"На уровне того же здравого смысла понятно, что человек от обезьяны все-таки отличается. Особенно если рассматривать его в контексте современной цивилизации.
А если без контекста? Получается, что тогда он отличается существенно меньше?
Как бы ни старались ученые (и не ученые) обозначить что-то, что отличает человека от обезьян (и вообще животных) принципиальным образом (речь, логическое, абстрактное мышление и другие когнитивные функции, использование орудий и т.д.), каждый раз оказывается, что различия скорее количественные, чем качественные".' />
И подумайте, наконец, о белой обезьяне!
Л.Соловьев «Ходжа Насреддин»
“Я пел гимны Солнцу,
Я присоединился к солнечным павианам,
Я стал одним из них…”.
Из древнеегипетского гимна
“Вечная трагедия науки: уродливые факты убивают красивые гипотезы”
Томас Гексли
Я понимаю, что рискую. Ибо в этом сообществе об обезьянах если не каждый первый, то уж точно каждый второй знает значительно больше меня. Но в цикле о зеркалах и отражениях, о том, как мы, люди, проецируем, а потом наблюдаем в различных животных наши собственные качества – как же миновать обезьяну?
Проецировать человека на обезьяну так легко, что, выйдя из первобытности, «развитые» люди стали с презрением отворачиваться от этого не слишком привлекательного, но очень уж откровенного зеркала. «Толпа» во все времена – с древности и посейчас – напротив, очень любит смотреть на обезьяньи ужимки и принимает их с детским восторгом.
Вправду ли обезьяны похожи на людей?
В общем-то – да. Строение тела, поведение, индивидуальное и социальное, мимика, эмоции, биохимия. Обезьяны болеют нашими болезнями, используют и изготовляют орудия для достижения своих целей, видят сны и даже поддаются гипнозу с помощью традиционных методов. У высших обезьян имеются тождественные с человеческими четыре группы крови. При этом сходство крови человека и высших обезьян столь велико, что если соблюсти соответствие групп крови, ее можно безболезненно переливать от человека шимпанзе и даже обратно (такие примеры известны). Были и попытки пересадки органов от обезьян к людям: пересаженная человеку почка павиана функционировала 89 дней. В последнее время сказала свое слово генетика – хотя как-то у меня, несмотря на все мое биологическое образование, эти 98,5 процентов наших общих с обезьянами генов в голове не укладываются. На уровне здравого смысла – если с любой шимпанзой у любого человека так много общего, так сколько же десятых процента этих генов приходится на всю мою личную и неповторимую индивидуальность?! Или она все-таки где-то не там хранится?
ОБЕЗЬЯНЫ В МИФОЛОГИИ.
Упомянутое и вроде бы очевидное сходство с человеком, как ни странно, ни количественно, ни качественно обезьяну в мифологии не выделило, и она осталась в общем ряду других мифологизированных зверей.
Самой известной мифологической обезьяной сегодня является, наверное, индийский Хануман – один из главных героев Рамаяны. Хануман, сын бога ветра Баю, способен летать, менять свой облик и размеры. Чтится как наставник в науках и покровитель деревенской жизни.
В японской мифологии имеются Сару - обезьяны-оборотни. Превращаясь в людей, Сару выглядят как пожилые люди, очень умные и знающие, но несколько странного поведения. Они любят большие компании, в некоторых легендах даже спасали людей из затруднительных ситуаций только для того, чтобы с ними пообщаться. Легко впадают в гнев, но быстро отходят.
В мифологии Центральной Америки высказывается мысль, что обезьяны были некогда человеческим племенем.
Своим непосредственным предком считали обезьяну некоторые племена восточных и юго-восточных районов Тибета. Существует мифологическая версия о происхождении тибетцев (версия бытует также в Амдо) от брака горной ведьмы и обезьяны. Потомков этого брака называют шаза или шазадонмар («едоки мяса с красным лицом»).
В ведийской мифологии присутствует также Вришакапи («обезьяна-самец»), вероятно, внебрачный сын Индры.
Интересно, что одним из наименований Хюмира, персонажа из Старшей Эдды («Песнь о Хюмире») является «родич обезьяны». Этот кеннинг считается признаком позднего происхождения песни. Считается, что обезьяна могла быть известна в Исландии только из христианской литературы. Мне кажется, что возможны и другие варианты.
