Противники Лукашенко ушли в глухой троллинг
"Умеренные" и "радикалы", спорадически продолжая перестреливаться, расползаются по двум недружелюбным лагерям.
Похоже, это всерьез и надолго. Вплоть до двух колонн на выборах-2015. Что означает: Александр Лукашенко выигрывает одной левой. "Разделяй и властвуй" — классика жанра.
Не вынесла душа поэта
Владимир Некляев, лидер кампании "Говори правду", которой бойкотное крыло намертво приклеило ярлык коллаборационистов, с тяжелым сердцем вынес сор из избы: "На недавней конфиденциальной встрече с лидерами оппозиции я сказал все, что счел необходимым сказать. Казалось, все всё поняли. Но, оказалось, только во время встречи".
В итоге Некляев, один из соперников Лукашенко в 2010 году, заявил, что претендовать на роль единого кандидата в 2015-м не собирается. Успокойтесь, мол.
Но этот горделивый жест отнюдь не гарантирует от продолжения мышиной возни. Поэтическое сердце Некляева вполне успокоится писанием стихов, а что делать иным лидерам политического андеграунда, у которых не клеится ни с рифмами, ни с логарифмами?
Остается жесточайшая борьба в виртуальном мирке. Омрон купить с доставкой по Москве
Оппозиция мигрирует в Сеть
О виртуальном мирке сказано не ради красного словца. Виртуализацию независимой политики констатируют эксперты Белорусского института стратегических исследований, презентовавшие первый выпуск "Политического медиабарометра".
Согласно их выводам, слабая в реале оппозиция мигрирует в Сеть, что может лишь увеличить разрыв между гражданами и политическими субъектами. При этом присутствие последних в Байнете слабо коррелируется с их практической деятельностью.
"Политические силы обращаются к узкому кругу своей регулярной аудитории по вопросам, интересным для экспертов, а не напрямую к избирателям по важным для них вопросам", — делают вывод аналитики. По их подсчетам, только в 3% выступлений затрагивается экономическая тематика.
И наконец, "независимые политики часто определяют себя внешними наблюдателями, блогерами, экспертами или комментаторами, а не политиками или представителями политических сил", отмечается в "Политическом медиабарометре".
Одна из причин, вытесняющих оппозиционных лидеров в Сеть, — это "аномальная политическая среда", отметил в комментарии для Naviny.by председатель Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько. И с ним трудно не согласиться.
Внутривидовая борьба
С одной стороны, это даже неплохо, что титульная оппозиция стала меньше плакаться насчет недопуска к госСМИ и пошла в почти свободный Байнет. Тот же Лебедько не расстается с планшетником, лихо молотит посты на сайтах и в "Фейсбуке". Стали блогерами лидер Партии БНФ Алексей Янукевич, сопредседатель христианских демократов Виталий Рымашевский, десятки, если не сотни активистов партий и движений.
С другой стороны, на что уходит порох? Изрядная доля оппозиционного контента просится под определение политического троллинга (на форумах это называется более грубо, но метко — "с..ч"). Причем главные мишени — не власти предержащие, а "неверные" в оппозиционной же среде.
У ряда авторов доминирует отнюдь не проповедь христианских добродетелей, а сведение счетов, поиск врагов. В отдельных произведениях рисуется поистине манихейская картина: вот силы добра (бойкотисты) и вот силы зла, прислужники дьявола (да-да, открытым текстом, с опорой на цитаты из "Библии"). Хотя речь идет всего лишь о двух тактиках в ходе отдельной политической кампании.
Разбор полетов нужен. Но одно дело, если бы говорилось: ваша тактика бездарна с политтехнологической точки зрения потому-то и потому-то (а в адрес "доконечников", изначально не собиравшихся или скользко отказавшихся сниматься с выборов, по этому поводу действительно есть что сказать). Однако выносится приговор: вы предатели, иуды и агенты! О какой консолидации и единой стратегии после этого можно вести речь?
