Микеланджело Буонарроти.

Нарочитая простота письма некоторых сочинений конца 40-х — начала 50-х гг. (оратория «Песнь о лесах», 1949; вокальный цикл на слова Долматовского. 1951; кантата «Над Родиной нашей солнце сияет», 1952) объясняется стремлением композитора ответить на обвинения в «антинародном формализме», выдвинутые тенденциозным постановлением ЦК ВКП(б) "Об опере "Великая дружба" В. Мурадели" от 10 февраля 1948.

Многолетняя работа Шостаковича в кино характеризуется созданием музыкальных образов , использованием городского фольклора и рабочей революционной массовой песни («Златые горы», 1931; «Встречный», 1932; трилогия "О Максиме", 1935—39; «Человек с ружьем», 1938; «Молодая гвардия», 1948; «Овод», 1955), музыке более поздних кино-фильмов присущи симфонизированные принципы развития («Гамлет», 1964; «Король Лир», 1971).

Композитор вновь впал в немилость в 1948: его музыка была названа формалистической и декадентской. Как примеры «типичного формализма» (т.е. искусства, непонятного народу и чуждого ему) упоминались Восьмая и Девятая симфонии, написанные в период 1943–1945. Шостакович покорно принял адресованные ему обвинения, и это спасло его от более тяжких последствий партийной критики. В том же 1948 он получил официальное поощрение за «реалистическую» и «демократическую» музыку к кинофильму «Молодая гвардия». Тринадцатая симфония Шостаковича носит название «Бабий Яр» и представляет собой вокально-симфонический цикл на стихи Е.А.Евтушенко.

Умер Шостакович в Москве 9 августа 1975.
3
2667
22 сентября 2007
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Смотрите также
Людвиг ван БетховенЛюдвиг ван Бетховен

Людвиг ван Бетховен (Beethoven) (крещен 17.12.1770, Бонн, - 26.3.1827, Вена). Немецкий композитор, представитель венской классической школы. Учился у...

Классическая музыка для чайников

1. Людвиг ван Бетховен (1770-1827)Наиважнейшая фигура мировой классической музыки. Один из наиболее исполняемых и уважаемых композиторов в мире. Он тв...

Загрузка...
Комментарии

kitkat90
3 июля 2010 14:12
Да это для тех не многих кому интересно и над спасибо

assamax
14 июля 2010 21:37
Плохо, что без фото ;(
Ролевые игры
Чистота и порядок

solnsveta
28 сентября 2010 12:39
пеллетные котлы и котельное оборудование на любых видах топлива
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
Пятница, 20 Октября
USD 1.9577
EUR 2.3106
RUB 0.0340
Margasan 4 минут назад А что такое ЗПУ? Margasan 6 минут назад
Брэд Питт нашел замену Анджелине Джоли. Его выбор пал на британскую актрису Эллу Пернелл

по иронии судьбы сыграла молодую версию волшебницы, пожилую версию которой играла Анджелина Джоли

Подстава!
ventomexx 20 минут назад Лучшее за неделю :DD dianest 6 минут назад
Цитата: gismo_2
Что? Совсем ебанулся? Ты и уверял что есть недвижимость на Мальорке, мне лишь казалось что там что-то типа виллы. Оказалось что не вилла, это я и признал. Что не вилла.

пи3дец)))) ты наркоман или наглый пи3дежник? нигде я такого не утверждал и не говорил, а ты чучело, сам выдумал , поверил в свою ложь и зачем то неоднократно ее приводишь. Ты хоть тему то ту открой да почитай. Не первый раз пи3даболишь, а потом сливаешься ибо свой высер ничем подтвердить не можешь. Ну кроме предыдущего своего вранья. И так раз за разом. Спи3дел, сам поверил, потом даже признал что спи3дел и вот опять .
Цитата: gismo_2
Ну-ну. Это вряд ли. Угорал я с твоих пикофлопсов долго.

ты снова напи3дел ебанько. Сколько можно клизма?
Цитата: gismo_2
Я даже по себе знаю, что если у меня

да какая разница чё у тебя?)))) ппц
Цитата: gismo_2
А на тот момент еще будущая жена все это читает? По-моему нормальная реакция -
возразить.

сука ты дебил))))) ну да возразить, ну раз, ну два - а не блять часами, сотнями комментариев пыжиться с нежаль по ночам))))) ты тогда шизоид какой то))))
Цитата: gismo_2
Из вики

клизма, какой ты поверхностный дебил)) вики он приводит, вики!!)))
три строчки с вики прочитал и эХсперт )))) и так во всем))
на, http://dialogforum.net/showthread.php?t=661
прочитай, тут краткие выдержки и захлопнись в этой теме навсегда.
Цитата: gismo_2
А вот и высер про Стейнбека.

и что не так блять со Стейнбеком и Синклером? не писали они произведений про тяжелую жизнь американцев после войны? ну так может тебе стоит поближе познакомится с их творчеством? аль про два романа слышал и смело ринулся в бой доказывать свою правоту?))))

Цитата: Himley1
Спасибо, Гиз, годная статья.

ты как тот шакальчик из за спины тявкаешь), всё поддержки ищешь)) это статья ни о чем, для хомяков как вы. Чуть выше я привел выкладку, которая показывает реальное положение дел, а не поверхностное говно
Зоя Бибер 24 минут назад Видосу как минимум год. Kergulator 28 минут назад
Цитата: Pikasso
Не так сложно от них свалить. Заезжаешь на тротуар и поехал себе спокойненько. Даже на спорте.

В свете таких высказываний, не смотря на то, что я с уважением отношусь к нормальным людям на мотоциклах, хочется сказать - запретить эксплуатацию мотоциклов вне специально отведённых мест/трасс. А нарушение приравнивать к использованию огнестрела в населённых пунктах. Почему-то такие "замечательные" мотоциклисты не говорят, что мудак на двух колёсах позорит мотоциклистов, а говорят, что надо сворачивать туда, где можно в довесок насбивать людей и ещё понарушать.
5nizza 35 минут назад
Цитата: Mab

Фотография является девятым фото- или видеодоказательством присутствия российского "Бука" на востоке Украины.
"До сегодняшнего дня практически не было сомнений, что MH17 был сбит российским "Буком 332". После сегодняшнего дня, когда было опубликовано девятое доказательство присутствия на востоке Украины установки, принадлежавшей Вооруженным силам Российской Федерации, никаких сомнений в этом быть не может", - подчеркнули в Bellingcat.
Россия, злоупотребляя правом вето, заблокировала решение Совета безопасности ООН о создании Международного трибунала для расследования сбития "МН17", что является косвенным и логическим доказательством ее причастности к преступлению.
Осенью прошлого года Международная следственная группа (JIT) представила выводы, согласно которым малайзийский "Боинг" был поражен ракетой "земля-воздух" из установки "Бук", стрелявшей из района донбасского городка Снежное (в тот момент находился под контролем "ДНР"). Следственная группа представлена пятью странами: Малайзия, Нидерланды, Бельгия, Австралия, Украина. Россия от участия в совместном расследовании группы отказалась.
https://ru.bellingcat.com/novosti/ukraine/2017/10/19/new-332-photo-jit/


бля, ты еще не понял всем по.уй кто сбил этот сраный самолёт!
DemonSD 42 минут назад Мне нравится. Было бы достаточно бабок непременно покатал бы.
Новости от партнеров