Древним египтянам очень нравился гамадрил с его впечатляющей копной серебристых волос на голове и надменным выражением лица. Египтяне называли его Хезур (”Большой Белый”) и считали одним из воплощений бога Тота. Забавно, что Тот считался богом мудрости, изобретателем иероглифической письменности, и соответственно — покровителем писцов и писателей. Нередки изображения, где возле (а иногда и на голове или плечах) писца располагается обезьяна-Тот, внимательно наблюдающий за ним, эдакая древнеегипетская “муза”! Если судить по современной литературе, она и до сих пор некоторым писателям является!
Кроме обязанности следить за писцами в древнем Египте на павианов возлагалась честь приветствовать Солнце. Настенные росписи часто изображают обезьян с воздетыми лапами, приветствующих бога Солнца — Ра. Этот ритуал был павианам не в тягость, ведь у них в норме каждое утро начинается с радостного визга. Слыша столь исступленную “молитву”, к “радости” нередко присоединялись жрецы, а иногда и сам фараон.
Поскольку объекты поклонения надо было где-то брать, древние египтяне заставляли нубийские племена отлавливать и доставлять им “священных” павианов в виде дани.
Разумеется, египтяне павианов не только почитали, но и мумифицировали (судя по всему, этот промысел у них был так развит, что трудно найти доступный египтянам биологический объект, с которым бы они это не проделывали)
На Западе хорошо известны три восточные обезьянки «кочин» с закрытыми глазами, ушами и ртом. Не все представляют, о чем это. Часто цитируют: «ничего не вижу, ничего не слышу…» Это неправильно. По-настоящему фраза звучит так: “Не вижу зла, не слышу зла, не говорю о зле”. По легенде, боги послали на землю обезьян-лазутчиков, которые доносили им о людских делах, а изображение трех лишенных органов чувств макак было талисманом от этих “стукачей” (в СССР бы их году так в 37м). Сейчас в Японии «кочин» считаются защитой от клеветы.
А вот чудесный, относительно «новенький» и главное, совершенно европейский обезьяний миф. Издавна жили на Гибралтаре обезьяны-маготы, завезенные туда еще арабами. Когда в 1856 г. там утвердились англичане, маготов осталось лишь 130 особей. И стало откуда-то бытовать поверье: как только маготы исчезнут — англичане утратят и Гибралтар.
Поверье — поверьем, но тогдашний английский губернатор решил не рисковать и стал завозить дополнительные “объемы” обезьян. Вскоре веселые маготы расплодились и стали не на шутку безобразничать: кусать стариков, женщин и детей, обворовывать сады и совершать прочие противоправные действия. Когда одна из обезьян утянула парадный шлем самого губернатора, тот наконец-то, исчерпав терпение, приказал вывезти “бандитов” на уединенные скалы, которые охранял специальный офицер. Вывезти — не значит бросить на произвол судьбы. На содержание каждой обезьяны правительство выделило 4 пенни в день. Маготов на Гибралтаре до сих пор держат и “содержат”. В 1942 году Черчилль лично телеграфировал командующему британскими войсками в Африке: “Немедленно поймайте несколько обезьян для Гибралтара!”. А вы говорите: древние египтяне и дикие нубийцы!
ОБЕЗЬЯНЫ В ЛИТЕРАТУРЕ.
По нижеследующим строкам оцените яркость образа Ханумана в Рамаяне:
“Хануман с ярким цветочным плащом на плечах в полете был похож на груду облаков, украшенных молнией. Роса, скатившаяся с этих цветов, сверкала в небесах, словно звезды.»
В 16 веке, во времена династии Мин, китайский писатель Ву Чен-Ен написал отличный приключенческий роман о Короле Обезьян с вполне драйвовым даже на современный взгляд названием «Поездка на Запад». История рассказывает о древнем монахе, который в 7-ом столетии отправился в Индию для поисков Буддистских священных писаний, чтобы вернуть их в Китай. Приключения состоят состоит из восьмидесяти одного бедствия, перенесенного Обезьяной и его сподвижниками. Истории Обезьяны популярны в Китае и сегодня, они стали частью репертуара китайской Оперы, телевизионных трансляций, книжек и комиксов.
Поистине провозвестником современной тотальной политкорректности выступил французский литератор К.Пужан, который еще в 1825 году описал трогательную историю обезьяны Жоко. И обезьяны любить умеют - такова мораль этой замечательной повести, тут же переведенной на русский язык и опубликованной в “Московском Телеграфе”. Изюминка там состоит в том, что в сюжете романтического повествования о любви цивилизованного европейца к прекрасной дочери природы на место прекрасной дочери подставляется обезьяна. Романтические свидания, эротизм и все такое… В конце, впрочем, зверюшка умирает.