"Сексот!" — "От сексота слышу!"
Позиция бойкотистов (никаких игр с режимом!) несомненно эффектнее, им проще рядиться в тогу моралистов, изрекать максимы. Но так ли очевиден и бесспорен нравственный водораздел? Если во властных кабинетах не дураки (а дураки 18 лет не продержались бы), то они, по логике, насыщали и будут насыщать агентами оба лагеря, потому что тогда распря сильнее.
К тому же неумные, крикливые радикалы — хорошая страшилка для обывателя и номенклатуры, чтобы держалась за предводителя до последнего.
К слову, опыт падения коммунистических режимов показывает, что когда процесс пошел, то и сексоты вынуждены идти в тренде революции/трансформации. А последующая люстрация нередко приносит много "открытий чудных". Вспомните пословицу о том, кто громче всех кричит "держи вора!".
В конце концов, любое наклеивание ярлыков такого рода нарушает презумпцию невиновности. Архивы КГБ откроются, похоже, не скоро, и потому лучше укротить эмоции, не отравлять среду контрэлиты ядом тотальной подозрительности, а энергию направить на полезные дела.
Между тем отдельные лидеры политического андеграунда демонстрируют такой уровень непримиримости к инакомыслию, такую патологию в поиске врагов (в том числе и среди аналитиков, СМИ, если их трактовки против шерсти), что, сравнивая с правящей верхушкой, многие соотечественники наверняка приходят к выводу: хрен редьки не слаще.
Так что еще и по этой причине (вдобавок к тому, что против лома нет приема и вообще мы живем в королевстве кривых зеркал) не стоит удивляться мизерным рейтингам оппозиционных партий и лидеров.
И теперь вопрос: кто пойдет на следующую Площадь за склочными персонажами, специалистами по бурям в стакане воды?
Когда туговато с мессеждем
Политолог Валерий Карбалевич не видит никаких объективных оснований "превращать тактические разногласия в идеологические, ценностные баталии". Если кто-то это целенаправленно делает, то, скорее всего, имеются скрытые мотивы и неафишируемые цели. "Навешивая ярлыки на других, хотят получить какие-то дивиденды для себя", — сказал аналитик в интервью для Naviny.by.
Действительно, де-факто целью виртуальных войн является лишь более выгодное позиционирование себя, своей группировки внутри титульной оппозиции. Народ, страна, будущее, мораль, "Библия" (нужное вписать) — нередко лишь красивые словесные декорации.
Есть и еще одна причина ухода в глухой троллинг: у политиков туговато с выразительным, понятным посланием электорату. Мало получить трибуну (а интернет теперь элементарно решает вопрос), "нужно еще знать, что сказать, иметь что сказать", отметил в комментарии для Naviny.by медиаэксперт Павлюк Быковский.
Когда с идеями для широких слоев напряженка, энергия, пафос и креатив переключаются на внутривидовую борьбу. "К общественному мнению, настроениям масс лидеры оппозиции давно не прислушиваются", а междоусобные свары отнюдь их не красят, говорит Валерий Карбалевич.
Можете виртуалить до посинения!
Между тем время до выборов-2015 пролетит мигом. Лукашенко, будьте покойны, уже о них думает. А раздрай в "пятой колонне" способен лишь тешить бессменного президента, не рвущегося на пенсию.
Впрочем, стабильность режима, заточенного под одну персону, может пошатнуться в любой момент. В час "Ч" ослабленная не только репрессиями, но и междоусобными войнами оппозиция рискует элементарно остаться не у дел. Таскающим друг друга за чубы политическим виртуалам предоставят возможность виртуалить и дальше. Хоть до посинения.
Автор этих строк — не любитель грубых выражений, но в этом случае хочется, отбросив политкорректность, посоветовать вождям оппозиции шершавым языком форума: ребята, если не хотите окончательно похоронить себя политически, прекращайте "с..ч"!