В прошлом году продажи минских грузовиков упали весьма ощутимо. Чтобы убедиться в этом, достаточно было взглянуть на «кладбище экспортных МАЗов», которое «Салідарнасць» разыскала в районе 28 километра МКАД. Там покоятся автомобили, не нашедшие покупателей.' />
МАЗ потерял российский рынок
В прошлом году продажи минских грузовиков упали весьма ощутимо. Чтобы убедиться в этом, достаточно было взглянуть на «кладбище экспортных МАЗов», которое «Салідарнасць» разыскала в районе 28 километра МКАД. Там покоятся автомобили, не нашедшие покупателей.
Эту унылую картину дополняют статистические данные, опубликованные в свежем номере еженедельника «Белорусы и рынок». Сбыт МАЗов в 2009 году сократился примерно в 2,5 раза -- с 22.000 до 8.900-9.000 единиц.
При этом совершенно катастрофически выглядит ситуация на основном для Минского автозавода российском рынке. Там продажи МАЗов снизились почти в 8,5 раз -- c 12.070 до 1.400-1.500 единиц.
«По итогам 2009 г. удельный вес МАЗа в общем объеме продаваемой в России грузовой автотехники составляет около 1,62%, то есть находится на уровне статистической погрешности», -- пишет Александр Алесин в статье «Чтобы не сойти с трассы».
С российского рынка минских автозаводцев вытесняет, прежде всего, КАМАЗ. Да и другие конкуренты не дремлют.
Виной тому не только кризис, но и маркетинговые просчеты. Вот пример, который приводит еженедельник «Белорусы и рынок». В Дальневосточном регионе РФ минские самосвалы грузоподъемностью 20 т в прошлом году на пике кризиса предлагались по 2,62 млн. RUB. Дороже были только японские Isuzu - 2,84 млн. RUB. Аналоги корейского производства стоили 2,4 млн. RUB, китайского - 2 млн. RUB, российского (КамАЗы) - 1,96 млн. RUB. Понятно, что и результаты оказались соответствующими: японцы продали 300 машин, корейцы - 300, китайцы - 500, КамАЗ - 2.000, МАЗ – «аж» 21 машину.
На протяжении 2009 года КамАЗ дважды проводил акции по уценке своей продукции, что позволило ему реализовать около 6 тысяч единиц автотехники. Минский автозавод по разным причинам так и не смог предпринять равноценного ответного хода, даже при том, что на его складах и в каналах реализации затерялось около 7 тысяч машин. Для значительного числа из них истек срок гарантии на силовые агрегаты.
Ситуация для МАЗа выглядит критической. Как стало известно «Салідарнасці», новый гендиректор предприятия Александр Боровский пытается исправить положение, возвращая старых управленцев – тех, которые не сработались с его предшественником Николаем Костиным. Кроме того, осуществляются кадровые рокировки на уровне начальников цехов.
В то же время на политднях, регулярно проводимых на МАЗе, рабочим доводится бодрая информация, что дела идут на поправку. Так, утверждается, что в 2010 году на с конвейера предприятия будет ежедневно сходить около 50 грузовиков. Это примерно вдвое меньше, чем в 2008 году, но все же речь идет о регулярной загрузке.
Еще одним поводом для оптимизма является информация о скором заключении контракта на поставку МАЗов в Азербайджан. В течение текущего года столичный автозавод рассчитывает продать туда 800-900 грузовиков.
Популярности Боровскому добавляет и борьба со злоупотреблениями. Например, рассказывается, что одна из бухгалтеров получала зарплату в размере 13-14 миллионов рублей. Узнав об этом, Боровский распорядился уволить столь дорогого специалиста. А ее преемник теперь получает 3-4 миллиона.
Впрочем, уверенности в том, что при помощи подобных мер удастся вернуть МАЗу утраченные позиции, нет. Реанимировать и вернуть предприятие к нормальной жизнедеятельности в рамках той системы, которая его довела до столь печального состояния, более, чем проблематично…