РЕКЛАМА

Загрузка...
' />

История продаж авто в СССР

До Великой Отечественной войны автомобили, как, впрочем и почти все другие промышленные товары, не продавались. Изредка ими награждались за какой-либо действительный или мнимый подвиг либо "успех в социалистическом соревновании". Кроме того, можно было выиграть автомобиль в лотерею, во всяком случае, в списках выигрышей присутствовал даже роскошный по тем временам ЗиС-101. В любом случае, число автовладельцев на весь СССР исчислялось сотнями, а с началом войны почти все автомобили, как и мотоциклы, были изъяты.
В комментариях к этой страничке на форуме Авторетро сайта auto.ru отмечается, что легковой ГАЗ-А всё-таки в 30-х продавался "частникам", была даже реклама в журнале "Архитектор".
История продаж авто в СССР

После войны около 50 тысяч легковых автомобилей попало в страну в качестве трофеев, некоторые из них оказались в частных руках. А на рубеже 40-х - 50-х годов началось массовое производство 'Москвичей-400', 'Побед' и ЗиМов. 'Москвичи' продавались населению почти все, 'Победы' и тем более ЗиМы в основном использовались государственными учреждениями. Но тем не менее, года до 53-го все 3 перечисленные модели можно было купить соответственно за 8000, 16000 и 40000 рублей образца 1949г (в результате денежной реформы 1961г рубли потеряли один нолик и оставались в таком виде вплоть до распада СССР в 91-м году). Потом на 'Москвичи' и 'Победы' образовалась очередь, а ЗиМы остались продаваться свободно, но их никто не покупал - больно дорого. Зарплата квалифицированого рабочего или инженера находилась тогда в пределах 500 - 1000руб в месяц, а всякие отхожие промыслы жестоко преследовались. Если кто-либо и набирал этим путём нужную сумму, светиться покупкой авто никакого резона не было - можно было запросто загреметь в места не столь отдалённые.
История продаж авто в СССР

Рассказывают такую байку. В единственный харьковский автомагазин на углу площадей Тевелева (ныне Конституции) и Розы Люксембург, где были выставлены все три тогдашние модели авто, пришёл невзрачно одетый человек. Помотрел на 'Москвич'.
-Можно купить?
-Нет, очередь.
-А 'Победу'?
-Тоже очередь.
-А ЗиМ?
-Ну вообще-то можно... Но вы же видите сколько он стоит?
-Ничего, заверните...
Поскольку прецедентов в истории магазина не было, директор позвонил в КГБ. Там разобрались и ответили: "Это академик Вальтер. Он весь ваш магазин купить может. Продавайте."
Так академик стал обладателем ЗиМа. Ещё один ЗиМ купил председатель какого-то успешного колхоза, и больше желающих не нашлось.
История продаж авто в СССР

Очереди на 'Победу' и 'Москвич' составлялись самими покупателями, с десятниками, сотниками и ежемесячными перекличками в соседнем дворе. Не явившиеся на перекличку безжалостно отсеивались. Что за это имело "начальство", сказать трудно, но, вероятно, его деятельность не была совсем бескорыстной. В 60-е годы очереди составлялись уже непосредственно в магазине. Сроки были такие: записавшиеся в 1956-м году на 401-й 'Москвич' получали в 59-м уже 407-й, а записавшиеся в 1959-м на 'Волгу' могли выкупить её в 66-м.

В процессе производства одной модели её стоимость не менялась, зато в момент смены моделей происходил резкий скачок цен. Так, 'Москвич-401' стоил 9000руб, 'Москвич-402' - 15000руб, а отличавшийся от него только двигателем с повышеной на 10л.с. мощностью 'Москвич-407' - уже 25000руб
История продаж авто в СССР

В конце 50-х - начале 60-х годов прекратилось производство ЗиМов, место 'Победы' заняла 'Волга' и появился 'Запорожец-965'. Само собой, грузовые автомобили и даже пикапы и фургоны на базе легковых "частникам" не продавались. Не продавались и микроавтомобили-мотоколяски C3А производства Серпуховского завода - их выдавали инвалидам бесплатно, сроком на 5 лет.

