Grand Theft Auto

В играх серии, вышедших после Grand Theft Auto 2, имеется более проработанный сюжет: события развиваются после того, как главный герой был предан или оставлен при смерти кем-либо из друзей, либо пережил крупную неудачу. Это служит мотивом для продвижения по криминальной карьерной лестнице, финалом которого является триумф главного героя над врагами и обидчиками.
Серия Grand Theft Auto отличается степенью свободы, данной игроку — он сам решает, чем ему заняться. В отличие от большинства игр жанра экшен, которые представляют собой последовательный набор уровней с линейным прохождением, в GTA игрок самостоятельно выбирает, какие миссии ему выполнять. В зависимости от этого отношения с различными организациями могут изменяться. Хотя есть и исключения: последовательность миссий линейна (это ограничение накладывается сюжетом), а некоторые районы города доступны не с самого начала игры. Большие города в играх доступны для вольного исследования, часто можно встретить здания, в которые можно входить, и дополнительные миссии.
Первая игра в серии, Grand Theft Auto (GTA 1), была выпущена на платформах PC и PlayStation в 1997 году; на Game Boy Color игра была портирована в несколько урезанном виде. Было выпущено два дополнения:
Grand Theft Auto: London 1969 (1999) — дополнение для GTA; действие разворачивается в 1969 году в Лондоне, доступно в коробочных версиях для ПК и PlayStation.
Grand Theft Auto: London 1961 (1999) — дополнение для GTA: London 1969, действие разворачивается в Лондоне в 1961 году.
Grand Theft Auto 2 вышла в 1999 году на платформах PC, PlayStation и Dreamcast. События игры происходили в неопределенном будущем. Графический движок был улучшен — игра теперь использовала DirectX. Игровой процесс отличался от предыдущих игр, так как игрок мог выбирать, на какие из криминальных организаций ему работать. Также была выпущена несколько урезанная версия для Game Boy Color.
Grand Theft Auto III (PS2 — 2001, ПК — 2002) переносит игрока в вымышленный город Либерти-Сити (Libety City), прототипом которого является Нью-Йорк. Игра стала полностью трехмерной, с видом от третьего лица. Традиционный вид сверху, использовавшийся в предыдущих играх, можно задействовать, нажимая кнопку переключения ракурсов камеры. Мультиплейер отсутствовал, но GTA III выделялась другим — например, качеством озвучивания и сюжетом (в предыдущих играх было озвучено только несколько коротких анимационных роликов между уровнями, остальная речь была представлена текстом, который высвечивался внизу экрана). Показатели продаж были высокими, игра первой в серии имела крупный коммерческий успех, тем самым заранее обрекая последующие игры GTA на успех. Также GTA III неоднократно подвергалась резкой критике из-за обилия насилия, изображенного в игре — подобные обвинения стали предъявляться и следующим играм серии. Следующие выпущенные игры являются самостоятельными продолжениями, хотя сюжетно все они — приквелы к GTA III.
Grand Theft Auto: Vice City (PS2 — 2002, ПК — 2003). Время действия — 1986 год. Место действия — вымышленный город Вайс-Сити (Vice City), основанный на Майами. Визитной карточкой игры стал ретро-стиль 1980-х и атмосфера, навеянная популярными американскими фильмами «Человек со шрамом», «Путь Карлито», а также телесериалом «Полиция Майами. Отдел нравов».
Grand Theft Auto: San Andreas (PS2 — 2004, ПК — 2005) предоставила игрокам не один город, а целый вымышленный штат Сан-Андреас (San Andreas), основанный на Калифорнии и Неваде. Действие происходит в 1992 году, поэтому атмосфера игры соответствует началу 1990-х. Впервые в серии главным героем игры стал афроамериканец; нововведением является также множество элементов, ранее встречавшихся только в ролевых играх. Вокруг San Andreas развернулся крупный скандал из-за мини-игры сексуального содержания: официально в игре она не присутствовала, но её программный код был обнаружен в версиях для игровых консолей и ПК (модификация Hot Coffee). В результате GTA: San Andreas была снята с продажи во множестве магазинов; рейтинг игры был изменен с «M» (англ. Маture, только от 17 лет) на «AO» (англ. Adults Only, только для взрослых). Вскоре Rockstar выпустила исправленную версию игры для ПК, Xbox и PlayStation 2, вернув игре рейтинг «M».
