РЕКЛАМА

Загрузка...

Замысел Кары: Воланд, которого мы не знали

24 марта, в кинотеатре сети "Люксор" на проспекте Мира состоялось событие, которого отечественные кинолюбители ждали больше пятнадцати лет. На экран вышел фильм Юрия Кары "Мастер и Маргарита". Скажем сразу - лента не разочаровала. Режиссеру удалось практически невозможное: воплотить не попавший на бумагу булгаковский замысел. Интрига в том, что Кара экранизировал совсем не ту версию романа, которую все мы знаем.

По самым разнообразным причинам картина не могла попасть в широкий прокат больше пятнадцати лет. Пару раз ленте удавалось «прорваться» на большой экран: в первый раз это случилось в 2006 году на XXVIII Московском международном кинофестивале (правда, тот показ был закрытым), во второй - в январе нынешнего года в Санкт-Петербурге. Со слов представителей компании "Люксор", с 7 апреля этого года начнется широкий прокат фильма, и его наконец-то смогут увидеть все желающие.

Картина Юрия Кары существует в двух вариантах: режиссерская версия длится около трех с половиной часов, а та, что через две недели предстанет глазам широкой публики - чуть меньше двух. Интересно, что судьба кинокартины в чем-то перекликается с судьбой первоисточника - как мы помним, роман "Мастер и Маргарита" впервые был издан через 26 лет после смерти автора, так и не сумевшего завершить окончательную редакцию текста. Поныне роман существует в двух вариантах: одна была выполнена супругой писателя Е. С. Булгаковой, вторая принадлежит перу литературоведа А. А. Саакянц.

Но ему скучно быть лишь режиссером, наблюдающим со стороны, - и Воланд активно включается в происходящее. Его актерские амплуа весьма разнообразны: от клоуна и кривляки в сцене на Патриарших прудах до трагического актера в сцене бала и в финале картины. Собственно говоря, в фильме только он меняет амплуа и как-то эволюционирует, другие персонажи совершенно статичны. Примечательно, что эпизоды духовного исцеления (то есть изменения амплуа) Иванушки Бездомного в картине отсутствуют.

Сцена, в которой Воланд предлагает Иванушке Бездомному (в исполнении Сергея Гармаша) наступить на изображенный на земле лик Иисуса Христа, также присутствует лишь в ранних редакциях романа. Как и та, в которой Левий Матвей, разговаривая с Воландом, передает: Иешуа "приказал» взять Мастера с собой - а не "попросил", как это написано в окончательной версии. Из первоначальной версии взяты и метания Иванушки Бездомного по Красной площади.

Еще одна небанальная деталь. В экранизации Кары много карнавальной клоунады, смотрящейся, как ни странно, весьма органично. К примеру, сцена разговора Коровьева (его блестяще сыграл Александр Филиппенко) и Никанора Ивановича Босого (в исполнении Леонида Куравлева) представляет собой не что иное, как цирковой номер с участием рыжего и белого клоунов в его классической постановке: рыжий (Коровьев) мастерски дурачит и третирует белого (Босой). По такому же принципу сыгран эпизод диалога финдиректора Римского (Виктор Сергачев) с администратором Варенухой (Борислав Брондуков), превартившимся в вампира, и многие другие. Что ж, вполне логично: если жизнь - карнавал, то все его участники - карнавальные шуты.

Явным недостатком ленты можно назвать то, что до сцены сеанса в Варьете история излагается достаточно подробно, а после - торопливо и поверхностно. Из-за этого создается впечатление, что создатели фильма "начали за здравие, а закончили за упокой". Сцены бала у Сатаны, возвращения Мастера, исхода из Москвы показаны очень сокращенно и приблизительно; смысл их остается не раскрытым до конца. Последние же хулиганские похождения Коровьева и Бегемота, полет Воланда со свитой к месту заточения Пилата и постскриптум и вовсе отсутствуют. Это создает ощущение, что развязка большинства сюжетных линий так и не наступила, и многих героев просто "забыли".

Однако сама концовка фильма весьма интересна. В финальной сцене Мастер отпускает своего героя - и тот видит идущего ему навстречу Иешуа. После дается крупный план лица Спасителя, которое надвигается на зрителя и заслоняет собой весь мир... Красноречивый ответ на вопрос, зачем Воланд затеял весь этот карнавал.

При всех ее недостатках и недоговоренностях, лента Кары открывает читателю-зрителю исходный булгаковский замысел. И это, бесспорно, весомый аргумент в пользу того, чтобы увидеть картину своими глазами, причем желательно - на большом экране.