Ну и, разумеется, басни, где не обойтись без темы подобия и пародии: «Мартышка и очки», «Обезьяна и зеркало»…
Еще можно вспомнить Бандерлогов из «Маугли», летучих обезьян из многологии Волкова про Изумрудный город, тряпичную обезьянку Жаконю, «Планету обезьян» и прочие, более современные, чем эпоха Мин, вещи.
ОБЕЗЬЯНЫ СРЕДИ ЛЮДЕЙ.
Как повествует Библия, к премудрому царю Соломону «в три года раз приходил Фарсисский корабль, привозивший золото и серебро, и слоновую кость и обезьян, и павлинов» (3 Цар. 10, 22).
В средние века, как пишут очевидцы, множество обезьян привозили в Европу для знатных лиц, которые получали наслаждение, наблюдая за их «умением подражать человеческим жестам».
В зоосадах Китая уже до нашей эры и у Монтесумы в Центральной Америке в 15 веке с относительно хорошим успехом содержались представители отряда приматов. Жестокие римляне держали обезьян в неволе и выпускали их в цирке вместе с другими животными. Сентиментальные славянские князья настолько ценили экзотических зверюшек, что новорожденных детенышей обезьян отдавали на воспитание женщинам-кормилицам.
Несчастные продрогшие мартышки с начинающейся пневмонией бродили по дорогам Европы и России вместе с шарманщиками и нищими балаганчиками, и посейчас обреченно фотографируются с детьми на пляжах и в местах иных массовых гуляний вида хомо.
Но есть надежда!
Международная организация “Проект большая обезьяна” (Great Ape Project — GAP), базирующаяся в Сиэтле, намерена, при помощи общества, конечно, распространить главные права человека на больших обезьян, к которым, помимо самого человека (это такой юмор у них), причисляет шимпанзе, бонобо, горилл и орангутанов. Этот самый GAP мечтает о социуме, в котором будут приняты определённые моральные принципы или права в отношениях всех “больших обезьян” друг с другом; в котором большим обезьянам (без кавычек) впервые было бы дано юридически закреплённое право на жизнь, а также юридически обеспечивалась бы свобода личности (в частности, это означает, что никого нельзя сажать в тюрьму без законного процесса), и в отношении которых были бы запрещены пытки. Для Европы, надо полагать, данное право на свободу личности означало бы запрет на использование больших обезьян в цирках, зоопарках и так далее. Но если вдруг они не против поработать на науку за банан и конфету? Как спрашивать у обезьяны согласие на такую работу — предстоит выяснить в рабочем порядке…
Пока GAP не развернулся, американцы еще в 1969 году успели запустить в космос обезьянку Бони на своем первом биологическом спутнике. Была разработана очень интересная поведенческая и нейрофизиологическая программа. Но, к сожалению, на пятые сутки полета приборы зарегистрировали у Бони резкое падение температуры. Животное вернули на Землю, но спасти не смогли. Подвел американцев проклятый буржуазный индивидуализм – в общем-то все имевшие дело с обезьянами знают, что для них изоляция – жуткий стресс. После гибели Бони американский конгресс запретил полеты обезьян.
Много позже наши, которым американский конгресс не указ, запускали макак резусов по две штуки, они возвращались, хорошо реабилитировались, в полете чудесно справлялись с задачами, в том числе компьютерными. Кстати, потом, после обучения и полета, «звездные обезьянки» плохо социализировались среди своих. Отдавать их в зоопарк не получалось – они «качали права», были агрессивны к служителям. А вот когда «космонавта» Кроша отдали к юннатам, он адаптировался хорошо и не проявлял никакой агрессии к подросткам – видимо для его «звездной болезни» там хватало внимания и он чувствовал себя среди ребятишек чем-то вроде поп-звезды или артиста из Дома-2.
Американский шимпанзе Оливер известен тем, что, в отличие от других своих сородичей, предпочитает ходить на двух ногах и общается преимущественно с людьми. Он любит пить кофе и пиво, курить сигары, а по вечерам сидеть на диване и смотреть телевизор. Жил в обычном доме в обычной американской семье, мог сам пройти на кухню и сделать себе кофе и бутерброд. Но был изгнан из этого рая после того как, повзрослев, принялся домогаться хозяйской жены. Сейчас живет в Техасе на ранчо(?). Где только ковбои, кони да коровы. И ни одной шимпанзиной самочки за сотни верст.
ОБЕЗЬЯНЫ СРЕДИ СВОИХ.
