Существуют на белом свете особенные молодые люди. И даже образованные, и даже интеллигентные. Они не вскрывают себе вены, рыдая, как эмо, и не устраивают вечеринки на кладбищах, как готы. Не бьют лампочки в подъездах и по лицу прохожих в темных переулках. Им интересно другое, и величают они себя эдак загадочно — хипстеры. С виду приличные юноши и девушки, одетые по последней моде и аристократично надкусывающие пирожное в дорогой кофейне…' />
Форма есть. Содержание? Извините, отсутствует...
Существуют на белом свете особенные молодые люди. И даже образованные, и даже интеллигентные. Они не вскрывают себе вены, рыдая, как эмо, и не устраивают вечеринки на кладбищах, как готы. Не бьют лампочки в подъездах и по лицу прохожих в темных переулках. Им интересно другое, и величают они себя эдак загадочно — хипстеры. С виду приличные юноши и девушки, одетые по последней моде и аристократично надкусывающие пирожное в дорогой кофейне…
А теперь отставим чашку из тонкого фарфора и отодвинем блюдце с пирожным в сторону. И спросим у надменного хипстера, чем он живет и что объединяет ему подобных. И послушав его рассказ, погрустнеем. Не на шутку. Молодежная субкультура лощеных хипстеров опасна потерей личности и заменой ее на вещи, аксессуары и модные тренды. Этим людям ничего не нужно, они не способны создавать, придумывать, изобретать, падать или взлетать. Они предпочитают сидеть в модных кафешках, потягивать коктейли и свежевыжатые соки и обсуждать брендовую одежду, глянцевые журналы и непременные поездки в Лондон. Увы и ах, но в лице хипстеров растет поколение потребления, не имеющее собственного мнения и вкуса.
Хипстер хипстеру — близнец
Хипстеры (они же инди-киды) — актуальная нынче молодежная субкультура, основу которой составляют внешний вид и определенные аксессуары, по наличию и отсутствию которых они и оценивают окружающих. Кто-то из старшего поколения воскликнет: «Да знавали мы таких. Мажоры, или золотая молодежь!». То да не то. Мажоры просто пользовались благами своих родителей, что помогало им достигать определенного положения в обществе. А тут другое.
Это современные снобы, формирующие свои предпочтения исключительно на основе того, что какие-то вещи или произведения искусства похвалили представители элиты (журналисты, модельеры, звезды). Хипстеры ходят только на те выставки и кинофильмы, которые признал хорошими какой-нибудь авторитетный модный источник. Они искренне считают себя одаренными интеллектуалами и индивидуальностями, хотя являются точными ксерокопиями друг друга и в принципе не способны придумать что-то сами.
Он или не он?
Обычно субкультуры объединяет, в первую очередь, какое-то общее восприятие мира или увлечение: хиппи хотели свободы и любви, ролевики изучают и восстанавливают исторические события и битвы, металлисты и панки любят тяжелую музыку, анимешники — японские мультфильмы, скейтеров и паркурщиков объединяют их сложные упражнения. А хипстеров объединяет внешний вид — одежда и аксессуары.
У каждого уважающего себя хипстера есть набор вещей, которые он возводит в ранг предметов культа, поклоняется им и гордится их обладанием, при всяком удобном случае стремится подчеркнуть свою принадлежность к элитным слоям общества, то и дело невзначай доставая эти вещи либо заговаривая о них в личных беседах или многочисленных интернет-дневниках.
Узкие джинсы. Джинсы «скинни» обтягивают хипстера так сильно, что даже трико танцовщиков балета им проигрывает. Если ноги недостаточно похожи на китайские палочки для еды, проблема решается одним из двух способов: либо хипстер плюет на это и все равно обтягивает модными джинсами свои короткие и толстые ноги, либо уходит из хипстеров в эмо, чтобы оплакивать свою горькую долю.
Майка с принтом. На майке обычно изображены смешные фразы, животные, кеды, машины, стулья, молескины, ломографы и Лондон. Это тотем настоящего хипстера, который таким образом заявляет о своей непохожести на остальных 48 хипстеров в майках с принтами, оккупировавших соседние столики в кофейне.
Кеды. Они должны быть желтенькие, зелененькие, оранжевенькие и надеваются в любую погоду. Каждый настоящий хипстер — жертва рекламы, его мозг порабощен брендами, поэтому он точно знает, что кеды «Конверс» — лучше всех и единственные, которые имеют право на существование.
