Белорусский священник: государство нам зарплату не платит...
— Владыка, для Вас, конечно, не секрет, что в последнее время общество уделяет православной церкви какое-то повышенное, я бы сказал, болезненно повышенное внимание. В печатных и электроных СМИ обсуждают стоимость часов Святейшего, сверхдоходы священников, их дорогие иномарки и, извините, излишнюю тучность служителей церкви… В общем, некоторым кажется, что в церковном мире все направлено на наживу, на обогащение, а все церковные таинства — это всего лишь способ заработать на суеверии. Надо же этому что-то противопоставлять…
— В XXI веке требовать от священника, чтобы он шел к людям исключительно пешком, слишком уж наивно. Помимо службы в церкви, батюшке надо и больного навестить, исповедовать, причастить (а бывает, счет идет на минуты), и умершего отпеть, и жилье освятить. Нередко за десятки километров ехать приходится. Не на лошади же скакать, как бы этого кому-то ни хотелось. Поэтому машина для священника — это просто рабочий инструмент. Да и какие машины… Иная с виду и красавица, а загляни под капот…
Архиерей напомнил: государство священнослужителям зарплаты не платит.
— Люди несут в храм свою лепту, — говорит он. — Подали записочку, приобрели иконочку, свечу, дали пожертвование по возможности. Какая-то малая часть от этого идет на зарплату священника. Так же, как и на любом предприятии. В основном пожертвования направляются на украшение и содержание храмов. Вы посмотрите на наш кафедральный Петропавловский собор, представьте какие заботы у отца Иоанна, чтобы все это восстановить. Сегодня, я думаю, каждый человек знает, что значит провести ремонт в квартире. А такое строение, как собор, как другие наши храмы? Огромные деньги туда надо вкладывать. Ведь мы не просим денег у государства. Мы просим, чтобы государство помогало нам морально.
— Не мешало…
— Да, вы правильно подсказали, я не хотел этого слова произносить. И церковь сегодня не требует, чтобы кто-то, приходя в храм, вносил большие пожертвования. Это при том, что любая секта или протестантская церковь требует десятину! Православная церковь так вопрос не ставит. Есть возможность — жертвуй, вноси свою лепту. И тут же посмотри, на какое дело пошла твоя копеечка — на украшение храма, на ремонт, еще на какое-нибудь благое дело. И еще о личных доходах. Семья у священника, как правило, многочисленная, детей рождается, сколько Бог посылает. Их надо растить, одевать, учить… Те же проблемы, что и у любого мирянина. Не может и не должен священник, вознося молитвы у престола, думать о том, чем ему сегодня детей накормить…
Выглядеть священник всегда должен опрятно, чисто, красиво, чтобы, извините, от него дурно не пахло. И общение с таким человеком идет тогда несложно, а ровно, душевно, словно ручей бежит. Когда вы подходите к священнику, у которого заляпана ряса, разорваны рукава, сам он засаленный весь, что вы подумаете? В какой помойке батюшка рылся? И как этот священник станет к престолу, где таинственно и незримо пребывает сам Господь? Это нонсенс! Священник должен быть и в духовной жизни, и в быту образцом для других. Не может человек, духовно окормляющий других людей, выглядеть, как бомж.
Высказался Владыка и по поводу лишнего веса священников.
— Завтраков у священника не бывает — литургия служится строго натощак. Перед службой, после 24 часов, ни есть, ни пить категорически нельзя, даже лекарства. Литургия длится два-три часа, сразу после нее начинаются храмовые требы — венчания, молебны, отпевания, панихиды, крестины. Как вы думаете, после шести- или семичасового служебного дня, без еды и питья, на ногах, при колоссальной эмоционально-психологической нагрузке, какой будет аппетит? Если нет вечерней службы, священник сразу после обеда и до вечера отправляется на требы — причащение и соборование больных на дому или в больнице, освящение квартир, похороны с поездкой на кладбище. Многие посещают дома престарелых, колонии, безнадежных больных и так далее. Дел у священника всегда много. Ужинать приходится поздно ночью… И посты мы исполняем все. А постом гораздо больше, чем обычно, хлеба съешь. Вот тебе и еще калории лишние.
И еще. Скажите, вы видели много худых оперных певцов? Уверен, ни одного. Так вот, живот — это еще и от голосовых нагрузок, которые ничуть не меньше, чем у профессиональных певцов. Это связано с физиологическими изменениями в организме.
— Знаете, какие профессиональные заболевания у духовенства? Сахарный диабет и желудочные заболевания — от неправильного питания и постоянных стрессов, варикозное расширение вен — от постоянных нагрузок на ноги, сердечно-сосудистые заболевания, гипертония — от эмоциональных нагрузок, — заключил Владыка Стефан.