То, что шимпанзе не только в лабораторных условиях, но и в дикой природе используют инструменты – не новость. Однако истинные масштабы и все формы такого умения стали открываться перед учёными лишь в последние годы. Например, сенегальские шимпанзе самостоятельно изобрели… копья, которые применяют во время охоты. Сумели они также изготовить палочки для выковыривания термитов и молотки для разбивания камней.
Обезьяны бонобо умеют обманывать друг друга для извлечения личной выгоды, а шимпанзе «покупают любовь» за кусочки мяса. Самка гориллы готова скрывать свои сексуальные отношения с «посторонним» обезьяном, чтобы избежать оплеух от доминирующего самца. Орангутанг может изображать полнейшее равнодушие к самой вкусной пище, пока она находится в поле зрения его соплеменников. Юный павиан, пытающийся избежать нагоняя своей матери, внезапно вскакивает и начинает что-то внимательно изучать на горизонте, заставляя таким образом впадать в панику всё стадо.
Коллективные охоты шимпанзе – тщательно продуманные операции, лишенные даже намека на спонтанность.
Обезьяны используют шершавые и несъедобные листья аспилии, чтобы гнать глистов. И вернонию, которая действует как рвотное и слабительное, чтобы избавиться от болей в желудке. Вслед за обезьянами древние греки и римляне стали использовать вернонию для того, чтобы избавиться от последствий обильных пиршеств. А древние египтяне лечились от паразитов с помощью листьев пальмы баланитес (Balanites), подсмотрев, как это делают гамадрилы.
Обезьяны-колобусы, живущие в Чаде, регулярно едят древесный уголь, который они воруют у местных жителей. Он нейтрализует вредные вещества, содержащиеся в листьях манго и катаппы, которые колобусы едят каждый день.
Японские зоологи обнаружили, что макаки чистят зубы нитью – точнее, длинными волосками, которые специально подбирают на земле. Более того, мамы-обезьяны обучают этому навыку своих детенышей.
Дикие обезьяны - враги полей и садов. Арабы Восточного Судана говорят: «Мы сеем, а обезьяны пожинают». И действительно, эти создания жутко проказливы, ибо не столько съедят, сколько напортят. От обезьян ничто не может защитить: ни задвижки, ни заборы,—они искусно отодвигают первые и перелезают через вторые, производя полное разрушение на поле или в саду.
Многие виды обезьян кормятся пальмовыми орехами, предварительно разбивая их камнями. Навык раскалывания орехов молодые обезьяны вырабатывают постепенно. К. Бош (цит. по: Byrne, 1998) наблюдал, как шимпанзе-мать в присутствии детеныша раскалывала орехи нарочито медленно: «показывая», как это делается. При этом она специально следила за направлением взора детеныша и прекращала действия, когда тот отводил взгляд от ее рук. В обычных ситуациях («для себя») взрослые шимпанзе выполняют эти движения с такой скоростью, что за ними трудно уследить.
Вообще-то обезьяны-отцы обычно равнодушны к детенышам, но среди горилл не так уж редко встречаются чадолюбивые самцы, которые уделяют много времени воспитанию детей.
Известный английский приматолог Джейн Гудалл еще девочкой, насмотревшись фильмов про Тарзана, мечтала о жизни среди обезьян. А в 1960 году погрузилась в зеленый сумрак африканских джунглей. Чтобы подружиться с семьей шимпанзе, Джейн изо дня в день лазала вслед за ними по скалам и чащобам танзанийского национального парка Гомбе. Но лишь через год с лишним звери преодолели страх перед “чужой белой обезьяной”. И приняли ее в свою семью, деля с пришелицей и радости, и огорчения. Четверть века прожила Джейн в джунглях, изучая нравы и образ жизни семьи шимпанзе. Удивимся ей.
Как это ни странно, даже высшие обезьяны, похоже, плохо отличают мертвых сородичей от живых и могут некоторое время таскать с собой умершего детеныша или хранить верность погибшему половому партнеру, покидая его только с переходом на новый кормовой участок.
Все обезьяны – дневные животные, за исключением рода ночных обезьян (Aotus), известных также под названием «совиные обезьяны» или дурукули. Эти животные с огромными глазами обитают в экваториальных дождевых лесах Южной Америки, строят гнезда в дуплах деревьев, живут парами и рожают двойни детенышей-близнецов.
Некоторые обезьяны, например макаки и носачи, охотно забираются в воду, хорошо плавают и, если хотят скрыться, способны проныривать значительные расстояния.
У обезьян нет ни нор, ни постоянных жилищ, и если мы все-таки произошли от них, а не от, предположим, бобров, то наша страсть и способность к возведению всяческих сооружений – явное ноу-хау в стане приматов.
