Тюремный нож
Говоря об использовании холодного оружия в исправительных учреждениях, можно условно разделить способы использования ножа на две основные категории.
Первая – это случаи, когда человека хотят убить, и вторая – когда необходимо только наказать за какой-то проступок, или унизить. Например, в лагерях Гулага в 40-50-х годах, так называемым «ссученным», то есть уркам, сотрудничавшим с администрацией, резали лицо. Таким образом, наносилась так называемая «сучья метка».
В случае запланированного убийства старались действовать максимально эффективно и быстро. Часто использовались варианты классической «темной»: ночью спящему человеку накрывали голову бушлатом или одеялом, плотно удерживали и наносили многочисленные удары в область горла, груди и живота. Если зеки находились под постоянным контролем, или опасались стукачей, то несколько человек затевали возню, отвлекая контролеров, а жертва быстро и незаметно получала несколько ударов.
Учитывая, что интерьеры всех тюрем мира и нравы в них практически идентичны, способы использования ножа не отличаются многообразием. Небольшое пространство камеры, заставленное многоэтажными шконками, и узкие коридоры предполагают экономные движения и преимущественно колющие удары, наносящиеся неожиданно и сериями для максимального деструктивного эффекта. Как правило, внимание жертвы отвлекается, а оружие прячется до последнего момента.
Немало зеков прекрасно разбираются в человеческой анатомии, так как для того чтобы на некоторое время попасть на отдых «на больничку» (в больницу), где режим гораздо мягче, они «вскрываются» (режут вены), наносят себе всевозможные ранения, в том числе ножом.
По свидетельству практикующего хирурга Алексея Анушкина из эстонской Нарвы, на операционном столе которого лежал не один десяток урок, поражается, что при всех жутко выглядящих ранениях, которые они наносили себе, практически никогда не получали серьезных повреждений. Даже удары заточенной ложкой в грудь были нанесены так умело, что не повреждали лёгкие!
Ножи в тюрьмах всего мира прячутся практически одинаково: замаскированные дыры в стенах, пустоты в ножках кроватей-шконок, опускание на леске в унитаз (парашу), или в пищевод. При перевозке (этапировании) иногда оружие пряталось в собственном теле: заточка тщательно заматывалась, и засовывалась в задний проход. Поэтому опытные охранники часто заставляли зека сделать несколько приседаний.
Зачастую хранение ножа носит в ИТУ в большей степени ритуальный характер. Для блатного сам факт того, что он имеет при себе оружие, даже если исключена возможность его применения, является знаком его принадлежности к воровскому миру. Нож в кармане – элемент поведенческого арго блатного и вора. Тот же символический смысл имеет изображение ножа на татуировках и в тюремных альбомах: нож, пронзающий УК – знак непримиримой вражды между воровским законом и законами государства.
Что такое зэковский нож?
Культура «зэковских» ножей всегда старательно обходилась оружейниками, предпочитающими изучать оружие тысячелетней давности или полуфантастические азиатские образцы, и не обращающих ни малейшего внимания на происходящий непосредственно в наше время процесс формирования, развития и совершенствования, может быть, последней культуры холодного оружия. К тому же индивидуальной и не имеющей ничего общего с общепринятыми традициями производства ножей.
Традиция зэковских ножей зародилась в «зонах» и тюрьмах, когда на смену грубо сделанным заточкам и штырям (колющему оружию, представляющему собой остро заточенный металлический прут, проволоку или надфиль) или так называемому шилу (так же колющее оружие – расплющенная спица) пришли садильники или сажалы – ножи, тайно изготовляемые в металлообрабатывающих тюремных цехах.
Со временем отдельные мастера достигали все большего совершенства, с дозволения тюремного начальства (столь же активно пользовавшегося продуктами их производства) они обзаводились собственными специализированными мастерскими, сырьем и даже учениками, организуя по сути поточное производство холодного оружия.
Зековские ножи весьма разнообразны по форме и размерам. Многие из них скорее смахивают на античные мечи или тесаки XVIII-XIX веков, а некоторые - на современные ножи войск спецназа. Но это сходство не распространяется на многофункциональность и надежность, а ограничивается лишь внешним видом. Большинство зэковских ножей низкого качества. Это обусловлено тем, что, во-первых, многие мастера уделяют больше внимания внешнему виду, так сказать дизайну, ножа в ущерб его боевым характеристикам, а во-вторых, несовершенством технологии и материалов.
Некоторые из зэковских ножей
«Бегунок», «выкидуха» – кнопочный нож с пружинным механизмом раскрытия.
«Бес» – кнопочный нож с торцевым выбросом клинка. Клинок симметричный обоюдоострый.
«Щучка» – кнопочный нож. Рукоять длинная тонкая, изящно изогнутая книзу (чаще всего в области верхней оковки). Клинок обычно однолезвийный, вблизи острия изогнутый кверху. То есть в целом нож имеет форму вытянутой буквы «S», наклоненной на 90 градусов.
Жабокол –общее название фиксированных ножей.
«Заточка» – колющее оружие, представляющее собой остро заточенный металлический пруток, проволоку или надфиль.
«Пика» – 1.Синоним заточки. 2.Hож с узким колющим (кинжаловидным) клинком.
«Кишкодер» – с размещенным на обухе, направленным назад заостренным выступом (в виде невозвратного шипа).
«Плеть» – нож-бабочка.
«Весло» - столовая ложка с обоюдоостро заточенным и подпиленным у основания черенком.
«Финка» – разновидность специального псевдонационального ножа. Имеет фиксированный, обоюдоострый короткий клинок с толстым, прямым или почти прямым обухом.
P.S. Опасно не само оружие, а человек, который его собирается применить. «УК» предупреждает, что согласно статье 263 части 2 Уголовного Кодекса Украины, «ношение, изготовление, ремонт или продажа кинжалов, финских ножей, кастетов или другого холодного оружия без предусмотренного законом разрешения караются штрафом до пятидесяти не облагаемых налогами минимумов доходов граждан или лишением свободы от двух до пяти лет».
Владимир Абросимов, специально для «УК»