Исследователи расшифровали геном земляники и какао

Исследователи расшифровали геном дикой земляники (Fragaria vesca) и одного из сортов дерева какао (Theobroma cacao), которое служит источником какао-бобов, главного компонента шоколада. Две независимых международных группы ученых опубликовали соответствующие статьи в журнале Nature Genetics.
Группа под руководством Владимира Шулаева из Университета Северного Техаса (США) провела 39-кратное сканирование генома дикой земляники с использованием оборудования нового поколения. Оказалось, что геном земляники содержит около 35 тысяч генов, что примерно в 1,5 раза больше, чем у человека.
Расшифровка генома позволила установить ряд генетических особенностей, связанных со способностью противостоять инфекциям, в частности, вертициллезному увяданию - наиболее распространенной болезни земляники. В настоящее время существуют сорта растений, которые могут противостоять вертицеллезу, однако они не соответствуют критериям, которые предъявляют к землянике на рынке. Новые результаты позволят селекционерам вывести сорта с высокими потребительскими качествами, при выращивании которых можно будет использовать меньше пестицидов.
Другая группа ученых под руководством Клэр Лано (Claire Lanaud) из французского исследовательского института CIRAD и Марка Гилтинана (Mark Guiltinan) из университета штата Пенсильвания опубликовала результаты расшифровки генома одного из сортов Theobroma cacao. Из плодов этой разновидности растения, Criollo, получается шоколад наивысшего качества, однако на нее приходится менее 5% общего производства из-за уязвимости растений к болезням и низкой урожайности.
Исследователи "собрали" 76% генома и идентифицировали 28,7 тысячи генов, кодирующих различные белки. В частности, им удалось выделить несколько семейств генов, которые можно использовать для выведения сортов, менее подверженных грибковым и другим заболеваниям, а также 84 гена, ответственных за качество и массовую долю какао-масла в плодах.
"Наш анализ генома Criollo выявил генетические основы механизмов, определяющих фундаментальные качества шоколада - биосинтеза жиров, флавоноидов и терпенов. Мы также обнаружили сотни генов, потенциально определяющих устойчивость к патогенам, что можно использовать для ускорения селекции элитных сортов какао", - сказала участник группы Сиела Максимова (Siela Maximova), чьи слова приводит пресс-служба университета штата Пенсильвания.
Ранее в 2010 году ученые сообщали о расшифровке геномов яблони сорта "голден делишес", пшеницы, устрицы, сои и растения-"родственника" пшеницы и ячменя. Применение пиявок в неврологии и гинекологии