РЕКЛАМА

Чему учат в школах Беларуси?

Хочешь узнать, в какой стране живешь – загляни в школьный учебник. Например, задачки для третьеклашек по математике - просто кладезь полезной информации.
Чему учат в школах Беларуси?

Сегодня «третьеклашки» решают задачи про яйценоскость кур, надои и урожайность картофеля. Причем такого количества сельскохозяйственных задач даже Лукашенко не ставит на селекторных совещаниях! Когда мой сын-третьеклассник в очередной раз принес на проверку задачу про посадку сельскохозяйственных культур, я не выдержала и внимательно изучила его учебник. Оказалось, более красноречивого свидетельства о нашей жизни сложно и представить.

Колхознику на заметку

Неизвестно, вырастут ли, обучаясь по данному учебнику, великие математики, но то, что у этих малышей впереди большое аграрное будущее — несомненно. Тут тебе и расчеты по массе кур, индюков и гусей, и вычисление урожайности кукурузы и картофеля, и подсчеты единиц сельскохозяйственной техники, и даже определение количества шерсти, которое можно состричь с модного нынче агроживотного – овцы. Картофель наши дети считают мешками, а молоко бидонами.

Математические задачи – просто кладезь полезной информации. Итак, уже с третьего класса малыши знают, что:

— «одна курица съедает каждый месяц 2 кг зерна, один гусь – 4 кг»,

— «три курицы за 3 дня снесут 3 яйца»,

— «доильным аппаратом доярка за 1 ч может подоить 10 коров»,

— «из 25 л молока получается 1 кг масла»,

— «с овцы можно настричь по 3-4, а иногда даже 5 кг шерсти»,

— «на 3 дня 6 овечкам надо 36 кг сена»,

— «курица легче поросенка в 6 раз»,

— «с опытного участка картофеля можно собрать в 8 раз больше, чем посадили»,

—« с одного дерева можно снять по 18 кг вишен».

Листая учебник, понимаешь, чем на самом деле должны заниматься нормальные дети в свободное от учебы время. Компьютеры и приставки меркнут по сравнению с осмысленным детским трудом на полях, в садах и огородах:

— «На поле работало 50 учеников, на огороде – в 5 раз меньше, чем на поле, а в саду – в 5 раз меньше, чем в огороде…»

— «Две девочки и мальчик пропололи 19 рядов капусты…»,

— «В школьном саду ученики собрали 90 кг яблок и 42 кг груш…».

Неизвестно, правда, поймут ли современные городские школьники, выросшие в каменных джунглях, проблемы сельского быта, но наверняка им будет интересно узнать, что:

- «отец и сын режут на дрова двухметровые поленья, отпиливая куски за 2 минуты…», «дядя Артем за 2 часа проехал на лошади 18 км», а «дорогу до школы ученик проходит за 40 минут».

Ну, а чтобы расширить кругозор третьеклассников, им предлагается познакомиться с жизнью африканских аграрников, решив задачу про то, как: «Три слона носили бревна. Первый слон принес 31 бревно, второй 25 брёвен...».

Справедливости ради заметим, что встречаются в учебнике (пусть и не так часто) задачки о представителях рабочих профессий. Например, можно узнать, что «одна ткачиха обслуживает 17 станков», а «токарь изготовил 100 деталей».

Удивительно, но нашлась даже задачка про интеллигенцию. В условии сказано: «В домашней библиотеке 87 книг: 27 – для взрослых, 20 — для школьников, а остальные – для дошкольников». Спрашивается: «Сколько книг для дошкольников?». Согласитесь, приятно осознавать, что для нашей интеллигентной читающей нации (целых 27 книг для взрослых!) самое важное – это дети: именно они сформировали основную часть семейной библиотеки.

«Самая лучшая страна в мире»

Читая задачи, начинаешь понимать, что живешь в самой лучшей стране мира. Здесь малышей в детских садах ежедневно кормят мандаринами: «В детский сад привезли мандарины. После того, как в течение пяти дней расходовали по 9 кг мандаринов в день, осталось 18 кг…» (еще на целых 10 дней!). А электротовары не залеживаются на полках магазинов: «В магазин привезли телевизоры. В конце дня их осталось 28 штук, а продали в 4 раза меньше, чем осталось…».

Не забывают тут и про культурный уровень населения. Третьеклассникам предлагается, например, подсчитать количество серий в сериале: «По телевидению показали 60 серий многосерийного фильма. Это на 20 серий больше, чем осталось показать... ».

Ну и куда же без спорта? Особенно, в вопросе спортивных достижений лучших лыжников класса, которых готовят для каких-то больших стартов (неужели «Минской лыжни»?): «Коля, Стёпа, Маша и Вася – лучшие лыжники в классе. На соревнованиях надо составить команду из трех человек. Сколькими способами это можно сделать?» Не знаю, каков ответ, но что-то подсказывает, что Коля поедет при любом раскладе. Как и не заявленный в списке Саша.

