РЕКЛАМА

' />

GRAFFITISSIMO! (о графити)

GRAFFITISSIMO! (о графити)


Старое по-новому
Граффити довольно часто представляется как нечто "новое", совершенно недавно возникшее явление, без приглашения ворвавшееся в мир беспечного обывателя. Так ли это на самом деле? И да и нет. Граффити вовсе ново. Даже сам термин graffiti был впервые применен к сложно классифицируемым надписям, найденным на многочисленных поверхностях при раскопках римского города Помпеи. Тогда они представляли исключительно историческую ценность. Разного рода информативные или примитивно-фигуративные "расцарапки" являлись и являются элементом городской среды, низкожанровой низовой коммуникацией и своего рода свалкой вытесненных официальной культурой сообщений (отсюда такое количество трехбуквенных надписей на заборах, бескомпромисных политических заклинаний и т.д.)

Но откуда же тогда эта кажущаяся новизна? Ведь до сих пор практически любая статья о граффити прежде всего знакомит читателя с этим явлением. И это знакомство никак не может закончится с 21 июля 1971 года, когда The New York Times впервые опубликовали материал о современном граффити. Парадоксально, но тогда же люди "занимающиеся" граффити узнали как называется их "занятие", ведь искусствоведческий термин граффити не был знаком нью-йоркским тинейджерам - на их языке это называлось просто райтинг (writing). Выход древнего граффити на качественно новый уровень связан, подобно другим явлениям пост-индустриального общества, с НТР (научно-технической революцией), а именно с появлением в 60-тых гг. на рынке аэрозольной краски (спрей). Для понимания значения этого новшества приведу пример. В фильме "Жизнь Брайяна" британской труппы комиков "Монти Пайтон" есть момент, когда герой (Брайян), живущий во времена Христа в подвластной Риму Палестине, под покровом ночи пишет полную отчаяния надпись "Римляне, убирайтесь домой!" (Romanes Eunt Domus). Его тут же "на горячем" схватывает римский легионер и заставляет написать эту же надпись, только без ошибок и столько раз, пока ему не станет ясно, как должна писаться эта сентенция на латыни (правильно, как оказалось, Romani Ite Domum). Брайан писал всю ночь, покрыв надписями весь фасад дворца римского наместника Понтия Пилата. Обладай он аэрозольной краской (вместо ведра смолы) - процесс шел бы на порядок быстрее!

Поэтому вскоре вооруженные мощным оружием визуального поражения подростки делают так, что граффити становится невозможно игнорировать. Начинается растянутая во времени полемика, появляются симпатизирующая явлению партия тех, кто видит в нем потенциалное искусство, "восстание посредством знаков", и их ярые противники - приравнивающие граффити к бытовому вандализму. Как правило, ни те, ни другие не пытаются понять суть феномена. Одним не хватает инсайдерской информации и они склонны к излишней идеализации авторов граффити, другие же - к их параноидальной демонизации.

Стихийное бедствие
Граффити в самом широком значении есть любая визуальная информация, которая появляется в городском пространстве стихийно. После гибели Помпей и последующих их раскопок прошло немало времени и было бы наивно полагать, что технический арсенал граффити останется на том же уровне (уголь, мел или какой-нибудь скребок). Да и баллончик с краской - тоже не предел. Доказательство тому акция "бристольского анонима" Бэнкси (Banksy), который в 2004 году водрузил 6-метровую статую богини правосудия Фемиды перед зданием суда в Лондоне. Все бы да ничего, но скульптура выглядела весьма вызывающе (задранная туника, фривольные черные латексные ботфорты и пачка банкнот в набедренной повязке) и была установлена безо всякого на то разрешения, иными словами являлась граффити. Именно эта акция делает герилья-артиста Бэнкси суперзвездой и привлекает пристальное внимание британских медиа к его основной деятельности - тиражированию трафаретов.