Многолетние очереди приводили к тому, что реальная цена авто была в 2-3 раза выше государственной. Но... продавать автомобили можно было только государству через комиссионный магазин, который оценивал авто исходя из госцены с учётом износа. Конечно, были кое-какие схемы обхода, но связаные с немалым риском, посему часто автомобиль был у одного и того же хозяина десятилетиями. Это положение было отменено только в 70-х годах, однако вплоть до распада СССР часть суммы передавалась продавцу через кассу комиссионного магазина, который с этого имел 7%, а часть - "в конверте", что приводило к массе случаев "кидания", причём жаловаться в милицию продавец не всегда решался - его могли обвинить в спекуляции.
История продаж авто в СССР

Начиная с 70-го года продажа автомобилей стала возрастать. Вступили в строй ВАЗ и Ижевский завод, реконструировались заводы в Москве и Запорожье. В то же время в связи с повышением уровня жизни резко возросло и число желающих стать "автолюбителями". Очереди достигли такой длины, что получить по ним автомобиль можно было лет через 10. В этой ситуации подавляющее большинство авто стали продавать через производственные и прочие предприятия, которые распределяли автомобили между своими сотрудниками. Естественно, было где густо, а где пусто. Скажем, на оборонный завод поступали десятки автомобилей в год, а в какое-нибудь второстепенное НИИ - один автомобиль в несколько лет. Люди же ряда профессий и пенсионеры вообще не могли легально купить новое авто.

Цены в середине 70-х годов были такие: 'Волга' ГАЗ-24 (их, правда, продавалось очень мало) - 9200руб, 'Жигули' ВАЗ-2101 - 5500, ВАЗ-21011 - 6000, ВАЗ-2103 - 7500, 'Москвич-412' - 4990, а 'Запорожец' ЗАЗ-968 - 3500руб. Средняя же зарплата нормально зарабатывающего мужчины составляла тогда около двухсот рублей в месяц.
История продаж авто в СССР

Многолетний выпуск легковых авто в количестве, намного превышающем миллион в год, и сокращение экспорта в связи с моральным старением выпускаемых моделей дали свои плоды - в первой половине 80-х некоторые авто (о чудо!) появились в свободной продаже. В Харькове, например, это была 'Нива' (10300руб), 'Москвич-2140Люкс' (8000руб) и 'Запорожец' ЗАЗ-968М (5000руб). Получила распространение обезличенная комиссионная торговля б/у автомобилями по реальной цене. Конечно, это был большей частью металлолом, но для человека, располагавшего руками и временем, но не деньгами, впервые появился шанс обзавестись своими четырьмя колёсами. Например, 7-летние ручные 'Запорожцы', сданые инвалидами после получения нового, стоили в основном 600руб. Однажды в Москве в середине 80-х в комиссионном магазине в Южном порту появилась партия новёхоньких 'Побед', хотя их выпуск прекратился ещё в 1958г. Всё это время они простояли на каком-то военном складе. И хотя цена 'Побед' была сравнима с ценой новых "Жигулей", желающих их приобрести нашлось с избытком. А в феврале 1992г вся немаленькая площадка харьковского комиссионного магазина на Даниловке оказалась уставлена ... телегами. Тоже новенькими и тоже вскоре раскуплеными.

Со второй половины 80-х и до конца существования СССР новых автомобилей в свободной продаже снова не было из-за резко усилившейся инфляции.

Закупались ли легковые авто за границей? Про сколько-либо масштабные закупки можно говорить лишь по отношению к 'гэдээровским' ЭМВ(БМВ) конца 40-х - начала 50-х годов и чехословацким 'Шкодам-1201' десятилетие спустя. Но информации, что они продавались в новом виде в частные руки, найти не удалось. Естественно, единичные экземпляры для Брежнева и т.д. не в счёт.

