РЕКЛАМА

Взрыв на футлярном

Взрыв на футлярномОт високосного года, каким был 1972-й, добра ждать не приходилось. Хоть и не принято было в эпоху материализма верить в приметы... Был обычный вечер ранней весны, 10 марта. Сумерки, вечерний морозец. Улицы Минска уже практически опустели, а на предприятиях, работавших в две смены, в 19.30 заканчивался обеденный перерыв. Казалось, ничто не предвещало большой беды...
Но она случилась! Лишь через день о ней скупо напишут в официальных газетах (кстати, это единственная информация о трагедии, которую корреспонденту "7 дней" удалось найти в подшивках СМИ тех лет).
От Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза и Совета Министров СССР
ЦК КПСС и Совет Министров СССР в связи с аварией, происшедшей 10 марта сего года в цехе футляров Минского радиозавода, повлекшей за собой человеческие жертвы, выражают глубокое соболезнование и сочувствие коллективу предприятия, семьям и родственникам погибших и пострадавших рабочих и служащих.
Правительство СССР и республиканские органы принимают меры по оказанию помощи пострадавшим и ликвидации последствий аварии.
Центральный Комитет КПСС
Совет Министров СССР
В Центральном Комитете КПСС и Совете Министров СССР
Центральный Комитет Коммунистической партии Советского Союза и Совет Министров СССР для выяснения причин и ликвидации последствий аварии в цехе футляров Минского радиозавода образовали правительственную комиссию во главе с кандидатом в члены Политбюро, секретарем ЦК КПСС тов. Устиновым Д.Ф.
Это все, что попало в официальную хронику, -- говорить более подробно о негативных явлениях в те годы считалось дурным тоном.
Мы же попытаемся восстановить по крупицам картину того трагического вечера -- 10 марта 1972 года.
ЧТО СЛУЧИЛОСЬ?
-- Работали мы тогда во вторую смену, исправляли брак, заключавшийся в ликвидации пятнышек на полированных футлярах телевизиров. Только-только закончился обеденный перерыв. Оплата -- сдельная, один футляр -- 15 копеек, -- рассказывает одна из бывших работниц завода. Вдруг -- по стене цеха пробежал огромный шар, похожий на солнце...
Очнулась я уже на носилках, на тротуаре. Нога перебита, один глаз не видит, вся черная... Вокруг -- крики, сирены, военные какие-то суетятся... Перенесла четыре операции. До сих пор инвалид. Вспоминать об этом больше не могу... Не пишите мою фамилию, ладно?..
...Если верить пожарным, то первый сигнал о ЧП на центральный пульт города поступил в 19.34. Первые машины СВПЧ-5 и расчеты под командованием начальника караула этой части Анатолия Балябина появились на месте трагедии через считаные минуты. Здание цеха выглядело словно после бомбежки -- одни развалины, которые, к тому же, продолжали гореть. Из-под железобетонных плит сочился густой ядовитый дым, откуда-то слышались возгласы "Помогите!", превращавшиеся порой в единый нескончаемый вопль; вокруг носились белые от пыли люди. Пожарные незамедлительно приступили к тушению огня и спасению пострадавших.
Так что же случилось в цехе футляров? Ведь производство было сугубо мирным и никаких взрывчатых веществ здесь не изготовляли. Познакомившись с некоторыми выводами следствия по этому делу (неофициальным порядком, т.к. оно до сих пор считается "закрытым" и хранится в архиве в Москве), удалось выяснить следующее.
ПОЧЕМУ?
Здание цеха, в котором производили полированные корпуса для телевизоров "Горизонт" (в те времена их называли футлярами), было изначально спроектировано под текстильное производство. Соответственно была выполнена и система вентиляции. Корпуса телевизоров делались из ДСП. Для придания эстетического вида их необходимо было шлифовать. Вначале проводили грубую шлифовку при помощи специальных машин, после -- мелкой наждачной бумагой. Разумеется, при этом образовывалось очень много мелкодисперсной пыли, которую должна была выносить из помещения цеха вентиляционная система.
"Должна" -- не значит "выносила". Как впоследствии рассказали экспертам оставшиеся в живых рабочие, в вентиляционных коробах и в подвале цеха футляров отложения этой пыли составляли до 5 сантиметров! Уборка ее проводилась крайне нерегулярно (по некоторым сведениям, и вовсе не проводилась). Специалисты хорошо знают, что такое мелкодисперсная пыль: взрывается она ничуть не хуже пороха. Чем мельче частички, тем больше энергия взрыва. Поэтому уже за несколько лет до трагедии рабочие цеха футляров из-за безалаберности своего руководства сидели буквально на пороховой бочке. Да и лакировочное производство, находившееся здесь же, также сложно было назвать безопасным: лак на корпуса телевизоров наносили наливным методом -- т.е. лили под наклоном тонким слоем. А готовили его на легковоспламеняющихся летучих компонентах. Причем, заявляли позже некоторые рабочие, принудительная вентиляция (вытяжка) на этом участке со своей задачей также справлялась далеко не идеально.
Конечно, ни пыль, ни лак сами по себе вспыхнуть не могли. Однако для этого достаточно лишь самой малости -- случайной искры, непотушенного окурка... Что именно стало той искрой, из которой возгорелось пламя небывалой для мирного Минска трагедии, -- так и осталось до конца не выясненным.