Откликаются учебники математики и на острые социальные проблемы в обществе. Можно даже найти задачи про неблагоприятные семьи, где родители не желают заботиться о своих детях: «У матери две дочки и один сын. Одной дочке – пирожок, второй – тоже пирожок. А для сыночка? Забыла». Благо, справедливость в нашем социально ориентированном государстве – не пустые слова, о чем свидетельствует концовка задачи: «Пусть каждая сестрёнка даст братику половину. Так и сделали». Спрашивается: «Кто получил больше?» — вот вам пример конкретной адресной помощи социально незащищенных слоев населения!

Из истории вопроса

Надо признать, что во все времена суровая действительность то и дело пробиралась на страницы школьных учебников, заставляя детишек ломать голову не только над тем, как прибавить 2+2, но и над количеством безработных в США, бастующих рабочих в России в 1905 и 1913 году, патронах для красноармейца и даже высчитывать количество мальчиков-безбожников в классе.

Вот какие задачки предлагали решить малышам в 1941 году (заметим, что в начальных классах довоенных школ Беларуси обучение осуществлялось, в основном, на белорусском языке):

«У атрадзе 170 чырвонаармейцаў з вінтоўкамі і 2 кулямёты. У мінуту чырвонаармеец з вінтоўкі робіць 8 выстрэлаў, а кулямёт – 400 выстрэлаў. Колькі трэба мець патронаў, каб падтрымліваць пастаянны агонь на працягу 3 гадзін?»

«Камсамолкі прайшлі з Бурат-Манголіі да Масквы 6065 км пехатой і на лыжах. Пехатой яны ішлі 23 дні па 43 км у дзень, а астатнюю адлегласць прайшлі на лыжах, робячы ў дзень па 70 км 500 м. Колькі ўсяго дзён камсамолкі былі ў дарозе, калі яны патрацілі 41 дзень на адпачынак?»

«У 1913 г. у Расіі было 3 000 000 рабочых. З іх 30% прымалі ўдзел у забастоўках. Колькі рабочых баставала ў 1913 г.?»

«У 1905 г. у Расіі было 2 500 000 рабочых. 100% ліку рабочых баставала. Колькі рабочых баставала?» («Зборнік арыфметычных задач і практыкаванняў для пачатковай школы» Н.С.Поповой и А.С. Пчелки, 1941 г.)

В учебниках математики того времени счастливая жизнь советских граждан всегда противопоставлялась невыносимому существованию на загнивающем буржуазном Западе:

«У ЗША насельніцтва 118 млн. чалавек. Палова гэтага насельніцтва працаздольна. На 10 працаздольных грамадзян – трое беспрацоўных. Колькі беспрацоўных у ЗША?»

«У 1930 г. рабочы Германіі зарабляў 65 рублёў у месяц. К 1932 г. заробак яго знізіўся на 20%. На жыццё рабочаму з сям’ёй патрэбна ў месяц 90 рублёў. Колькі рублёў у год яму не хапае?» («Зборнік арыфметычных задач і практыкаванняў для пачатковай школы» Н.С.Поповой, 1935 г.)

Другое дело жизнь пролетариев в Советском Союзе, которые могли позволить себе не только питание и квартплату, а даже новые ботинки и культурные и прочие потребности:

«Рабочы траціць на харчаванне 1/2 свайго месячнага заробку, на кватэру і ацяпленне 1/5 частку, на абутак і адзенне 1/5, на культурныя патрэбы 1/20 частку. Якая частка яго заробку астаецца на іншыя патрэбы?»

«Рабочы атрымаў 326 рублёў. На бацінкі ён патраціў 40 руб. і заплаціў за кватэру 18 руб. Колькі грошай усяго засталося?» (Зборнік арыфметычных задач для школ малапісьменных, И.Н.Богданова, Ш.Л.Кантора и А.Е.Корольков, 1940 г.)

А вот несколько задач из жизни трудового класса в 30-х годах:

«Ударніца насыпае ў гадзіну 60 каробак сінькі, неударніца — 54 скрынкі. На колькі больш каробак сінькі насыпае ўдарніца ў сямігадзінны працоўны дзень?»

«На пакупку дроў жакт (жилищно арендное кооперативное товарищество – «С) збірае з кожнага жыхара па 6 руб. У першым паверсе сабралі 36 руб, у другім 54 руб. Колькі жыхароў ужо заплацілі грошы?»

«На дэманстрацыі наперадзе ідуць 24 камсамольца, за імі 48 піянераў па 8 чалавек у рад. Колькі ўсяго радоў?»

«Для лозунга трэба выразаць літары шырынёй кожная ў 8 см. Колькі такіх літар выйдзе з папяровай паласы даўжынёй у 72 см? у 56 см?»