Попытка экранизации знаменитого литературного произведения - вещь довольно неблагодарная. Мало того, что картину обязательно будут сравнивать с первоисточником, а не воспринимать как самоценное произведение (хотя, если вдуматься: как можно сравнивать книгу и киноленту?), так ведь еще и создатели экранной версии часто не могут предложить зрителю ничего того, что бы он не смог прочесть в книге. В лучшем случае изложат свое прочтение первоисточника, в худшем - произведут "живые" иллюстрации к тексту.

Но Юрию Каре удалось практически невозможное: сыграть роль своеобразного реконструктора. Он рискнул взяться за первоначальный замысел Булгакова, на бумаге так и не реализованный. Звучит абсурдно и самонадеянно? Отнюдь. Дело в том, что лента - экранизация совсем не того «Мастера и Маргариты», которого мы знаем.

Напомню: идея написать роман о дьяволе возникла у Булгакова еще в конце 20-х годов прошлого столетия. Первые версии книги (рабочие названия которой были "Черный маг", "Копыто инженера", "Великий канцлер") вообще не содержали ни "внутреннего романа" о Иешуа и Пилате, ни истории Мастера и Маргариты (все это появилось лишь в третьей версии произведения). И хотя большую часть черновиков данных версий Михаил Афанасьевич уничтожил, кое-какие отрывки все-таки сохранились, и в 2007 году были опубликованы. Считается даже, что свой первоначальный замысел романа о дьяволе автор частично реализовал в фантасмагории "Дьяволиада".

Изначально Михаил Афанасьевич задумал написать о том, как дьявол посетил современную читателям Москву и устроил там сюрреалистический карнавал, изрядно «встряхнувший» столицу... Логично предположить, что центральной фигурой произведения должен был стать именно Воланд. Герой воплощал собой некую сверхъестественную силу, наказывающую обитателей "Третьего Рима" за грехи.

Именно этот, исходный замысел гения и воплотил Юрий Кара в своем варианте экранизации. Центральный персонаж его ленты - неподражаемый Воланд, блестяще сыгранный Валентином Гафтом. Сцены с участием Князя Тьмы занимают примерно две трети экранного времени, и практически полностью совпадают с таковыми в романе.

Воланд Кары -прежде всего гениальный... режиссер. С момента своего первого появления в Москве и до финала картины он точно и тонко руководит поставленным им спектаклем, имя которому - Жизнь. Действо разыгрываемой пьесы происходит не только в Москве тридцатых. И в Иудее времен Пилата, и в потустороннем мире окружающие его персонажи - лишь элементы великой мистерии, поставленной Воландом.

Мистерия эта по форме представляет собой не что иное, как средневековые карнавалы, именуемые "Плясками Смерти" - аллегорические драмы или процессии, в которой центральной фигурой являлась смерть. Смысл их был прост: человеческая жизнь ничтожна, перед лицом кончины все равны, а земная слава и блага мимолетны. В то же время смерть представлялась суровою судьей, карающей злых, и покровительствующей добрым и притесненным; именно им она открывала двери в другой, лучший мир.

Дьявол в фильме Кары выполняет именно эту функцию. Его выходки заставляют важных московских чиновников осознать ничтожность своей власти, жуликам и проходимцам показывают всю тщетность их смехотворных, мелочных махинаций. Сбственноручно или с помощью своей свиты Воланд карает злодеев (Берлиоз, Лиходеев, барон Майгель, Никанор Иванович Босой) и помогает тем, кто не утратил добродетели (Мастер и Маргарита).
4
1568
26 марта 2011
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Смотрите также
Как создавался роман Как создавался роман "Мастер и Маргарита"

Интересная познавательная статья. Присутствуют сиськи!«Я, впрочем, - продолжал болтать Коровьев, - знавал людей, не имевших никакого представления не...

Писатель получил премию за роман из одной строчки

Писатель из Екатеринбурга Владимир Блинов удостоился местной литературной премии за свою книгу \"Роман без названия\". Как передает ИТАР-ТАСС, произве...

Создатели Создатели "Форсажа" обидели Hyundai

Деннис Маккарти, отвечающий за подбор автомобилей для фильмов кинокомпании Universal Studios, начал искать подходящих «героев» для «Форсажа-4» еще за...

Загрузка...
Комментарии

warrcan
26 марта 2011 20:05
боюсь показаться слишком примитивным в изъявлении моего личного мнения. Но не могу не отметить факта НИАСИЛИЛ, МНОГА БУКАФФ.

DRAGOON
27 марта 2011 08:00
Цитата: warrcan
боюсь показаться слишком примитивным

Что? Букварь скурыу у першым классу? Поэтому и ПРИМИТИВНЫЙ

gira
27 марта 2011 10:26
что забыли в этой теме те кто вообще книгу в руки не брали?