И ВСЕ-ТАКИ…
На уровне того же здравого смысла понятно, что человек от обезьяны все-таки отличается. Особенно если рассматривать его в контексте современной цивилизации.
А если без контекста? Получается, что тогда он отличается существенно меньше?
Как бы ни старались ученые (и не ученые) обозначить что-то, что отличает человека от обезьян (и вообще животных) принципиальным образом (речь, логическое, абстрактное мышление и другие когнитивные функции, использование орудий и т.д.), каждый раз оказывается, что различия скорее количественные, чем качественные.
Опять же прямо со времен Дарвина считается, что происходить от обезьяны как-то не комильфо. Но что же взамен? Зеленые инопланетные человечки? Веселые консервы от Мулдашева? А они-то изначально откуда взялись?
Приходится прибегать к метафизике и Божественному происхождению человека. По большинству пунктов эволюционисты и церковники худо-бедно могут договориться. По этому (происхождение человека) – никогда. Ну и, конечно, сам феномен веры.
Сильный аргумент. Здесь я, атеистка, пожалуй, соглашусь с церковниками. Это – очень человеческое. Обезьянам – и в дурном сне не привидится.
И все-таки похожи. И кто наблюдал за обезьянами хоть раз без предвзятости и тем более общался с ними, знает: кажется, что можно договориться. Пытались…
ЯЗЫК ОБЕЗЬЯН.
Французский учёный Пьеркон де Жамблу в 1844 году составил обезьяний словарь-разговорник. В нём приводилось 11 слов-сигналов, используемых южноамериканскими обезьянами. Вот некоторые из них: «кэх» - «мне лучше», «ококо» - сильный испуг, «уик» - тихая просьба, «гепокики» - тревога. У шимпанзе с острова Ява звук «гхо» означает приветствие, а «гак» - еда.
Немецкий учёный Г. Швидецкий в 1931 году доказывал, что древние языки многих народов – монголов, китайцев, индейцев, индогерманцев происходят от языка обезьян. Древнекитайское слово «манг» означает возмущение, а «ганг» - злоба. Ученый полагал, что они происходят от обезьяньего «мыгак», «ыгак», выражающих у животных гнев, возмущение, негодование.
В языке маленьких обезьян в Кении есть звуки, обозначающие такие понятия, как «безоружный человек», «человек с винтовкой».
Но, конечно, всегда хотелось научить так похожих на нас обезьян говорить по-человечески. Про опыты Ладыгиной–Котс все здесь знают, потому про них не будем.
В июне 1966 года американцы Гарднеры начали обучать детеныша шимпанзе по имени Уошо языку жестов - амслену, обычному средству общения глухонемых. Через 5 лет Уошо знала уже 160 знаков, причем все эти знаки она активно употребляла в разговорах. И даже придумывала новые сочетания для обозначения предметов, которых прежде не видела. Так, увидев на прогулке утку, Уошо, недолго думая, назвала ее “вода-птица”. Во время течки скромница-шимпанзе обращалась к самцу жестом “подойди обнять”. Скоро и самец стал призывать ее тем же жестом. А потом и сына своего Уошо научила разговаривать на амслене.
Горилла Коко формулирует на языке жестов 1000 слов и, как утверждают, понимает более 2000 слов разговорного английского языка. В ее словаре - 500 знаков-символов. Коко нередко изобретает и собственные знаки либо заменяет их по своему усмотрению. Например, знак “цветок” Коко часто меняет на “вонючий”, в ярости ругается знаками “дьявол” и “туалет”, а знаки “хмуриться” и “грустный” подает, когда хочет выразить эмоции и настроение. Она вообще любит поговорить о своих мыслях и чувствах, огорошить собеседника чем-то сокровенным: “Мне скучно, я хочу покататься на самолете, это моя мечта”. Может кокетливо намекнуть самцу Майклу: “Приходи ко мне в гости, я по тебе скучаю”.
Недавно Коко дала первую в истории пресс-конференцию гориллы… по интернету. Доктор Паттерсон переводил ей вопросы собеседников, а оператор набирал ответы.
Среди прочего Коко сказала, что в свой день рождения хочет получить “еду” и “дым”: дым - это котенок по имени Смоки.
Когда Коко спросили, собирается ли она иметь ребенка, горилла закрыла лицо и сказала, что “не может видеть этот случай”.
Иногда кажется, что недалек тот день, когда обезьяна спросит своих учителей: «Кто ты, человек?»
И что мы ей ответим?
P. S. Картинки рассортировать я поленился, но главное смысл, не так ли?
Использованы материалы сайта uncultural.com