КАК ИХ СПАСАЛИ
По свидетельствам прибывших тогда, 30 лет назад, на место происшествия пожарных, горело на развалинах немного -- деревянные конструкции, рулоны бумаги, вентиляционные короба. С огнем справились довольно быстро. И начали спасать людей -- именно эта работа оказалась самой трудной.
В те времена не было еще ни специальной спасательной техники, ни, тем более, теперешних подразделений МЧС. Спасателям пришлось обходиться тем, что оказалось под рукой. До прибытия машин "скорой помощи" в их распоряжении не было даже носилок -- пострадавших при взрыве выносили к проезжей части на щитах! Пожарные останавливали проезжавшие мимо машины и уговаривали водителей отвезти людей в больницу. Для этой цели использовались также маршрутные автобусы и троллейбусы, в том числе грузовые.
Многим пострадавшим, тогда еще живым, спасатели ничем не могли помочь -- железобетонными плитами кому-то придавило ноги, кому-то руки... Поднять эти плиты без специальной техники было невозможно, и люди умирали прямо на глазах у пожарных.
В срочном порядке подогнали несколько маломощных автокранов. Они с трудом, едва не переворачиваясь, поднимали бетонные плиты. Одну девушку пожарным едва удалось выхватить из-под обломков, как плита сорвалась с крана и упала на прежнее место.
А на улице был мороз, который отнюдь не прибавлял раненым шансов на выживание... Все совершалось, по давней традиции, исключительно на героизме и самоотверженности. Пострадавших (тех, кого не смогли незамедлительно отправить в больницы) временно размещали в теплых помещениях, находящихся поблизости.
Через час после начала спасательных работ на место происшествия прибыли тогдашние руководители города и лично Первый секретарь ЦК КПБ Петр Машеров. Вокруг развалин цеха было выставлено оцепление из числа военнослужащих и курсантов школы милиции. Примерно к утру из Москвы прилетел глава правительственной комиссии по расследованию причин случившегося Дмитрий Устинов, который лично взял на себя руководство операцией.
Спасательные работы продолжались трое суток. На вторые из них в подвалах разрушенного цеха удалось найти нескольких живых людей. На третьи сутки -- только одного: из-под развалин извлекли мужчину. Он был закоченевшим, но живым.
Это был последний спасенный.
КАК ИХ ХОРОНИЛИ
Возглавлявший работы на месте аварии секретарь ЦК КПСС Дмитрий Устинов лично поблагодарил спасателей -- пожарных, военнослужащих и милиционеров -- за их самоотверженность и героизм. О правительственных наградах речь, естественно, даже не шла: слишком велика была беда. Однако прозвучало одно жесткое и конкретное требование: о числе погибших -- не распространяться.
Теперь уже достоверно известно, что при аварии в цехе футляров Минского радиозавода погибли (включая умерших впоследствии в больницах) более 120 человек. Хоронили их всех за счет государства.
Как утверждают родственники погибших, власти для достойных похорон не пожалели ничего -- деньги были выделены и на гробы, и на венки, и на поминки. Похороны в середине марта 1972 года прошли на всех кладбищах Минска. Только на Московском нашли свой последний приют более 30 бывших работников цеха. Многим семьям погибших и пострадавших были выделены новые квартиры, несколько лет в эпоху тотального дефицита их снабжали продуктовыми заказами.
Но людей этим, увы, не вернешь. А потому возникает резонный вопрос...
КТО ЗА ЭТО ОТВЕТИЛ?
Как рассказывают рабочие, примерно через десять дней после трагедии в заводском клубе их собрал для беседы директор. Он утверждал, что им еще предстоит работать вместе, что цех восстановят. А через несколько дней директора арестовали, и о его судьбе больше ничего не известно (напомним, что даже теперь, спустя 30 лет, дело по расследованию причин трагедии остается "закрытым" для прессы). Арестовали и судили также главного инженера.
Стало известно, что еще задолго до аварии на футлярном ныне уже покойный начальник отдела Государственного пожарного надзора Управления пожарной охраны Минска Леонид Липницкий неоднократно писал вышестоящему руководству, о том, что система вентиляции, благодаря которой мелкодисперсная пыль скапливается в подвале промышленного сооружения, может привести к катастрофе с весьма серьезными последствиями. Тогда директор одного ленинградского НИИ, разрабатывавшего проект, заявил, что все здание цеха "полностью соответствует строительным нормам и правилам (СНИП)". На донесения минского пожарного обратили должное внимание лишь тогда, когда "гром грянул": директора НИИ вызвали на Секретариат ЦК КПСС и исключили из партии.
...Многие из тогдашних участников трагических событий -- рабочих футлярного цеха -- еще живы, коротают свой век на пенсии. Каждый год 10 марта они вспоминают погибших товарищей, навещают их могилы, где и теперь можно часто встретить живые цветы. Вспоминают их и работники завода "Альмагор", что находится теперь на месте бывшего футлярного.