Grand Theft Auto Advance (2004) изначально планировалась как версия GTA III с фиксированным видом сверху для Game Boy Advance, в результате стала отдельной игрой, события которой происходят примерно на год ранее GTA III.
Grand Theft Auto: Liberty City Stories (2005) — игра для PlayStation Portable — приквел к GTA III, события которого происходят в 1998 году в Либерти-Сити. Портированная версия для PlayStation 2 была выпущена 6 июня 2006 года.
Grand Theft Auto: Vice City Stories (2006) —вторая игра для PlayStation Portable, действие происходит в Вайс-Сити в 1984 году. Выпущена 31 октября 2006 года (Северная Америка) / 3 ноября 2006 года (Европа) для PlayStation Portable, а 6 марта 2007 года появился порт VCS для Playstation 2.
Влияние игр на молодежь и взрослых сделали GTA «культовыми» играми для многих поклонников, которые ценят качество самих игр, и чувство ностальгии, настроение «старых добрых времен», имеющихся в них. Люди помнят или представляют эпоху, в которой происходят события игры; им нравится музыка, атмосфера, одежда и сленг городов их времени, будь то 1980-е (Vice City) или начало 1990-х (San Andreas).
Использование транспорта в городской среде обеспечивает симуляцию подобия настоящего города, вплоть до пешеходов, реагирующих на сигналы светофора. Дальнейшая детализация помогает отразить атмосферу свободы, которая была использована в нескольких похожих играх, таких как The Simpsons Hit & Run, в которой преступности и насилия значительно меньше, чем в GTA. Некоторые склонны сравнивать Grand Theft Auto с RPG, в которых также присутствует свобода действий,— например, The Elder Scrolls. Также было и будет выпущено много игр с похожим построением игрового процесса.
Со времен выхода Grand Theft Auto III вокруг серии возникло множество споров. В играх GTA герой совершает множество противозаконных действий (зачастую оставаясь безнаказанным), в отличие от "благородных храбрецов", которые изображены в большинстве прочих игр. Противники GTA считают, что игроки будут переносить насилие и преступность с экранов в жизнь. Сторонники же утверждают, что игры — всего лишь возможность выплеснуть эмоции, «выпустить пар», так как многие поступки в реальности будут иметь тяжелые последствия.
1969 — Grand Theft Auto: London, 1969
1984 — Grand Theft Auto: Vice City Stories
1986 — Grand Theft Auto: Vice City
1992 — Grand Theft Auto: San Andreas
1997 и 1998 — Grand Theft Auto
1998 — Grand Theft Auto: Liberty City Stories
2000 — Grand Theft Auto Advance (игра также охватывает часть 2001 года, вплоть до ареста Эйт-Болла (8-Ball) в октябре этого года)
2001 — Grand Theft Auto III
2007 — Grand Theft Auto IV
Близкое будущее — Grand Theft Auto 2 (руководстве к игре использует фразу «three weeks into the future» (англ. будущее, через три недели), а фразы вроде «X weeks into the future» (англ. будущее, через N недель) или «X minutes into the future» (англ. будущее, через N минут) в английском языке чаще всего приравниваются к фразе «near future» (англ. близкое будущее); «дневник» на официальном сайте, однако, указывает на 2013 год)
Клод (Claude) — безымянный главный герой Grand Theft Auto III. Он также является эпизодическим персонажем в San Andreas, где его называют этим именем. В GTA III к нему обращаются Fido (на англ. — популярная кличка собаки, можно сопоставить с русским «дружок») и (The) Kid (англ. парень, малыш). После выхода San Andreas многие игроки утверждают, что Клод и Клод Спид из GTA 2 — одно и то же лицо.
Томми Версетти (Tommy Vercetti) — Grand Theft Auto: Vice City
Карл «Си-Джей» Джонсон (Carl «CJ» Johnson) — Grand Theft Auto: San Andreas
Майк (Mike) — Grand Theft Auto Advance
Тони Сиприани (Toni Cipriani) — Grand Theft Auto: Liberty City Stories
Виктор Вэнс (Victor Vance) — Grand Theft Auto: Vice City Stories
Нико Беллич (Niko Bellic) — Grand Theft Auto IV