С мотоциклами ситуация была значительно лучше - кроме тяжёлых с коляской Киевского и Ирбитского заводов и периодически чехословацкой 'Явы' их можно было купить свободно. Вот примерные цены новой мототехники на вторую половину 70-х: рижские и львовские мопеды (класса 50 куб.см) - 180руб, мотороллер 'Электрон' (150) - 270руб, 'Турист' (200) - 450руб, мотоцикл 'Минск' (125) - 330руб, 'Восход' (175) - 420руб, 'Иж' разных модификаций (350) - 600-1000руб, чехословацкие 'Ява' и 'ЧЗ' (350) - 900руб, тяжёлые с коляской (650, 750) - около 1500руб.
История продаж авто в СССР

Ещё такая деталь: вплоть до конца 80-х в полуторамиллионном Харькове число магазинов, торгующих запчастями, не превышало десятка. И наиболее ходовых запчастей там не было. За ними приходилось ходить на авторынок и переплачивать в несколько раз по сравнению с госценой.
0
1940
28 апреля 2008
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Смотрите также
Детский Детский "Москвич" и золотые руки

Подобные детские педальные автомобильчики были мечтой любого ребёнка в СССР. И выпущено за несколько десятков лет их было немало. Вот только дожили до...

Запорожец, Москвич и Волга

Три самых легендарных и массовых автомобиля, ушедшего в лету СССР.Названия, которые знал каждый человек, рожденный в СССР.Какие там Мерседес, Форд или...

В Беларуси упали цены на подержанные автоВ Беларуси упали цены на подержанные авто

В Беларуси рынок автомобилей долго был в равновесии: покупатели ждали обвала цен, а продавцы - повода их поднять. И вот появились слухи о том, что спр...

Рейтинг самых угоняемых автомобилей в Украине в 2009 годуРейтинг самых угоняемых автомобилей в Украине в 2009 году

Украинская ГАИ обнародовала список самых угоняемых автомобилей за прошлый год. По данным службы, за минувшие 12 месяцев больше всего у воров пользовал...

Загрузка...
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
Воскресенье, 22 Октября
USD 1.9550
EUR 2.3075
RUB 0.0340
3ara3a 2 минут назад
Цитата: Himley1
Я уже представляю всю публику, которая Дианеста защищает - дебилы, которые регулярно гадят под себя.

Мдя.. нельзя недооценивать предсказуемость тупизны.. ладно.
Цитата: Himley1
Вобщем, иди спать, дедуля. И сливами больше не злоупотребляй. А то кроме жидкого го..на от тебя ничего не дождешься. Корчишь из себя компетентного интеллектуала, а на деле - обычный форумный серун.


Жизнь тебя научит ))) ТАкие как ты нах никому не нужны. Пока мамка с папкой кормит - ты херой ))) После посмотрим ))
Емира 2 минут назад Ка мерзко... Himley1 5 минут назад
Цитата: 3ara3a
малой. Ты дурак???
Ессно я все читаю и даже профиль поглядываю. Ну что ты несешь. Я это и называю влажными фантазиями.. Сам себе придумал, сам себе ответил.

Твои слова:
Цитата: 3ara3a
Даже не читаю сути всего наброшенного говна в теме ( я не читал)

Ты, маразматик, сам же себе противоречишь.


Цитата: 3ara3a
Ну какое я тебе дружище ))
Больше пафоса ))) Наглеешь )))

Какой уж тут пафос - дедушка Зараза снова обосрался.
Цитата: 3ara3a
Я уже представляю всю публику , которая на Дианеста наезжала )))
Лохи )))

Я уже представляю всю публику, которая Дианеста защищает - дебилы, которые регулярно гадят под себя.

Вобщем, иди спать, дедуля. И сливами больше не злоупотребляй. А то кроме жидкого го..на от тебя ничего не дождешься. Корчишь из себя компетентного интеллектуала, а на деле - обычный форумный серун.
3ara3a 11 минут назад
Цитата: Himley1
То есть ты не читая того, что я пишу, пытаешься давать мне оценку? Знаешь, влажные фантазии скорее всего одолевают именно тебя.