Автор: Владимир ВЕТРОВ
0
6256
10 марта 2012
Смотрите также:
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
Пятница, 28 Января
USD 2.6293
EUR 2.9482
RUB 0.0333
Basalt1 34 минут назад а я кусок дебила как работал на МТЗ 16 лет так и работаю... Romacheka 47 минут назад 47912,
Я удалил. А то вдруг он был бы против.
47912 50 минут назад Жопа( 47912 62 минут назад
Цитата: Romacheka
,Гусь на МАЗе или на МТЗ как то полдня проработал и был уволен с записью в трудовую.

Зайчыг)))
Не, я вместо отпуска пошел в другую контору попробовать как у них. Непонравилось.
Kee-Real 65 минут назад
Цитата: Mab
Издевательства, даже если они реально имели место это не оправдание в массовом убийстве.

Ясно-понятно, что он этим оправдываться не собирается, но в армии унижения это лютый пиздец. Можно до ручки довести всего за месяц-два и каждый день будет хуже предыдущего. И от осознания, что впереди ещё 6 раз по столько же начинает закрываться забрало.
Цитата: Mab
Нужно проводить тщательное расследование. Если офицеры знали об издевательствах и никак на это не реагировали, то для них не менее 20 лет колонии надо давать.

Всё это происходит не на глазах у офицеров. Они могли догадываться, ибо видят же отношения между пацанами, но не пойман - не вор. Да и что они могли сделать? Перевод в другой дивизион или роту в этой же части проблему вряд ли бы решил, т.к. поинтересовались бы "а чё его к нам перевели от вас?" "а, так он лошара потому что, его все хуесосили постоянно, а он по ходу сдал нас". И у пацана начался бы новый ад, ещё хлеще предыдущего
Romacheka 68 минут назад 47912,
Гусь на МАЗе или на МТЗ как то полдня проработал и был уволен с записью в трудовую.
vader 70 минут назад Настоящий карлсберг "нулёвка" с завода - очень даже хорош - реально похож на пиво. Тот же туборг нулёвка совсем неприятный, хотя, если говорить об алковерсиях, то туборг классик уделывает карслберг. Опять же - о вкусхах не спорят. Не удивлюсь, что сейчас налепят комменты а ля "Туборг моча"))) 47912 75 минут назад У меня минимум недели три было
Новости от партнеров
Сейчас на сайте
12 пользователей, 662 гостя