РЕКЛАМА

Загрузка...

Запрет дозаправок сместил акценты в пит-стопах Формулы 1. Раньше время, потерянное гонщиком, определялось тем, сколько топлива требуется долить в бак и насколько быстро механики вставят шланг в горловину и вытащат его. Теперь на первый план вышли парни с гайковёртами.' />

Алхимия пит-стопа

Алхимия пит-стопа

Запрет дозаправок сместил акценты в пит-стопах Формулы 1. Раньше время, потерянное гонщиком, определялось тем, сколько топлива требуется долить в бак и насколько быстро механики вставят шланг в горловину и вытащат его. Теперь на первый план вышли парни с гайковёртами.

Общее количество персонала, занятое в обслуживании машины по ходу пит-стопа, сократилось в сравнении с прошлым годом. В 2009-м эта операция требовала привлечения 24 человек. Теперь требуется трое механиков на каждое колесо – один убирает старое, другой ставит новое, а третий – оперирует гайковёртом. Двое орудуют с домкратами – спереди и сзади, еще один традиционно держит «леденец». От возможных неприятностей коллег обязательно страхует механик с огнетушителем. Если же требуется изменить регулировки крыльев или прочистить радиаторы, к работе привлекается дополнительный персонал. В общей сложности на пит-стопах сейчас работают до 20 человек.
Поскольку остановка занимает теперь не 10-12 секунд, а втрое меньше, мелочей, на которые раньше можно было закрыть глаза, уже не осталось. «Прежде, пока заправщик присоединял шланг к горловине, остальные могли чуть сместиться и приступить к работе. Теперь же если гонщик остановился не там, где требуется, это приведет к потере времени», – говорит тим-менеджер Willams Тим Ньютон.
«Если пилот при остановке блокирует колеса и скользит юзом или же каждый раз останавливается не там, где раньше, то механики, конечно же, сдвинутся чуть назад. Когда они не слишком уверены, не окажутся ли случайно под колесом, то не станут бросаться к машине с таким же азартом.
Если хороший гонщик и хорошая бригада действуют сообща, то колесные гайки откручиваются еще до того, как машина полностью остановилась. Действительно классный пилот очень быстро заезжает в боксы, но на последних метрах катится плавно и останавливается очень точно. Это придает всем уверенности», – объясняет Ньютон.
«Если посмотреть, сколько занимают в нынешнем сезоне остановки перед боксами, то это две-три секунды. Так что механики определенно откручивают гайки еще до остановки машины, поскольку все остальные операции занимают как раз такое время, – дополняет коллегу тим-менеджер Red Bull Racing Джонатан Уитли. – В гонках нам удалось пару раз поменять левое переднее колесо за 2,1 секунды. Каждая тройка механиков способна показывать невероятную скорость, но очень важно, чтобы все они добивались таких результатов одновременно».
Разумеется, в командах еще до старта сезона понимали, насколько вырастет важность пит-стопов, потому не жалели времени на тренировки. «Здесь важно, чтобы парни ощутили уверенность в своих действиях и не слишком спешили, – поясняет Ньютон. – Если они будут чересчур стараться, то почти наверняка допустят ошибку. Потому нужно, чтобы они были чуть расслабленными и держали комфортный ритм. Пит-стоп всегда проходит чуть быстрее, чем ты ожидаешь, и это приносит дополнительное время».
«Для начала мы работаем над физическим состоянием механиков, затем пытаемся понять, какая роль лучше подходит каждому из них во время пит-стопа, – рассказывает Уитли. – Между прочим, распределение обязанностей довольно сильно изменилось уже по ходу сезона. Скажем, в Монако мы провели некоторые перестановки – и результат оказался позитивным».
В борьбе за секунды в командах не ограничиваются лишь подготовкой персонала – все на пит-лейн перешли к использованию домкратов специальной конструкции, позволяющих быстро «сбросить» машину на асфальт по окончании работ. «До этого сезона мы никогда не использовали задний домкрат такого рода, – рассказывает тим-менеджер Red Bull. – Прежде у механика в руках было простое механическое устройство, и он сам опускал машину на асфальт. Теперь достаточно воспользоваться тумблером».
Еще один важный элемент – колесные гайки с системой автоматической фиксации. Прежде механик с гайковертом устанавливал специальный стопорный штифт, но теперь на это нет времени, и при достижении гайкой определенного положения просто срабатывают подпружиненные штырьки-фиксаторы.
«В FIA поначалу волновались, будет ли этот механизм работать должным образом, – рассказывает Джонатан Уитли. – Когда стало ясно, что дозаправки запретят, а пит-стопы станут очень короткими, автоматическая система оказалась наилучшим решением. Главный аргумент состоял в том, что сбой в ее работе куда менее вероятен, чем в действиях человека».
Вот уже более десяти лет, как моду на колесные гайки в Формуле 1 задает калифорнийская компания Metalore. Её продукцию разрабатывает бывший дизайнер Benetton, Ferrari и McLaren Гордон Кимбэлл – это титановый патрон с 12 шпонками, на внешнем конце которых находятся мощные магниты. Они входят в пазы на ободе колесной гайки и надёжно фиксируют ее, когда она навернута на ось. И хотя прошлой зимой дизайн этого узла подвергся доработке, в основном принцип его действия в 2010-м остался таким же, каким был и в 2009-м.
«Я привык сохранять по одному экземпляру каждого типа колесных гаек, что мы использовали, – признается Уитли. – Они прошли путь от обычной шестиугольной детали до очень сложного устройства, конструкция которого отличается для правой и левой стороны машины, чтобы облегчить срабатывание штырьковой системы».
Чтобы вес гаек, которые являются неподрессоренным элементом, был как можно меньшим, для их производства сейчас используют алюминий – первыми так стали поступать в Ferrari, после чего идея быстро разошлась по всему паддоку. Кроме того, конструкцию гайки не надо омологировать – а значит, в неё можно вносить любые изменения по ходу чемпионата.

