Началось все с вопроса — какую скорость движения автомобиля на считать оптимальной? Тысячелетиями максимальная быстрота передвижения человека на суше определилась возможностями конных повозок и, в общем, казалась вполне достаточной. Паровозы за несколько десятилетий XIX века подняли этот предел вдвое — скорость на железных дорогах достигла 70—90 кил метров в час. Но подобная стремительность передвижения еще дол казалась ненужной и опасной на д рогах общего пользования.
Первое в мире автомобильное соревнование по маршруту Париж -Руан – Париж, состоявшееся 1894 году, предписывало участника движение со средней скоростью 16-17 километров в час. Уже в следующем, 1895 году на гонках Париж-Бордо—Париж.' />
Борьба за наивысшую скорость
Началось все с вопроса — какую скорость движения автомобиля на считать оптимальной? Тысячелетиями максимальная быстрота передвижения человека на суше определилась возможностями конных повозок и, в общем, казалась вполне достаточной. Паровозы за несколько десятилетий XIX века подняли этот предел вдвое — скорость на железных дорогах достигла 70—90 кил метров в час. Но подобная стремительность передвижения еще дол казалась ненужной и опасной на д рогах общего пользования.
Первое в мире автомобильное соревнование по маршруту Париж -Руан – Париж, состоявшееся 1894 году, предписывало участника движение со средней скоростью 16-17 километров в час. Уже в следующем, 1895 году на гонках Париж-Бордо—Париж.
Первый абсолютный мировой рекорд скорости на суше был установлен в 1898 году гонщиком Г. Шаслу-Лоба на электромобиле конструкции француза Ш. Жанто. Машина как две капли воды походила на пролетку, отстегнутую от лошади. Ее приводили в движение два электромотора общей мощностью около 36 лошадиных сил. Достигнутая скорость равнялась 63,15 километра в час.
Через год бельгиец К. Женатци на электромобиле своей конструкции превысил это достижение на три с лишним километра в час.
Тогда Жанто снова вышел на дистанцию и взял реванш — 70,31 километра в час. Но дорогой ценой — сгорели тяговые двигатели машины. Воспользовавшись аварией конкурента, бельгиец, установив на свой электромобиль более мощный мотор, достигает скорости 80,34 километра в час. Жанто не спешит отвечать- но спустя месяц выставляет на рекордную трассу машину, разительно отличающуюся от предыдущего экземпляра — пролетки без лошади. Мощность ее двигателя всего на 4 лошадиные силы больше, зато боковины прикрыты плоскими панелями, ходовая часть — брезентом, а нос заострен наподобие лодочного. Шас-слу-Лоба проходит на этом «миноносце» контрольную дистанцию со средней скоростью 92,70 километра в час, показав всем, насколько может повыситься скорость, а значит, и КПД машины, благодаря совершенствованию ее аэродинамических форм!
Урок усваивает прежде всего конкурент— Камиль Женатци. Несколько недель затрачивает он, чтобы одеть свою конструкцию в еще более обтекаемый, сигарообразный кузов, изготовленный из легкого, прочного сплава алюминия с вольфрамом и тщательно отполированный. 29 апреля 1899 года, управляя этой машиной, сам конструктор преодолевает заветный 100-километровый барьер— новый рекорд равен 105,88 километра в час.
В дальнейшей борьбе за наивысшую скорость электромобили не выдержали конкуренции с паровыми и бензиновыми машинами, но хорошая обтекаемость кузова с тех пор стала безусловным достоинством автомобилей всех типов, рассчитываемых на движение со скоростями свыше 60 километров в час.
Последний скоростной паромобиль, успевший раньше других наземных экипажей преодолеть очередной рубеж — 200 километров в час, тоже поразил современников аэродинамическим совершенством формы. В конце первого десятилетия скорости, зимой 1906 года, братья Фред и Френсис Стенлей выкатили на песчаную трассу пляжа Дайтона, где была отмечена мерная миля, свою низкую остроносую паровую «ракету». Если в машинах Женатци и Жанто водители возвышались над обтекаемыми кузовами, то на паромобиле «Стенлей рокет» гонщик Ф. Марриотт был почти полностью закрыт панелями кузова, что значительно улучшало аэродинамику машины на трассе. Новаторством было признано и гораздо более низкое, чем у всех иных паро-, электро- и автомобилей того времени, расположение центра тяжести на «ракете». Это обеспечило ей высокую устойчивость, весьма желательную не только на больших скоростях.
26 января 1906 года «ракета» достигла скорости 205,38 километра в час. А через год модернизированный паромобиль с машиной мощностью около 200 лошадиных сил на скорости 240 километров в час развалился на куски. Гонщик Ф. Марриотт потерял в этой аварии глаз и остался жив только чудом. Фирма «Стенлей», проработав еще некоторое время, прекратила свое существование.
Паромобили вслед за электромобилями вышли из борьбы за скорость, подтвердив тем самым преимущества машин, оснащенных двигателями внутреннего сгорания. Этот факт стал еще одним практическим результатом погони за фантастическими скоростями.
И дальнейшая история автомобильных гонок, развития конструкций скоростных машин немало содействовала автомобильному прогрессу.