малой. Ты дурак???
Ессно я все читаю и даже профиль поглядываю. Ну что ты несешь. Я это и называю влажными фантазиями.. Сам себе придумал, сам себе ответил.


Цитата: Himley1
Ууу... Дружище, ты наверное съел слишком много слив - ты опять жидко обгадился.

Ну какое я тебе дружище ))
Больше пафоса ))) Наглеешь )))

Цитата: Himley1
У тебя тем более. А о глубине твоих суждений я уже говорил в начале этого поста. Дедушка, приходи в себя уже. А то твое поведение и твои речи выглядят слишком убого. Сплошной обсёр и ничего достойного ты пока из себя не выдавил.

Зато ты из себя выдавил все что смог))

Короче ясно..

Я уже представляю всю публику , которая на Дианеста наезжала )))
Лохи ))) НИ о чем.

Вчера вечером куда толковее собеседники были.
Himley1 16 минут назад
Цитата: 3ara3a
Мальчик. А ты мне по существу что выдал, кроме своих влажных фантазий???

Цитата: 3ara3a
Даже не читаю сути всего наброшенного говна в теме ( я не читал)

То есть ты не читая того, что я пишу, пытаешься давать мне оценку? Знаешь, влажные фантазии скорее всего одолевают именно тебя.
Цитата: 3ara3a
Ненужно мне твое уважение. Срал я на тебя( взаимность) с высокой колокольни

Ууу... Дружище, ты наверное съел слишком много слив - ты опять жидко обгадился.
Цитата: 3ara3a
1 - профи 2-справедливых 3- с чувством юмора.
У тебя сих качеств нет ))))

У тебя тем более. А о глубине твоих суждений я уже говорил в начале этого поста. Дедушка, приходи в себя уже. А то твое поведение и твои речи выглядят слишком убого. Сплошной обсёр и ничего достойного ты пока из себя не выдавил.
bizon707 17 минут назад 10 фото сделано минимум 13 лет назад 3ara3a 20 минут назад
Цитата: Himley1
Ну я понял, что ты хочешь много-много слив. Только куда тебе еще - и так что ни пост, то жидко обсираешься. По существу есть что сказать, дедуля?

Мальчик. А ты мне по существу что выдал, кроме своих влажных фантазий???
Цитата: Himley1
Прекрасно, только как это в принципе относится к сути твоего диалога(если это можно так назвать) со мной? Ну и очень интересно, как это сопоставляется с твоим колоссальным опытом работы с Байтом и ЕС, который вроде как в твоих мечтах должен вызывать у меня трепет и безграничное уважение?

Хочешь еще слив?

Ненужно мне твое уважение. Срал я на тебя( взаимность) с высокой колокольни. Я уважаю 1 - профи 2-справедливых 3- с чувством юмора.
У тебя сих качеств нет ))))

Цитата: Himley1
Himley1

Кстати мелкий - ты еще и наглый. Жизнь исправит ))


Цитата: Himley1
Хотя для твоего поколения характерна тяга к культу личности.

Цитата: Himley1
Твои поверхностные суждения мало кого волнуют.

Himley1 30 минут назад
Цитата: 3ara3a
Так что слив..

Цитата: 3ara3a
Ни о чем.. Слив.....

Цитата: 3ara3a
..Слив.....

Ну я понял, что ты хочешь много-много слив. Только куда тебе еще - и так что ни пост, то жидко обсираешься. По существу есть что сказать, дедуля?
Цитата: 3ara3a
Лента? HDD? SMB? NFS? iSCSI? . Прошлое.. Давно уже в кластерах FC + ESXi ))

Прекрасно, только как это в принципе относится к сути твоего диалога(если это можно так назвать) со мной? Ну и очень интересно, как это сопоставляется с твоим колоссальным опытом работы с Байтом и ЕС, который вроде как в твоих мечтах должен вызывать у меня трепет и безграничное уважение?

Хочешь еще слив?
Новости от партнеров
Сейчас на сайте
13 пользователей, 997 гостей