РЕКЛАМА

Загрузка...
' />

Исполнилось 20 лет самому большому советскому самосвалу

20 лет назад, 1 июня 1991 года был представлен самый крупный самосвал в истории СССР - БелАЗ-75501 грузоподъемностью 280 т. С тех пор на Белорусском автозаводе выпустили несколько самосвалов побольше, но Советский Союз уже закончился.
Исполнилось 20 лет самому большому советскому самосвалу


Из всей советской автомобильной промышленности Белорусский автозавод в Жодино единственный существовал в условиях настоящей конкуренции. Министерство черной металлургии, Министерство цветной металлургии и Минуглепром довольно часто закупали карьерные самосвалы зарубежных фирм - Caterpiller, Komatsu, Terex, Unit Rig и других. Разрезы приносили стране стратегическое сырье, и тут было не до идеологии.

Эти условия заставляли конструкторов и технологов БелАЗа неуклонно совершенствовать свою продукцию. На XI-XII пятилетки (пятилетние планы развития народного хозяйства СССР, в данном случае 1981-1990 гг.) завод наметил опытно-конструкторские работы (принцип собирания конструкции очень похож на принцип, используемый в обычном конструкторе ЛЕГО ) исходя из заявок и исходных требований сырьевиков. В частности, Минуглепром намеревался до 2000 года приобрести 85 двухосных самосвалов особо большой грузоподъемности (275 т) с колесной формулой 4х2. Интерес других министерств позволял прогнозировать спрос на технику особо большой грузоподъемности (230- 280 т) в объеме 600-750 единиц. То есть, ежегодно БелАЗ мог выпускать 70-85 таких машин.

Проблема заключалась в отсутствии отечественных шин, способных выдерживать нагрузку более 55 т. НИИ КГШ в середине 1980-х только приступал к проектированию шины размерностью 49.00-69.

Делать самосвал трехосным и распределять нагрузку уже между десятью, а не шестью колесами означало увеличить габарит машины и ухудшить ее маневренность. Увеличивалась и масса, то есть ухудшалась удельная грузоподъемность. Конструкторы БелАЗа во главе с Александром Егоровым приняли решение делать двухосный самосвал на восьми шинах. Поскольку при такой компоновке исключается традиционное маневрирование за счет управляемых колес, была принята шарнирно-сочлененная схема. Мощные гидроцилиндры поворачивали одной часть шасси относительно другой на нужный угол. Все колеса решено было сделать ведущими.

К слову, над похожим самосвалом работала в тот момент японская фирма Komatsu. Хотя на БелАЗе сочлененными машинами занимались и в прежние годы.

В момент появления 280-тонника производственное объединение "БелАЗ" выпускало 9 типоразмеров самосвалов грузоподъемностью от 30 до 220 т. Заводчане весьма трезво оценивали уровень серийной продукции. Никудышные ходимость и удельные показатели двигателей, низкая надежность гидравлики, посредственные условия для водителя. Предпринимались не только попытки замены силовых агрегатов импортными, но и разработки комфортабельной кабины совместно с финской фирмой Sisu. Поэтому сотрудничество с Komatsu при создании 280-тонника оказалось интересным обеим сторонам. Совместно разработали механизм опрокидывания кузова с двумя трехступенчатыми гидроцилиндрами и четырехпозиционных электропневматическим управлением - по скорости разгрузки к БелАЗам были большие нарекания. Двухместная кабина также была создана совместно белорусскими и японскими специалистами. В ней предусмотрели даже шкафчик для одежды! Имелись отопитель, кондиционер, магнитола, радиостанция. Уровень внутреннего шума составлял 81 дБ. По предложению инженеров Komatsu самосвал оснастили видеокамерами заднего обзора вместо зеркал.

