10 изумительных мостов, которые стоит пересечь
Мост — это не просто «рукотворное сооружение, перекинутое через физическое препятствие», которое позволяет экономить время, силы и даже деньги. Легко найти два одинаковых дома, в мире полно совершенно идентичных людей, мосты же, если это не переброшенные через ручей бревна, всегда шедевральны, и с любым из них связана своя сказка. Мосты многофункциональны: на них назначают свидания, с них бросаются самоубийцы, под ними живут бродяги. Мосты волшебны, чему доказательством подборка удивительных чудес инженерной науки, которую мы предлагаем вашему пытливому вниманию.
Итак, самый знаменитый мост в мире — «Золотые ворота» в Сан-Франциско. Его с первого взгляда узнают даже те, кто не бывал в Калифорнии и не собирается туда. Знаменит Golden Gate не только 1970 метрами длины, но и частотой суицидов: каждые 10-12 дней с него кто-то прощально ныряет в пролив; за 70 с лишком лет существования моста он стал путевкой в смерть для более, чем 1200 граждан и женщин. Полет длится целых 4 секунды, удар об воду почти всегда убивает.
Деревне Ковадонга в Испании есть чем гордиться. В ее окрестностях войска христиан впервые в истории одолели приверженцев ислама. Это событие, ставшее началом Реконкисты, не может забыть древний каменный мост, сооруженный еще при кесарях. Поросший мхом и бурьяном, истоптанный миллионами пешеходов, в засухи и паводки без единого капремонта античный мостик стоит и служит уже полтора тысячелетия. Судя по всему, римляне были весьма рукастыми строителями, не экономившими на мастерстве и долговечности.
Еще одно древнеримское сооружение, знакомое нам всем по банкноте 5 евро, — акведук Пон-дю-Гар (т.е. «Мост над рекой Гар»). В средние века из акведука активно мародерили камень, но мост выжил, будучи отреставрирован по приказу Наполеона III. С 1985 г. Пон-дю-Гар значится Объектом Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Старинный мост Понте Веккио во Флоренции — наглядный пример архитектурного перебора, обычного для 14-го столетия Европы. Когда в процветающих городах не оставалось свободного участка земли под застройку, новые дома и магазины возводили прямо на прочных каменных мостах с массивными опорами. Дома ювелирных мастеров на Понте Веккио даже выступают за границы моста на метр-два, но каким-то чудом не сползают в реку. Опять же: умели ведь строить!
Из всех городов мира Венеция — самый «мостообильный». Здесь их более четырехсот. Самый популярный у фотографов и экскурсоводов — Мост Вздохов, который соединяет Дворец Дожей с городской тюрьмой. Легенда гласит, будто арестанты по пути из зала суда в сырую темницу, обреченно вздыхали, бросая последний в жизни взор на Венецию сквозь мрачные окна с каменными решетками (из окон тюряги они уже ничего интересного видеть не могли).
Капельбрюкке («Часовенный мост») в Люцерне (Швейцария) — старейший крытый деревянный мост в Европе. Построен в 1330 году, пересекает реку Ройс по странной траектории, наискось. В свое время был не столько мостом, сколько оборонительным сооружением. В 17-м веке мост Капельбрюкке был декорирован треугольными картинами, повествующими о героях и святых города Люцерн. В 1993 г. часть моста сожрал пожар из-за шального окурка, но меньше чем за год памятник зодчества восстановили, благодаря чудом сохранившимся средневековым чертежам.
На другой чаше весов народного одобрения — самый длинный подвесной мост на Земле, Акаси Кайкё, который соединяет японские острова Хонсю и Сикоку (города Кобе и Авадзи). Длина моста 3,9 км, основного пролета — 1,9 км. Это еще и самый высокий мост в мире, ибо высота его пилонов равняется ненамного ниже Эйфелевой башни. Мост Акаси Кайкё функционирует с 1998 г., его строили 10 лет, по ходу дела изобретя бетон, который застывает в морской воде.
Сколько на Свете культур, столько же и архитектурных стилей. Традиции и тенденции эпох навеки запечатляются в облике домов, фортификаций и, конечно же, мостов. Мост Гаолян (он же — «Нефритовый пояс», он же «Верблюжий горб») мог возникнуть лишь в Китае, и только в Пекине. Его строили 13 лет (с 1751 по 1764 г.г.) и своей необычной формой мост Гаолян обязан лично императору. Пешеходный мостик не должен был мешать Его Величеству свободно путешествовать в Куньминское озеро и назад на своей ладье в форме дракона.
Если река судоходна, а по мосту перемещаются не только пешком, его делают разводным. Существует 13 типов разводных мостов. Этот железный мост, переброшенный в г. Тулибак через р. Мюррей (Австралия), относится к «вертикально-подъемным». Когда к сооружению приближается речное судно, центральный пролет моста приподымается с помощью лебедок.
В разных уголках Земшара имеются мосты зловещего образа, которые народ иначе чем «чертовыми» не называет. Один из таких Тойфельсбрюке расположен в швейцарских Альпах, на перевале Сен Готтар. Вернее, мостов тут два. Один, старинный, помнящий генералиссимуса Суворова, является частью вертлявого горного серпантина, а новая дорога проходит сквозь тоннель в скале. Как правило, «дьявольский» статус присваивался мостам, которые было очень сложно возводить. Строители звали на помощь нечистую силу, посулив Лукавому взамен душу первопроходца моста, но обычно отделывались собакой, которую гнали по свежепостроенному мосту. Неверующие псы не сопротивлялись, а граждане крепли в уверенности, что им удалось обмануть самого Сатану. У въезда в тоннель сцена присвоения веселым чертиком красной наивной собачки нарисована прямо на скале.