Семь самых неожиданных мест, где наука обнаружила жизнь

Жизнь – весь смысл существования вселенной. Без живых существ весь этот огромный небесный механизм был бы просто будильником на кладбище. И нашей планете, похоже, выпало отдуваться за всё мироздание – судя по тому, как густо она заселена. А учёные не перестают удивляться, обнаруживая жизнь в самых, казалось бы, абсурдных местах. Таких, как:

1. Озеро кипящего асфальта

Семь самых неожиданных мест, где наука обнаружила жизнь

Озеро Пич-Лейк (переводится как «битумное озеро»; прим. mixednews), что находится на карибском острове Тринид, похоже, задумывалось как филиал преисподней. Только представьте: котёл с поверхностью в 40 гектар и глубиной 75 метров, в котором постоянно кипит, булькает и испускает углеводородные пары смолистая жижа. Снизу варево подпитывается нефтью.
Казалось бы – какая уж тут может быть жизнь? Ан нет! Оказывается, в асфальтовом озере живут, размножаются и чувствуют себя превосходно десять миллионов живых организмов. Десять миллионов на каждый грамм озера.

2. Скованные льдом и временем

Семь самых неожиданных мест, где наука обнаружила жизнь

Озеро Унтер-Зе , что в Антарктике, находится в замороженном состоянии, по меньшей мере, сто тысяч лет. Пополняется оно исключительно за счёт воды тающих ледников, и теряет воду, только путём сублимации (т.е. перехода из твёрдой фазы в парообразную, минуя жидкую; прим. mixednews) льда в атмосферу. Среда в озере настолько щелочная, что, по водородному показателю, сравнима с обычным отбеливателем для белья.
Это настолько абсурдное место, чтобы пытаться найти там привычные для нас формы жизни, что на изучение озера снарядили группу NASA в компании с командой SETI (Search for Extraterrestrial Intelligence – Поиск внеземных цивилизаций; прим. mixedmews). Интерес NASA объясняется тем, что наличие жизни в озере Унтер-Зе косвенно доказывает существование жизни на Энцеладе, замороженном спутнике Сатурна.

3. Под давлением, превышающем атмосферное в 400 тысяч раз

Семь самых неожиданных мест, где наука обнаружила жизнь

Японские учёные доказали, жизнь может приспособиться к условиям гипергравитации – среде, в которой сила тяжести превышает земную более чем в 400 раз. Они поместили колонии бактерий в ультрацентрифугу и стали раскручивать с ускорением в 3,9 миллионов метров в секунду в квадрате. Форма жизни, которую они тестировали, не просто выжила. Она продолжила расти.
Чем форма жизни проще, тем легче она адаптируется. Среда, убийственная для высокоорганизованных существ, оказывается вполне подходящим местом для обитания и размножения простейших и примитивнейших. Чем, по всей вероятности, объясняется неизменно высокий рейтинг фатальных для нормального человеческого мозга реалити-шоу.
Кроме того, раз уж бактерия Saccharomyces cerevisiae выжила в условиях повышенной гравитации, это означает, что после столкновения Земли с метеоритом жизнь на нашей планете продолжится – хоть и без нас с вами. И, что не менее важно – после открытия японских учёных список потенциально обитаемых планет значительно расширился. Не исключено, что бактерии могут найтись даже на так называемых «коричневых карликах» гравитация которых превышает земную в 100 раз.

4. Облучённый разреженный воздух

Семь самых неожиданных мест, где наука обнаружила жизнь

Три вида бактерий – экстремалов обнаружены в верхних слоях земной атмосферы. Индийские учёные уже несколько лет изучают стратосферу при помощи специальных газовых баллонов, парящих на высоте 12-14 тысяч метров. С помощью этих штуковин и удалось обнаружить ни на что не похожие живые организмы. Этим существам разряженного воздуха более чем достаточно, а убийственное для всего живого ультрафиолетовое излучение они переносят без всяких проблем.
Это плохая новость для тех, кто верит в стерилизацию ультрафиолетом как универсальную защиту от любой заразы. И хорошая – для сторонников гипотезы под названием «панспермия» – согласно которой жизнь на Земле появилась в результате переноса «зародышей жизни» с других планет. Действительно, выносливость обитателей стратосферы говорит о том, что эти микроорганизмы вполне могли прилететь из космоса на каком-нибудь астероиде.

5. Титаник

Семь самых неожиданных мест, где наука обнаружила жизнь

Просто поразительно, с каким неисчерпаемым энтузиазмом бактерии стремятся освоить новые среды. Взять, к примеру, бактерию Halomonas titanicae. У этого создания одно-единственное предназначение – поедание Титаника. И это при том, что, как вы понимаете, морское дно не усеяно Титаниками. А значит, как только эти 50 тысяч тонн металлолома оказались на дне, природа начала работать над выведением вида, которому оно придётся по вкусу.

6. Скалистый грунт

Семь самых неожиданных мест, где наука обнаружила жизнь

Колония бактерий-экстремофилов обосновалась на дне золотодобывающей шахты в Южной Африке и живёт себе припеваючи в полной темноте, на глубине двух с половиной километров. Эта форма жизни отрезана от солнечного света, который прежде считался «источником всего живого», уже много миллионов лет. Выяснилось, что бактерии черпают нужную для роста и размножения энергию из водорода, которого в окружающей их горной породе предостаточно.
Как и полагается обитателям глубокой тьмы, они не очень шустрые, и размножаются довольно медленно. В то время как другие бактерии успевают удвоиться каждый час, этим для того же самого требуется 300 лет.

7. Чернобыльский реактор

Семь самых неожиданных мест, где наука обнаружила жизнь

В очередной раз потрясающая способность жизни приспосабливаться к самым экстремальным условиям была доказана, когда люди послали робота в самое сердце чернобыльского реактора. Робот обнаружил живую чёрную субстанцию с внутри саркофага над 4-м разрушенным блоком. Эти микроскопические грибы обходятся без фотосинтеза и умудряются использовать ядерную радиацию как источник энергии – вместо солнца.
1981