Стенопись
Более традиционные настенные граффити тесно связаны с мурализмом - более легальным или терпимым движением расписывания стен, которое возникло в Мексике в начале 20-го века и связано с именами художников Диего Ривера, Давида Альфаро Сикейроса и Хосе Клементе Ороско. Их монументальные росписи, тематически связанные с народным творчеством и социальной борьбой, служили также неким пластическим манифестом, имели четкий и понятный простому народу месседж. Поэтому вскоре мурализм стал формой самовыражения отдельных общин. Так, чиканос (мексиканцы США и просто коренные испаноязычные креолы) стали оформлять свои кварталы живописными фресками, постепенно "заразив" и другие комьюнити (например, афроамериканцев). В 60-тых в Калифорнии посредством мурализма коммуницировали даже молодежные банды, отмечая рисунками важные вехи своих "взаимоотношений". Мурализм был оружием борьбы в пиночетовском Чили, в Северной Ирландии, совсем недавно в "мятежном" штате Чьяпас.

Hello My Name Is ...
Но не мурализм сделал "зонтичный бренд" граффити глобальным явлением. Да и далеко не всегда статичный сложный технически мюрал (расписанная стена) корректно называть граффити. Чего не скажешь о райтинге, где главным принципом стало написание и максимальное тиражирование своего имени (вымышленного) и названия команды на поверхностях города, не считаясь с тем кому эти поверхности принадлежат. Подобная девиантная социальная модель поведения характерна для начала 70-тых и связанна с фрустрацией после поражения оптимистических движений конца 60-тых. Субкультурное движение, граничащее с вандализмом, стало местью за крах иллюзий, которыми вскормили общество предшествующие ему "дети цветов" и прочие "психоделически неуравновешенные". Опасный, но занимательный райтинг вернул тинейджерам землю под ногами. Хоть и символически, но они стали хозяевами города. Именно ими был очарован Ж. Бодрийяр, когда писал "Kool Killer, или восстание посредством знаков".

Динамичная каллиграфия, приправленная фигуративными цитатами из андерграундных комиксов стала неким визуальным рок-н-роллом, распространяя свое влияние на весь мир. В начале 80-тых выходят два знаковых для популяризации граффити-райтинга фильма - документальный "Style Wars" и игровой "Wild Style". Глобальная популяризация граффити происходит параллельно с другими новыми оригинальными субкультурными явлениями - брейк-дансом и рэпом. Тогда же уличные граффити-райтеры вызывают живой интерес у либерального арт-ист<!--filter:ебли-->фэйси<!--/filter-->шмента, их работы на холстах показывают в галереях Нью-Йорка. Между тем, пока уличные художники осваивают закрытое пространство галерей, пытаясь, прежде всего, заполучить социальные бонусы от статуса "буржуазного художника", некоторые галерейные художники-дауншифтеры осваивают граффити. Самыми яркими примерами обмена ролями стали Кит Херринг (Keith Herring), ушедший на улицу, и Жан-Мишель Баския (Jean-Michel Basquiat), бруклинский райтер Samo, ставший известным художником. Последнего втянул в мир искусства сам Энди Ворхол, что говорит о том что в 80-тых граффити вызывало у короля поп-арта больший интерес, нежели поп-звезды и супы-полуфабрикаты.

Пост-граффити
В городе Нью-Йорке субкультура граффити-райтинга за два десятилетия прошла полный цикл - от возникновения и распространения, канонизации многих ее проявлений и создания законов жанра, до уровня глобального тренда и выхода из тени в свет ряда ранее анонимных райтеров, получивших признание и статус чего-то среднего между статусом рок-звезды и современного художника. Впредь самое интересное происходит уже в Европе и далее - по пути распространения вируса. Богатый культурный багаж Старого Света и локальные традиции граффити толкают эволюцию дальше к усовершенствованию техники (направление 3D в 90-тых) и максимальному расширению выразительного языка граффити, что приводит к возникновению формата стрит-арт, то есть уличного искусства.

Прокатывается волна и по обломкам "железного занавеса", поражая на своем пути умы подростков, стыкнувшихся с проблемой самоидентификации. Правда тут понадобилось еще десятилетие для устранения "помех", типичных для пост-советского пространства в приеме "сигнала" с Запада.

ТОП10 важных словечек из жаргона райтеров

тэг (tag) - подпись райтера; псевдоним или аббревиатура команды, написанные на скорую руку, используя одну только линию-контур. Тэггинг - полноценный и автономный жанр, хоть и используется также как дополнительный элемент и ключ к расшифровке более сложных объемных надписей. Качество определяется граффити-канонами и общими законами каллиграфии.

