О доступности образования и родительских кошельках

В утверждении, озвученном президентом, однако, не все оправдывает такую доверчивую признательность слушателей. И, прежде всего, сомнения должны вызывать заслуги государства в расширении доступа к образованию. Как и во всех постсоветских странах, в Беларуси действительно удвоилась численность студентов вузов. С 1989 года по настоящее время студенческий корпус увеличился с 189 тыс. до 430 тыс. Очень важный показатель доступности высшего образования – количество студентов в расчете на 10000 жителей – возрос с 186 до 443. Наша страна, действительно, выглядит по этому показателю не худшей в Европе. Однако есть ли у государства причины приписывать себе заслуги в расширении доступности высшей школы для молодежи? Вопреки закону, государство последние десять лет последовательно сокращало долю ВВП, идущую на бюджетную поддержку образования.
В настоящее время обучение 64% студентов оплачивается из того самого «родительского кошелька», который, как полагает президент, не играет роли при поступлении в вуз. Если вспомнить о том, что в 1989 году все 189 тыс. студентов получали образование за счет бюджета, то получается, что сегодня государство финансирует подготовку всего 155 тыс. молодых людей, то есть меньше, чем получали государственную поддержку двадцать лет назад. Так что приписывать себе заслугу в сохранении или расширении доступа к высшему образованию у беларуской власти нет никаких оснований.
Большей доступностью высшей школы мы обязаны не государству, а родительскому кошельку. И пугать платностью высшего образования, которая якобы существует на западе, граждан нашей страны не стоит. Они лучше, чем жители европейских стран, знают цену образованию. Во Франции, Швеции, Норвегии, Дании, Финляндии, Чехии, во многих землях Германии денег за обучение в государственных университетах не берут. А если в некоторых странах и приходится платить, то молодые люди имеют возможность получить финансовую поддержку и льготные кредиты. В Беларуси даже льготные кредиты на образование выдаются на условиях, которые значительно хуже европейских.
В Великобритании, например, выпускник должен начать выплату по кредиту не раньше, чем его годовой доход достигнет 15 тыс. фунтов, а не так, как в нашей стане – на следующий день после выпуска. Даже в соседней Польше есть двухгодичная отсрочка для выпускников. Наша власть озабочена только одним – экономией на образовании любой ценой, даже за счет его доступности и качества.
Заблуждается президент и когда утверждает:
- В Беларуси обеспечена объективная система поступления абитуриентов в вузы, при этом родительские кошельки не играют роли.
Централизованное тестирование, конечно, снижает коррупционные риски при поступлении в вуз, но не стоит делать вид, что зачисление абитуриентов проводится только по результатам ЦТ. Так, средний балл аттестата играет не последнюю роль в судьбе абитуриента. Контраст между удручающими результатами ЦТ и благополучием школьных аттестатов заставляет думать, что содержимое родительских кошельков делает более отзывчивыми педагогов и директоров школ. Да и система многочисленных льгот и привилегий для различных категорий абитуриентов вполне способна стать почвой для коррупционных злоупотрфэйсений. Но и сами результаты централизованного тестирования зависят от толщины кошельков. Низкое качество среднего образования заставляет родителей тратить немалые деньги на репетиторов – для того, чтобы повысить шансы своих детей на поступление в вуз. Зачастую затраты на репетиторов превосходят стоимость одного года обучения в университете. Это никак не уравнивает абитуриентов между собой и не делает высшее образование равнодоступным. Зависимость от родительского кошелька при поступлении в высшие учебные заведения еще больше возросла после реформы средней школы в 2008 году. Желание власти сэкономить на образовании обернулось не просто сокращением сроков обучения, но резким снижением его качества. Под предлогом демократизации среднего образования были ликвидированы профильные классы, что сильно ограничило доступ к более качественному образованию для значительной части школьников. Те немногие, кому повезло попасть в гимназии, оказались равнее других. А для остальных поступление в вуз еще больше, чем прежде, зависит от родительского кошелька. На этом родительском кошельке держится вся наша система образования и жаль, что глава государства этого не замечает.