«У нас падлетак працуе на вытворчасці 4 гадзіны ў дзень, у Кітаі — 14 гадзін. Колькі гадзін працуе наш падлетак у шэсць працоўных дзён сямідзёнцы? На колькі менш, чым кітайскі падлетак у 2 дня?» («Падручнік арыфметыкі для пачатковай школы» Н.С. Поповой, 1933 г)

Ну, а под занавес — шедевр арфиметическо-пропагандистской математики из того же учебника:

«Даведайся, колькі хлопцаў у вашай групе з’яўляюцца членамі саюза ЮВБ (Юные воинствующие безбожники – «С»)? Палічы асобна хлопчыкаў і дзяўчынак. Намалюй у сшытку 2 слупкі з клетак. Адзін слупок павінен адлюстроўваць бязбожнікаў-хлопчыкаў, другі — дзяўчынак. Над дыяграмай напішы: «Колькасць бязбожнікаў у другой групе». Пад слупкамі напішы: «хлопчыкі», «дзяўчынкі». Побач з дыяграмай напішы маштаб, па якім яна зроблена».

В общем, надо признать государство во все времена ставило перед школьниками непростые задачи.


Анастасия Зеленкова, "Салідарнасць"
8
3581
3 декабря 2012
Смотрите также:
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Комментарии

oper25
3 декабря 2012 11:29
вот вы тут жалуетесь, интересно а про что книжки писали в СССР, наверняка не слова про запад....

Skandinav
3 декабря 2012 11:57
вполне обыденно... про что же им писать?
"магический резист составляет 25%, сколько дамага нанесет герой, если ульт наносит 500 магического дамага, и можно нанести еще 3 удара по 55 дамага, имея у противника 9 брони (17% резиста от физ дамага)?"

Skandinav
3 декабря 2012 13:31
Panzer,
Эмм, не правильно :) Или мы в разные игры играли, и ты учитываешь еще что-то :)

Skandinav
3 декабря 2012 13:51
Panzer,
ульт нанесет 500 - 25% = 375
с руки 3*55 - 17% = 136,95
общий дамаг 511,95

tupik
3 декабря 2012 15:26
не знаю (и знать не хочу) кто и сколько бабла получает (и получил) за то, чтоб угробить (и сколько для этой "светлой" цели уже сделано) систему образования - но факт на лицо:
1. В мои школьные времена (мне 34) учитель был святым человеком!
2. При всем нашем желании погулять возле речки в футбол - было понятно - сделал уроки - иду гуляй (вечером родители все равно проверят, как с работы вернуться.)
3. При (тьфу-тьфу) том, что плохо вел себя на уроке... про мультики по выходным можно было забыть... (при самом минимальном наказании...)
4. Родители объясняли - нет знаний - нет будущего. (ну а сейчас - учителя - обязаны...)
5. Ученики знают только свои права, про обязанности забыли... или никто и не рассказывал...
...

hju
3 декабря 2012 19:14
создай сначала новый учебник, а потом критикуй

yammy yannick :D
3 декабря 2012 22:12
про лыжника Колю порвало:)

aleksender
4 декабря 2012 03:55
по мне, так то что делаю сейчас со школьным образованием это полный бред... и эта статья только подтверждает это, вместо того, что бы опускать общий уровень образования, лучше бы повысили его до уровня универов лет 20-30 назад... вот тогда было бы польза. а то что получается, школьников готовят только для пту и колхозов... а университетам приходится опускать критерии поступления, что бы хоть кого то набирать.
Воскресенье, 15 Сентября
USD 0.0000
EUR 0.0000
RUB 0.0000
pass666 525310 минут назад Это всё моя жена писала pass666 525315 минут назад Ляйсан, я люблю тебя ASD2 525316 минут назад На самом деле это вопрос сложный. Предложил бы не затрагивать чувствительных тем, ибо сейчас это красный флаг. А нейтральными комментами мы поддержим площадку.

Спасибо!
Всем добра
Flint 525361 минут назад От такого великолепия аж высраться захотелось, какая же красота. Flint 525367 минут назад Ага, 1000 баксов за эту парашу? дайте 6!) xexun 525451 минут назад Нищета, разруха, никаких систем оповещения. Ничего удивительного, жаль погибших xexun 525474 минут назад Американцам нужен комфортный транспорт, который не потеряется под 150 кг тушей. Для азиатского региона норм, для штатов - только как прикол. Бензиновая версия старая была у них, она интересно выглядит до сих пор fynjifvjkjltw 525547 минут назад Фентаниловые амеры,которые пропагандируют чуть ли не с детсада пидарасню и трансвеститство всякое и тут же запрещают чпокаться бабе и пацанёньку у которого уже встаёт на женщин. Бред какой то!
Новости от партнеров
Сейчас на сайте
0 пользователей, 586 гостей