тров-ап (throw-up) - псевдоним или аббревиатура, сделанные быстро, но объемно и размашисто, то есть предполагая обводку и заливку. Размер диктуется принципом "куда рукой дотянусь".

пис, (piece), кусок - сложная графически и/или по цветовому решению шрифтовая композиция на основе имени райтера.

ол-сити (all city) - принцип максимального присутствия на улице (букв. "весь город").

бомбинг (bombing) - процесс нанесения граффити.

той (toy) - "игрушка", неумелый и непосвященный райтер, не пользующийся авторитетом. В последнее время обрело иронический оттенок из-за относительности критериев определения "авторитета" и проблемы вкусовых предпочтений.

кинг (king) - крутой райтер, пользующийся всеобщим уважением. Крутость, в идеале, определяется уровнем мастерства и степенью оригинальности.

фэйм (fame) - слава. То к чему стремится любой райтер, хочет он того или нет.

кру (crew) - команда, группа райтеров со своим названием и идентичностью.

керектер (character) - персонаж, фигуративный рисунок.

крос-аут (cross-out) - рисование поверх другого граффити. Крутым райтерам можно "кросить" не крутых. Когда наоборот - нельзя.
3
1557
5 января 2010
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Комментарии

[Pasha-Joint]
5 января 2010 11:59
было...

vasя
5 января 2010 12:19
много букв recourse

MAVER1CK
5 января 2010 14:10
теория неоч..практика прикольнее
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
Понедельник, 14 Июня
USD 2.4810
EUR 3.0232
RUB 0.0346
SabakaZ 328 минут назад ghbdtnrfrltkf, только на ПК и Xbox Series. Пока, во всяком случае.

Требования подъехали.
Минимальные
ОС: Windows 10
Процессор: AMD Ryzen 5 1600X или Intel Core i5-7600K
Оперативная память: 8 ГБ
Видеокарта: AMD Radeon RX 580 8 ГБ или NVIDIA GeForce GTX 1060 6 ГБ
Место на диске: 150 ГБ

Рекомендуемые
Процессор: AMD Ryzen 7 3700X или Intel Core i7-9700K
Оперативная память: 16 ГБ
Видеокарта: AMD Radeon RX 5700 XT 8 ГБ или NVIDIA GeForce RTX 2070 SUPER 8 ГБ, или NVIDIA GeForce GTX 1080 Ti 11 ГБ

А вот Дьябла Два выходит уже 23 сентября, на всех платформах, между прочим.
ghbdtnrfrltkf 339 минут назад На one x не будет? SabakaZ 343 минут назад
Цитата: Vlad 80
Как уже заебали, эти ебаные змагары...
кек
SabakaZ 346 минут назад
Цитата: Flint
Главное чтоб системные требования не захуярили под проц i15 с видюхой rtx6080Ti, А то они могут, я еще первый сталкер помню)
Ну я планирую с консольки играться, так что требования не сильно важны в данном случае. А вот оптимизация - да. Оптимизировать данная контора не умеет вапшэ. Вангую конские требования на комп и херовую оптимизацию на всех платформах, включая некстген консоли. Потом патчами подлатают.
loga 376 минут назад ещё лет 20 и будем играть онлайн) те кто останутся) Flint 385 минут назад SabakaZ,
Главное чтоб системные требования не захуярили под проц i15 с видюхой rtx6080Ti, А то они могут, я еще первый сталкер помню)
Vlad 80 388 минут назад Как уже заебали, эти ебаные змагары... SabakaZ 391 минут назад Графоний ок, визуал шикарный, стрельба снова ниапчом, как в детстве из деревянного пистика - полное отсутствие ощущения выстрела, даже вибрация геймпада не спасет, аномалии годные, лицевая анимация местами корявая, местами отличная, непонятно, огонь костра на фоне всего остального ужасен, в моуш-кепчар разрабы таки научились, движения нпс плавные и аутентичные.
Вопшэм, я хочу в это поиграться, гавняную стрельбу переживем. Главно, шоб сюжет не подвёл.
Новости от партнеров
Сейчас на сайте
2 пользователя, 1101 гость