Очки в толстой пластиковой оправе. В них часто стоят стекла без диоптрий, потому что такие очки истинный хипстер носит не для зрения, а чтобы казаться умнее. В коллекции каждого уважающего себя хипстера есть фотография, где он в огромных очках кривит смешную рожицу, как бы иронизируя над собой.
Ломограф. Страшно модный пленочный пластмассовый фотоаппарат, который работает по принципу «сними то, не знаю что». Обустроен примочками вроде девяти объективов, фишая или цветной вспышки. Хипстеры кичатся тем, что большинство ломокамер сделаны под дорогую среднеформатную пленку 120 мм, в катушке которой обычно всего 16 кадров, что автоматически делает полученные фотографии предметом искусства. Они любят фотографировать себя, свои кеды, своих друзей в кедах и «арт-объекты» вроде стоящих на подоконнике кедов, рядом с которыми лежат очки в толстой оправе и Moleskine.
Moleskine. В этот морально устаревший блокнот из дерматина на резинке средней стоимостью 20 евро нужно записывать великие симфонии, рецепты лекарства от рака, рукописи романа, за который автору выдадут Нобелевскую премию, и теорию всего сущего.
Айпод/Айфон/Макбук. Хипстеры покупают «яблочную» продукцию не для того, чтобы слушать, звонить, работать (играть), а чтобы все видели, что они обладают вещами самой классной фирмы в мире. Из-за дороговизны объектов многие малоимущие хипстеры приобретают бывшую в употреблении продукцию со значительными дефектами, потому что им важна не функциональность (половиной опций даже не пользуются), а вау-эффект.
Лондон. Лондон — это Валгалла, Мекка, Иерусалим и Нирвана для хипстера. Каждый хипстер мечтает уехать в Лондон хотя бы на месяц, а в идеале — навсегда. Потому что Лондон — это соль земли, там сам воздух пропитан свободой, водостоки мироточат самореализацией, а по выходным идет дождь из вдохновения.
Уютный бложик. Хипстер имеет аккаунты в Интернете везде, где только можно: в «Живом журнале», «ВКонтакте», на Facebook, Flickr, Twitter и так далее. Везде пишет одно и то же. Особенно в связи с развивающейся у нового поколения дислексией, уважает «Твиттер», где пишет по сотне сообщений в день вроде «Я превращаюсь в загадочную прелесть, расплескавшуюся по подоконнику окна» и «Моя праздность воспаряет потоками бессознательной возвышенности и разбивается, придавленная жестокой тяжестью материального мира». Главное, чтобы уместилось в 140 знаков.
Творческая профессия. Каждый хипстер хочет стать писателем, журналистом, фотографом, дизайнером, диджеем и галеристом. 80 процентам это не удается, и они чаще всего работают в сфере обслуживания. Но идеология не исчезает, поэтому если хипстер продавец — то только в магазине модных шмоток или книжной лавке. Если официант — то в уютненькой кофейне или богемном клубе.
Вон из «лощеных рядов»!
Все хипстеры слушают инди-рок, читают книжки «контркультурных» писателей, ходят в кино на «неформатные» фильмы. Но делают так не потому, что действительно интересуются всем этим, а потому, что хотят быть похожими на тех, кто интересуется, и не выбиваться из толпы последователей. А это дело неблагодарное и бесполезное, как имитация таланта. Ничего из увиденного и прочитанного не воспринимается и не понимается, лишь служит поводом сказать в компании себе подобных: «А я уже читал! Это классно/не классно (в зависимости от того, что сказали авторитетные источники по данному поводу)».
Пока таких «хипстеровых ребятишек» немного, особенно у нас в Беларуси, но они есть и плодятся, как амебы, бесполо и множественно. В их лице растет поколение 20-леток, которые ничего не хотят и не могут, они мыслят штампами из общей копилки и существуют как коллективное бессознательное. Индивидуальность им ни к чему, это опасно, могут вышвырнуть из лощеных рядов. Зачем что-то узнавать, набираться опыта и «двигать цивилизацию»? Мыслить самостоятельно? Иметь собственное мнение? Да зачем? Все ответы и мнения подскажут Интернет, журналы и показы pret-a-porte по ТВ.
…Ну, как впечатление? А хипстер, поведав вам и так слишком много, равнодушно отвернется и продолжит вкушать свое пирожное безе, стараясь, чтобы крошки не упали на модные джинсы.
Ольга КОСТЮКЕВИЧ
Газета "7 дней"