Каннибализм как традиция

Антропологи различают три основных типа каннибализма: голодный, ритуальный и медицинский.
Голодный каннибализм — это способ выживания в экстремальных условиях. Он практиковался повсюду и во все времена.
В основе двух других форм каннибализма лежит представление о том, что после смерти в теле человека какое-то время сохраняется жизненная энергия, которая может передаваться живым.
Вплоть до начала эпохи Нового времени эта идея бытовала среди племён индейцев, африканцев и полинезийцев.
И, как ни странно, среди многих жителей Лондона, Парижа и Берлина. Европейские каннибалы тоже поедали части человеческого тела, чтобы напитаться таинственной целительной энергией мертвого организма. Правда, для этого они не убивали пленников, а использовали трупы казненных.

Начиная с XVI века европейские врачи превозносят целительные свойства энергии, которую якобы источает тело казненного человека. В Европе поглощение человеческой плоти — отнюдь не оккультный ритуал, совершаемый втайне.
Органы мертвецов и приготовленные из них экстракты веками входят в арсенал европейской медицины. Торговля мумиями и расчлененными трупами — большой бизнес.
Главным идеологом медицинского каннибализма считается Парацельс. В XVII веке его последователь немецкий медик Иоганн Шредер рекомендует в своей рецептурной книге: «Лучше всего раздобыть тело рыжеволосого мужчины лет 24 от роду, умершего насильственной смертью». В то время считалось, что у рыжеволосых «кровь легче», а «плоть здоровее». Есть и еще одно важное условие: для медицинских целей не годятся трупы умерших от кровопотери. Медики тех времен убеждены, что вместе с кровью из тела утекает душа.

Правда, целительная энергия мертвого тела считается скоропортящимся продуктом. По тогдашним представлениям, душа полностью отделяется от тела за три-четыре дня. И чтобы впитать в себя душу и духовную энергию умершего, нужно употреблять в пищу только части свежего трупа или приготовленные из них снадобья.
Главным вместилищем животворных флюидов, связывающих душу и тело, считается кровь. В 1492 году лекари отпаивают умирающего папу Иннокентия VIII свежей кровью, взятой у трех мальчиков. После кровопускания юные доноры умирают, а понтифику такое лечение нисколько не помогает.
Папские врачи еще не могут знать главное предписание Парацельса. «Полезнее всего плоть и кровь казненных преступников», — напишет он позднее.

Почему именно тела казненных преступников ценились выше всего? На первый взгляд это было продиктовано прагматическими соображениями. Как иначе раздобыть свежие трупы молодых людей, не прибегая к убийству? Но на самом деле предписание Парацельса глубже, оно коренится в магических представлениях и христианских ритуалах смертной казни.
Считалось, что, признавая свою вину под пытками, «несчастный грешник» очищает душу. А сами пытки рассматривались как аналог крестных мук Христа. И тела таких «очистившихся грешников», умерших в состоянии раскаяния, особенно ценились европейскими каннибалами.
Когда из тела обезглавленного преступника начинает бить кровь, зеваки протягивают подручным палача бутыли. Те наполняют их кровью и возвращают страждущим, которые с жадностью к ним припадают. Это эпилептики. Они уверены, что могут излечиться, если впитают в себя вместе со свежей кровью казненного его душу. Ведь сама святая Хильдегарда Бингенская, почитаемая немецкая врачевательница, называла причиной эпилепсии «утечку души» из тела.
Эта сцена у эшафота разыгрывается не в темные Средние века, а в 1858 году в Геттингене. В это время уже проложен телеграфный кабель между Европой и Америкой, Карл Маркс пишет «Критику политической экономии», а немецкий ученый Рудольф Вирхов уже разрабатывает теорию происхождения болезней от клеточных нарушений, которая вскоре заменит устаревшее учение о «телесных соках».

Все это пережитки традиции, расцвет которой пришелся на XVII век. Тысячи каннибальских рецептов передаются из уст в уста, перепечатываются в роскошных научных трактатах по медицине. Иоганн Шредер, автор самого авторитетного лекарственного справочника XVII века, рекомендует перед употреблением разрезать человеческое мясо на «мелкие кусочки или тонкие ломтики», посыпать пряностями, вымочить в винном спирте и засушить.
Высоко ценится подкожный жир казненных преступников. В 1675 году профессор медицины Тобиас Андреа препарирует тело утопленной по приговору суда женщины-детоубийцы и получает из нее 40 фунтов жира. В немецком энциклопедическом словаре Цедлера 1739 года издания описано, как в домашних условиях приготовить из этого материала лечебную мазь.
С появлением на медицинском рынке «мумий» торговля мертвечиной выходит на мировой уровень. В те времена «мумиями» называют порошок или гранулы из перетертых частей забальзамированных тел. Вплоть до начала XX века врачи, цирюльники и аптекари назначают это снадобье как средство практически от всех болезней.
Спрос на «лекарство» так велик, что «настоящих египетских мумий» уже не хватает. Торговцы и аптекари начинают использовать подделки из трупов нищих и жертв эпидемий. Мертворожденных младенцев тоже засушивают и продают. Порошок из настоящей египетской мумии — предмет роскоши. У французского короля Франциска I (1494—1547) всегда при себе это ценное снадобье вместо «аптечки» на случай падения с лошади. Ценит его и английский философ Фрэнсис Бэкон (1561—1626). И даже в 1912 году немецкая фармацевтическая фирма «Мерк» предлагает в своем каталоге «настоящие египетские мумии» за немалые по тем временам деньги.

Голоса скептиков раздавались редко. Один из самых видных критиков «мумия-мании» был французский гуманист Мишель Монтень. Уже в XVI веке он заклеймил ее как разновидность каннибализма, практикуемого европейцами, которые сами же «ханжески упрекают» индейцев в людоедстве.
Эти традиции держались удивительно долго. В 1847 году англичанам советовали смесь из патоки и толченого черепа молодой женщины – как проверенное средство от эпилепсии. Утверждения, что свечи из человеческого жира, так называемые "воровские свечи", могут парализовать человека, встречаются до 80-х годах XIX века. Толченые мумии предлагатся в качестве лекарства в каталогах начала XX века. В 1908 году в Германии человек пытался выпить кровь казненного на эшафоте.