Алхимия пит-стопа


Не слишком известный факт – на пит-стопах Формулы 1 используются исключительно гайковёрты итальянской компании Dino Paoli, которая снабжает команды еще с 70-х годов. Используемая сейчас модель DP3000 работает под давлением воздуха свыше 25 Бар. Она способна в штатном режиме выдавать 8600 об/мин и обеспечивать крутящий момент в 2800 Нм.
Гайка накручивается таким образом, чтобы резьба была направлена в сторону, противоположную направлению вращения колеса – это позволяет избежать самопроизвольного отвинчивания по ходу гонки под действием гироскопических сил. По этой же причине гайковёрты настроены так, чтобы прикладывать большее усилие на откручивание, чем на закручивание. И хотя рабочее давление остается прежним, ассиметричный ротор позволяет добиться разницы в 25-30%. Пока его коллеги меняют колеса, оператор гайковерта переключает направление его вращения. При этом гайка остается зажатой в патроне и используется вторично.
«Пытаясь ускорить пит-стопы, команды экспериментировали с давлением и настройками гайковёртов, но в итоге вернулись к тем же параметрам, что использовались в 2009 году. Мы поручали эту работу механикам с самой хорошей реакцией, чтобы на заворачивание и отворачивание гайки уходило меньше времени, говорит тим-менеджер Red Bull Racing Джонатан Уитли. – Также мы повышали давление в пневматической системе, но это приводило к проблемам с надёжностью, которая падала очень резко. Не хочу вдаваться в подробности того, что мы в итоге придумали, так как, полагаю, здесь у нас есть определенное преимущество. Но скажу честно, что мы провели немало времени, изучая, как наши парни обращаются с гайковёртами.
Не думаю, что именно эти устройства сейчас вносят главный вклад в общее время пит-стопа. Команды тратят деньги, пытаясь заполучить хорошее и безотказное оборудование, но, на мой взгляд, важнее всего по-прежнему человеческий фактор. Ведь крутящий момент, который будет подан на гайку, все еще определяет механик. Если гайковерт отказал или работает неправильно, в шуме пит-стопа не так просто понять, что произошло и действительно ли у тебя проблема».
«Нужно довольно тонко чувствовать, какой крутящий момент ты подаешь на гайку, – дополняет Тим Ньютон из Williams. – Если дернуть ее слишком резко, могут возникнуть проблемы. Надо, чтобы работа механика была простой – чем она сложнее, тем проще ошибиться в условиях прессинга».
Насколько же удалось ускорить смену четырех колес? «В 2009 году время нашего быстрейшего пит-стопа без дозаправки составляло 4,4 секунды, а средний результат за 17 гонок – 5,23 секунды, – поясняет Уитли. – В нынешнем сезоне наш лучший результат пока 3,2, а средний – 3,6. При этом мы ускоряемся по ходу сезона, потому, надеюсь, станем одной из тех команд, что тратит на эту операцию меньше трёх секунд. В пит-стопе занято около 20 человек, и если каждый из них отработает должным образом, это вполне возможно».
Однако пока неофициальный рекорд принадлежит все же не парням из Red Bull – в Хоккенхайме их соперники из Williams обслужили машину Нико Хюлкенберга за 2,9 секунды. Удержится ли это достижение до конца сезона? А если вас интересует игры для девочек онлайн, то на сайте girlzgame.ru вы сможете отыскать много полезной информации.
7
2108
4 октября 2010
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Смотрите также
Алонсо выиграл первую ночную гонку в истории Алонсо выиграл первую ночную гонку в истории "Формулы 1"

Испанский гонщик команды Renault Фернандо Алонсо выиграл \"Гран-при Сингапура\" - первую ночную гонку \"Формулы 1\" в истории, сообщает Би-Би-Си.Он на...