Tugcrereled
18 июня 2011 01:38
Если вы решились torrent скачать бесплатно , будьте готовы к различным
неожидоннастям, начиная от забравшегося в ваш компьютер трояна и заказнчивая
непрерывным стуком в вашу дверь от милицейского наряда, который имеет ордер, чтобы забрать
ваш лаптоп и проверить его на наличие нелицензионных программных копий.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
Суббота, 21 Октября
USD 1.9550
EUR 2.3075
RUB 0.0340
3ara3a 179 минут назад
Цитата: fk
Да я ответил на все заданные мне вопросы! И на то, почему там "этот умерший человек" тоже: "просто из эстетических соображений. + Он пытался хоть что-то сделать (для своей разваливающейся страны). + Собственно, просто так и, собственно, не так и дорога". Вот и все. Никакого другого тайного отношения у меня к нему нет.
Погуглить по имени, конечно, просто. Но откуда ты знал его имя? Или я чего-то не понимаю?



Это не ответы.. это общие фразы.. Хотя я наверное от собеседника большего жду, а получаю как всегда..

Удачи тебе.

Глядя на лошадиные морды и лица людей, на безбрежный живой поток, ... в никуда по багровой закатной степи, я часто думаю: где я в этом потоке? (С)

я спать.
fk 182 минут назад 3ara3a,
Да я ответил на все заданные мне вопросы! И на то, почему там "этот умерший человек" тоже: "просто из эстетических соображений. + Он пытался хоть что-то сделать (для своей разваливающейся страны). + Собственно, просто так и, собственно, не так и дорога". Вот и все. Никакого другого тайного отношения у меня к нему нет.
Погуглить по имени, конечно, просто. Но откуда ты знал его имя? Или я чего-то не понимаю?
3ara3a 194 минут назад
Цитата: fk
№2 был не вопрос, а, собственно, прямой ответ тебе. Я просто не понял точно, память ли Абдул-Меджида ты имеешь в виду.
Я ответил на твой вопрос, но ты не ответил на мои.


Ты не ответил ни на один из моих вопросов. Твое право. Я раскрыт для здравого диалога ))

Погуглить кто такой Абдул-Меджид - два клика. Твое отношение к этому умершему человеку я так и не услышал.
fk 198 минут назад 3ara3a,
№2 был не вопрос, а, собственно, прямой ответ тебе. Я просто не понял точно, память ли Абдул-Меджида ты имеешь в виду.
Я ответил на твой вопрос, но ты не ответил на мои.
3ara3a 200 минут назад
Цитата: Bebop
Ага, премия контролеру за то, что довел рядовую ситуацию до конфликта, скандала.

Это вам приятно так думать. Ибо без этого , все ваши доводы выше - ни о чем..
fk 203 минут назад
Цитата: Bebop
Раз уж Вы выносите оценочные суждения, поделюсь своими суждениями о Вас

Трудно сказать, но возможно, что Ваши оценки в отношении меня не так уж далеки от истины. А иерархия священна, это да.
Но тогда и я поделюсь, как я оцениваю Вас. Скорее всего, Вы - либерал, один из тех, кто кричит "геть систему, свалить государство!", а если это вдруг случится, то первый может и пострадать от анархии, войны и прочего подобного, что будет происходить потом. Такое было уже много раз, революции столетней давности - яркий тому пример.
И да, я передумал, контролеру нужно дать не премию, а две премии.))
3ara3a 203 минут назад
Цитата: fk
1. Абдул-Меджид? Откуда знаешь такое?
2. Какая память? Абдул-Меджида? Если его, то просто из эстетических соображений. + Он пытался хоть что-то сделать. + Собственно, просто так и, собственно, не так и дорога.
3. А почему тебе так дорога память какого-то желто-синего кота?

Три вопроса , на мое простое любопытство. Так сложно было просто искренне поведать.

Вообще замечаю за людьми. Отвечать вопросами.. Несознательная защита.. Я просто поинтересовался...

Цитата: Bebop
Я уже попытался объяснить как 5-ти летнему ребенку, на пальцах, в чем тут проблема, где неправота. Опустился до этого уровня. Дальше - пас.


Я тебя услышал.

Мы просто с разных сторон смотрим... Бывает.
Bebop 213 минут назад
Цитата: 3ara3a
НУ какие ты мне здесь варитативные действа расписываешь.

Я уже попытался объяснить как 5-ти летнему ребенку, на пальцах, в чем тут проблема, где неправота. Опустился до этого уровня. Дальше - пас.

Цитата: fk

Раз уж Вы выносите оценочные суждения, поделюсь своими суждениями о Вас. Я вижу сторонника деспотизма (возможно, не осознающего это), дикаря с рабским мироощущением, живущем в мире где тот, кто стоит выше в иерархии (любого рода), тот во всем прав, непререкаемо.

Ага, премия контролеру за то, что довел рядовую ситуацию до конфликта, скандала.
Новости от партнеров
Сейчас на сайте
3 пользователя, 1247 гостей