В качестве силового агрегата БелАЗ-75501 применялся тепловозный дизель Коломенского завода (165,6 л, V12, газотурбинный наддув, 3150 л.с. при 1000 об/мин), объединенный с синхронным трехфазным генератором переменного тока. В работе над электротрансмиссией партнерами БелАЗа выступали НПО "Электротяжмаш", ПО "Динамо" и ПО "Татэлектромаш". Движение обеспечивали четыре электромотора уже постоянного тока (так экономичнее), встроенные в колеса. По сути, речь шла об агрегатах типа мотор-колесо, включающего, помимо мотора и двухрядного планетарного редуктора, еще двухдисковый тормоз (диаметр 600 мм). Так что БелАЗ-75501 можно считать первым отечественным автомобилем с дисковыми тормозами всех колес. Тормоза, кстати, весьма эффективны: чтобы остановиться со скорости 30 км/ч гиганту полной массой 480 т требовалось 25 м. Выбор компоновочной схемы себя оправдал: гигант длиной 15,25 м шириной 8,0 м и высотой 6,77 м (колесная база 6,65 м) имел радиус поворота 16,5 м.

Самосвал получил гидропневматическую подвеску всех колес - по показателям плавности хода машины БелАЗ не случайно считаются одними из лучших в мире.

БелАЗ-75501 развивал скорость до 40 км/ч, хотя, разумеется, груженым никогда на такой скорости не ходил. Скорость подъема подобной техники из разреза глубиной до 500 м обычно составляет около 18 км/ч, да и то велик риск перегрева трансмиссии и моторов. Загрузившись, самосвал может выезжать наверх целую рабочую смену. Впрочем, и везет он при этом 110 кубометров угля.

В 1991 году БелАЗ-75501 в разобранном виде железной дорогой был направлен на опытную эксплуатацию в Нерюнгринский угольный разрез Минуглепрома в Якутию - крупнейший на тот момент в стране (проектный объем вскрышных пород 250 млн т. в год, угля - 13 млн т. Говорят, инженеры Komatsu, узрев это богатство, долго кивали головами на богатство русских

Самосвал успешно прошел испытания, был сломан, заброшен и примерно в 2000 году порезан на лом.

Сегодня самая грузоподъемная модель Белорусского автозавода - БелАЗ-75601, которая, наряду с Liebherr T282B, Terex MT6300 AC и Caterpillar 797F входит в четверку самых могучих самосвалов в мире: в кузов влезает 360 тонн груза. А это примерно семь самолетов Ту-154 или 6 миллионов пачек бобруйской халвы.
7
2143
2 июня 2011
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Смотрите также
Новый рекорд: самосвал Новый рекорд: самосвал "БелАЗ" утащил 500 тонн груза

Единственный в мире полноприводный двухосный карьерный самосвал \"БелАЗ-75710\" установил рекорд по грузоподъемности в странах Европы и СНГ. Для этого...

БелАЗ, просыпайся!БелАЗ, просыпайся!

На фото тихо-тихо едет по дороге карьерный самосвал Komatsu HD 605-7. Почему тихо? Потому что он электромобиль. Никакого двигателя внутреннего сгорани...

БелАЗ обещает выпустить самый большой в мире самосвалБелАЗ обещает выпустить самый большой в мире самосвал

В августе 2013 года БелАЗ выпустит первый сверхбольшегрузный самосвал грузоподъемностью 450 тонн, аналогов которому нет в мире. Новым самосвалом уже з...

Первый Первый "БелАЗ" с дистанционным управлением поставят Сибирской угольной ко ...

Первый карьерный самосвал БелАЗа с дистанционным управлением будет поставлен Сибирской угольной энергетической компании в Красноярский край (Россия),...

Загрузка...
Комментарии

Sanejke
2 июня 2011 11:20
можно гордится своей страной!

warrcan
2 июня 2011 11:33
Больше фоток надо бы.

seaflanker
2 июня 2011 12:13
статья действительно тикавая, но....
Цитата: warrcan
Больше фоток надо бы

!!!!

nigg
2 июня 2011 15:35
Самосвал успешно прошел испытания, был сломан, заброшен и примерно в 2000 году порезан на лом.

3ara3a
2 июня 2011 21:55
Гордость страны.

С Юбилеем железный монстр.

chozanax
2 июня 2011 22:23
у нас есть 2 конкурента, Caterpiller,Komatsu, белазы разгребают дай бог изза дешевизны и простоты, без серьёзных упрёков на качество
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
Суббота, 23 Сентября
USD 1.9366
EUR 2.3198
RUB 0.0336
Новости от партнеров
Сейчас на сайте
18 пользователей, 1745 гостей