Команды озабочены дефицитом зрелищностиКоманды озабочены дефицитом зрелищности

Исполнительный директор Mercedes GP Ник Фрай считает, что Формула 1 рискует, если не будет реагировать на справедливую критику по поводу недостатка зр...

Российский гонщик уступил Шумахеру 1,5 секунды в Формуле-1Российский гонщик уступил Шумахеру 1,5 секунды в Формуле-1

КАНБЕРРА, 27 марта. Российский гонщик «Формулы-1» Виталий Петров, выступающий за команду Renault, показал 18-е время на квалификации Гран-при Австрали...

Загрузка...
Комментарии

ZenHar
4 октября 2010 09:21
нормально

DUMBO
4 октября 2010 09:25
Алхимия гайковёртов скорее...

Greg_my_Love
4 октября 2010 09:49
Надо билеты на пит-стопы продавать отдельно. Пора ввести электронную фиксацию времени с точностью до одной сотой
Надо в зоне пит-стоп построить отдельную трибуну с барами и ресторанами фаст-фуда для публики. Там будет куда веселей, чем на трассе...

pjh
4 октября 2010 11:29
а чего убрали дозаправку?

mj23
4 октября 2010 15:07
Цитата: pjh
а чего убрали дозаправку?

а ты вспомни прошлый сезон.. если не смотрел то были случае возгорания машины при дозаправке... не успевали достать шланг и машина ехала по питлейну с частью рукава сбивая с ног механиков других команд.... в целях безопасности

shablich
4 октября 2010 21:06
не успевали достать шланг и машина ехала по питлейну с частью рукава сбивая с ног механиков других коман

Фелипе Масса?

Az1k
4 октября 2010 21:46
он самый)
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
Понедельник, 23 Октября
USD 1.9550
EUR 2.3075
RUB 0.0340
niknik 2 минут назад Тошнит от монолога этого дяди!!! Не важно тут плохо или там, видео дерьмо! Flint 3 минут назад vitut,
Хыхыхы))
Команданте 90 минут назад я в замешательстве ... если это не прикол , тогда не знаю , плакать или смеяться здесь надо дичь какая-то
baL3ba 114 минут назад ну может свадьба на хелуин будет,с тематикой подобной западная ведьма 118 минут назад Himley1,
Так это он сейчас не понторезит, потому что знает, что я прочитаю. А я знаю, какой он на самом деле, вот он и молчит. Скромник, блять.
Бабушку видела, и двушку евоную, и то, которое"досто и нтсво"',только оно, скорее, недостаток. Маленькое, кривое и ой лучше не вспоминать
gismo_2 124 минут назад
Цитата: Himley1
Ну ты что - Зараза ж "Байт" видел - он же ж мегапрофи в вычислительной технике и методах программирования. Хотя я, если честно, понятия не имею, как эта первая отечественная пародия на ПК поспособствовала его профессиональному росту. Спрашивал его об этом - в ответ как и обычно получил фонтан жидкого ...вна до небес.

Вообще если в детстве, и такая штука что нужно повозиться, то вполне неплохо развивает, но что-то мне кажется что в игрушечки Зараза рубился, не сильно интересуясь устройством.
Himley1 131 минут назад
Цитата: западная ведьма
а любитель понтов у нас гизмо

Вот ни разу мне не попадались посты Гизмо, где он бы адово понторезил.
Цитата: западная ведьма
врет начиная с того, что у него член большой,и заканчивая тем, какой он богатый.

можно ссылочку? И кстати - ну просто интересно - а откуда ты знаешь, что он врет или не врет про свои достоинства?
Цитата: западная ведьма
а сам живет в бабушкиной двушке

И откуда такая информированность? Ты за ним следишь? Хм, а может - это просто неразделенные чуЙства?

Цитата: gismo_2
Вот так и зараза с пикофлопсами, не понимает он разницы между фарадами и флопсами вот и перепутал маненичко.

Ну ты что - Зараза ж "Байт" видел - он же ж мегапрофи в вычислительной технике и методах программирования. Хотя я, если честно, понятия не имею, как эта первая отечественная пародия на ПК поспособствовала его профессиональному росту. Спрашивал его об этом - в ответ как и обычно получил фонтан жидкого ...вна до небес.

Цитата: gismo_2
Да че ты там чувствовать можешь? У тебя там все салом заросло. =)))

Цитата: западная ведьма
а ты дрочер и нищеброд

Милые бранятся - только тешатся.
западная ведьма 215 минут назад gismo_2,
а ты дрочер и нищеброд
Новости от партнеров
Сейчас на сайте
8 пользователей, 2322 гостя