Ученые поставили точку в многолетнем диспуте о причине массового вымирания флоры и фауны 65,5 миллиона лет назад, когда исчезли и все динозавры, жившие на суше и в море 160 миллионов лет до этого, и доказали с использованием огромного массива данных, что причиной вымирания стало столкновение планеты с крупным астероидом, сообщается в статье исследователей, опубликованной в сегодняшнем выпуске журнала Science (sciencemag.org).' />

Динозавров уничтожило падение астероида и ничто иное

Речь идет о массовом вымирании живых существ примерно 65,5 миллиона лет назад на границе мелового и палеогенового периодов геологической истории. В течение долгого времени ученые не Домогли найти объяснения этому вымиранию.
Примерно 30 лет назад исследователи предположили, что причиной массового вымирания животных стало столкновение Земли с гигантским астероидом, последствия которого привели к резкому и губительному для многих животных изменению климатических условий на планете. В последние годы, впрочем, были выдвинуты и альтернативные теории, согласно одной из которых причинной вымирания животных могла быть продолжительная вулканическая активность в Индии. В течение полутора миллионов лет эта активность была основным источником соединений серы в атмосфере, наличие которых приводит к похолоданию климата.

"Гипотеза об астероиде теперь намного более обоснована, чем это было 30 лет назад. С 1980 года мы накопили избыточный массив данных о том, что столкновение на самом деле было. Кроме того, существует масса подтверждений тому, что массовое вымирание стало прямым последствием этого явления", — сказал один из авторов статьи Ричард Норрис (Richard Norris), океанограф из Калифорнийского университета, слова которого приводит пресс-служба этого учебного заведения.

Норрис вошел в команду из 41 ученого из 12 стран, ставших авторами статьи, призванной положить конец дебатам и признать "астероидную" теорию вымирания динозавров и других видов животных, а также доказать несостоятельность других концепций.

В своей работе ученые обобщили последние 20 лет работы ученых самых разных специальностей — палеонтологов, геологов, геохимиков и геофизиков, климатологов и других.

Динозавров уничтожило падение астероида и ничто иное
Частицы наннопланктона, претерпевшие эволюцию в результате падения астероида

Так в пользу гипотезы об астероиде говорит, во-первых, очень резкий переход и отсутствие каких либо окаменелостей динозавров старше этого времени, а так же резкое изменение и уменьшение в размерах морских микроорганизмов, отмеченное палеоокеанографами. Если бы причиной был вулканизм в Индии, то логично было бы ожидать постепенной реакции организмов на похолодание климата.

Напротив, наблюдаемая картина окаменелостей говорит в пользу резкого вымирания из за катастрофических по масштабам и скорости изменений в природе, что было вызвано практически мгновенным выбросом в атмосферу огромного количества соединений серы, паров воды и микрочастиц пыли. Это привело к обильным кислотным дождям, поглощению и экранированию солнечной энергии от поверхности Земли, что и вызвало резкое похолодание.

Во-вторых, осадочные породы, соответствующие этому геологическому переходу, содержат в себе аномально высокое содержание иридия — тяжелого элемента, очень редкого на поверхности Земли, однако довольно распространенного в малых небесных телах — астероидах.

Обнаружение этого иридиевого слоя учеными в 1980-х годах и послужило началом гипотезе об астероиде. Теперь ученые точно знают, что слой осадочных пород, обогащенных иридием распространен повсеместно на Земле — его наличие было подтверждено в нескольких сотнях мест по всему земному шару, где осадочные породы не были нарушены природными катаклизмами. Этот слой постепенно утолщается при приближении к западному побережью северной Америки.

Ученые позднее доказали, что место столкновения астероида с Землей находится именно здесь, близ мексиканского полуострова Юкатан на дне моря. Здесь был обнаружен кратер Чиксулуб диаметром 180 километров, глубина которого после столкновения составляла примерно 40 километров.

Кроме того, в этом же слое осадочных пород повсеместно на Земле были обнаружены микрочастицы кварца особой кристаллической структуры, которая формируется только под огромным давлением. Это указывает на глобальные последствия соударения с астероидом, параметры которого ученые так же смогли рассчитать.

Согласно последним данным кратер Чиксулуб был оставлен астероидом диаметром около 10-30 километров, двигавшимся со скоростью более 10 километров в секунду. Его соударение вызвало не только взрыв, расплавление, испарение и выброс в атмосферу большого количества горных пород, но и сильные подвижки земной коры, цунами высотой более 300 метров и повсеместные пожары.

"По иронии судьбы этот роковой день для всех динозавров оказался судьбоносным для млекопитающих, живших до этого в тени гигантских ящеров. Это был поворотный момент в истории Земли, который позволил человеку занять доминирующее положение на планете", — сказал соавтор публикации Гэрет Коллинз (Gareth Collins) из Имперского колледжа Лондона, слова которого приводит The Telegraph (telegraph.co.uk/).