Действительно, жизнь, возникшая на Земле примерно 3,5 млрд лет назад, очень хрупка, и смерть — нормальная часть её истории. Из 4 млрд видов, которые существовали на планете, 99% исчезли. За последние 500 млн лет массовые вымирания случались пять раз — в эти периоды, причины которых до конца не поняты, пропадало более 75% наличных видов.' />

10 самых любопытных научно обоснованных способов покончить с человечеством

Судя по количеству коммерчески успешных фильмов о катаклизмах и катастрофах, поп-культура очарована идеей конца света. В ленте «28 дней спустя» Денни Бойла Великобританию и её окрестности опустошает вирус. В «Столкновении с бездной» и «Армагеддоне» Земле угрожает огромный метеорит. «Послезавтра» повествует о жутком скоропостижном изменении климата.
10 самых любопытных научно обоснованных способов покончить с человечеством

По крайней мере одно массовое вымирание отчасти произошло из-за того, что можно назвать концом света в голливудском стиле. Если большой астероид действительно врезался в Землю, он мог бы вызвать землетрясения и цунами по всей планете. Кроме того, в результате взрыва в атмосферу поднялось бы столько пыли, что солнце оказалось бы закрыто на несколько лет, и тогда растения погибли бы, а вместе с ними и те, кто ими питался. Считается, что 65 млн лет нечто подобное имело место после падения метеорита диаметром в 10 км в районе современной Мексики.

Моника Грейди, эксперт по метеоритам из Открытого университета (Великобритания), отмечает, что околоземные объекты диаметром более километра сталкиваются с Землёй раз в несколько сотен тысяч лет, а диаметром более шести километров — каждые сто миллионов лет.

Причиной глобальной катастрофы могут стать и другие маловероятные вещи (см. ниже), но намного более серьёзный риск представляет наша собственная деятельность. Наш вид обладает уникальной способностью изменять мир. И это может привести нас к гибели. Это, конечно же, антропогенное изменение климата, чрезмерное загрязнение, истощение природных ресурсов и ядерная война. Возня с генами и атомами тоже может обойтись слишком дорого. Нанотехнологии, синтетическая биология и генетическая модификация дают нам более качественную пищу, более безопасные медикаменты и т. п., но цена ошибки в этих отраслях уж очень высока.

Британский астроном Мартин Рис, бывший президент Королевского общества, предупреждал в книге «Наш последний век?» (2003), что шансы человеческой цивилизации на выживание после 2100 года не превышают 50%, учитывая лёгкий доступ к технологиям, имеющим глобальные последствия (биологический терроризм, вышедшие из-под контроля нанотехнологии).
Другое уязвимое звено — компьютеризация. С одной стороны, это лучший доступ к информации, новые способы торговли, связи, управления. С другой стороны, это вирусы. Квалифицированные террористы могут поставить под угрозу энергетические системы целых стран, не выходя из дома, а также украсть финансовые данные, нарушить поставку продовольствия. Подобный сбой в США может в считанные секунды повлиять на другие страны.

арадоксально, но факт: чем больше света мы проливаем на тайны Вселенной, тем выше риск самоуничтожения. Кроме того, тем сильнее мы осознаём свою хрупкость. Разве могли великие учёные и просветители Европы XVII–XVIII вв. представить себе, что научные открытия несут не только свет, но и угрозу? Да они понятия не имели ни о чёрных дырах, ни о ядерных бомбах, ни о повышении уровня моря из-за антропогенного потепления.

Так что если вы хотите по-настоящему испугаться, забудьте о Голливуде и узрите нижеследующее. Итак, десять самых изысканных способов гибели человечества (иногда — вместе с Землёй), открытых наукой за последнее время.

1. Многие из нас ежедневно потребляют кофеин и никотин, а также прочие вещества, которые поднимают настроение, улучшают внимание, повышают активность. Когда наступит такой момент, когда мы уже не сможем без них жить? Может, это и не приведёт к одномоментной катастрофе, но заставит человечество постепенно испариться.

2. Если Земля существует в области пространства под названием ложный вакуум, она (эта область) может в любой момент перейти в более низкое энергетическое состояние. Волна энергии накроет нас со скоростью света и разорвёт на атомы.

3. Вообще говоря, в квантовой механике множество пугающих вещей. Например, существует гипотеза о «страпельках» — объектах, способных превратить в свою копию любую частицу. В течение нескольких часов вся Земля может стать бесформенной массой безликих «странных капель».

4. Законы физики допускают окончание времени. В 2007 году испанские учёные предложили альтернативное объяснение таинственной тёмной энергии, которая составляет 75% массы Вселенной и действует как своего рода антигравитация, отталкивая галактики друг от друга. По их мнению, мы наблюдаем эффект замедления времени по мере того, как оно «вытекает» из Вселенной.

5. Геологи опасаются, что извержение вулкана Ла-Пальма на Канарских островах способно выстрелить в Атлантический океан кусок породы, в два раза превышающий по объёму остров Мэн. В результате возникнет волна километровой высоты, которая будет двигаться со скоростью реактивного самолёта. Половина крупнейших городов мира окажется под водой за считанные минуты.

6. Полюса Земли время от времени меняются местами. В такой переходный период магнитное поле планеты, защищающее нас от вредного излучения, ослабляется или вовсе пропадает. Последний раз такое было почти 780 тыс. лет назад.

7. Умирая, сверхмассивная звезда выстреливает два пучка высокоэнергетического гамма-излучения. Оно способно разорвать атмосферу и уничтожить озоновый слой у планеты, попавшейся под руку.

8. Чёрная дыра может разорвать Землю на атомы своей силой тяжести. Она способна потянуть нас к себе, находясь за миллиарды километров от Солнечной системы, и оторвать планету от светила — источника жизни.

9. Инвазивные виды растений, животных и микроорганизмов способны уничтожить экосистему, не имеющую против них защиты. Они уже стали большой проблемой для мирового сельского хозяйства.

10. Однажды биологические и технологические нововведения доведут людей до такого уровня, когда они уже не будут похожи на нас, их предков. «Постлюди» будут наполовину компьютерами или даже полностью существовать только в виде цифровой информации, передающейся по сверхбыстрым сетям и живущей, казалось бы, вечно после распада физического тела. Потом система даст сбой. Практически все религии говорят о том, что в конце концов планета будет очищена от греха и разврата в результате «божественного» вмешательства, и её заселит раса высоконравственных людей, которая начнёт всё сначала. Почему бы и нет?

И не забывайте о том, что средняя продолжительность существования вида млекопитающих составляет 2,2 млн лет. Homo sapiens появился на свет всего 200 тыс. лет назад, а род Homo — около 1,8 млн. Мы обязательно вымрем, это закон биологии. Сложится ли из наших далёких потомков иной вид?
21 ноября 2011