12 самых интересных научных мистификаций в истории

1. В 2002-м году в эфире радиостанции BBC прозвучал доклад германских исследователей о том, что в ближайшие два века светловолосые люди перестанут рождаться, потому что светлый цвет волос обусловлен рецессивным геном. Год спустя газета «New York Times» опубликовала опровержение — доклад был фикцией. Однако результаты исследования ещё 10 лет цитировались как достоверный факт.
Аналогичный миф возник в 2007-м году, и согласно результатам исследования лабораторий компании «Procter and Gamble», на исчезновение в этот раз были обречены рыжие волосы — так компания хотела поднять продажи рыжей краски для волос. Это исследование также признано недостоверным — мутировавший ген, который и отвечает за рыжий цвет волос, может быть передан ребёнку, даже если оба родителя были, например, темноволосыми.

2. В 1726-м году Иоганн Берингер обнаружил прекрасно сохранившиеся окаменелости ящериц, птиц и пауков, и на некоторых даже было начертано имя бога на иврите. На самом деле окаменелости были сделаны из известняка, и сегодня они известны как «Ложные камни». Однако в 18-м веке было опубликовано несколько работ на эту тему, и существовала даже гипотеза, что письмена на камнях были выгравированы непосредственно богом, чтобы показать, что евреи — первые среди населяющих землю народов.
К сожалению для Берингера, оказалось, что его коллеги и завистники специально спрятали камни там, где он намеревался производить раскопки. Так они хотели запятнать репутацию учёного. Шутка обернулась против них же самих: находка получила широкое распространение в научных кругах. Тогда шутники попытались убедить Берингера, что его находка — на самом деле фикция. В конце концов Берингер им поверил, и их собственная репутация в научных кругах была разрушена, а Берингер получил от них компенсацию за моральный ущерб через суд.

3. В 1999-м году журнал «National Geographic» опубликовал материал об археорапторах, где сообщалось о находке промежуточного звена между птицами и хищными динозаврами тераподами. В качестве доказательства был представлен снимок окаменелости. Позже было обнаружено, что найденное ископаемое на самом деле является композицией из окаменелых костей разных видов животных, сложенных вместе так, что казались единым целым.

4. Физик Алан Сокал опубликовал исследовательскую работу, состоящую из жаргона, сленга и умных слов. Звучала она довольно представительно, но в целом никакого смысла не несла. Вот отрывок из неё:
«Так же как либерально настроенные феминистки зачастую довольствуются минимальными повестками правового и социального равенства женщин, так и либерально (и даже иногда социалистически) настроенные математики часто работают в пределах руководящей структуры Цермело-Френкеля (которые, отражая в себе либеральное происхождение из 19-го века, уже содержат аксиомы равенства), дополняя их только аксиомами выбора».
Изначально статья была опубликована в знаменитом журнале «Social Text». Сокал написал её с целью показать, что многие издания того времени были не более чем смесью либеральных настроений, подхалимства, напыщенных цитат и откровенной глупости. Иными словами, лженаукой. Позже он прокомментировал это так:
«Результаты моего маленького эксперимента демонстрируют, что по крайней мере среди некоторых американских академиков-либералов до сих пор царит интеллектуальная леность. Редакции „Social Text“ понравилась моя статья, потому что им импонировал вывод: содержание и методика постмодернистской науки обеспечивает мощную интеллектуальную поддержку прогрессивных политических проектов. Видимо, редакция не считает важной необходимостью анализ качества приведённых доказательств, убедительность аргументов, или даже значимость тех аргументов, из которых следует вывод».
Почти одновременно с выходом своей работы Сокал выпустил в свет ряд документов, указывающих на его обман и недобросовестность редакторов.

5. В 1783-м году в газете «London Magazine» была опубликована статья о растущем в Индонезии дереве анчар, настолько ядовитом, что убивает всё живое вокруг себя в радиусе 25 км, и земля вокруг него усеяна человеческими и звериными скелетами. На самом деле, хотя анчар действительно существует в природе и содержит мощный токсин, он не смертелен даже для тех, кто к нему прислонится. Анчар широко используется в регионах, где растёт, в красителях, пиломатериалах и яде для стрел и наконечников копий.

6. Около 30 лет назад в Европе была распространена брошюра под названием «Villejuif leaflet», где был перечислен ряд таких пищевых добавок, как канцерогены. Никто не знает, кто был её автором. Первая копия появилась в 1976-м году и содержала всего один листок с перечисленными на нём канцерогенами. О нём говорила половина французских домохозяек, и многие принимали брошюру всерьёз. После Франции список распространился в Великобритании, Германии и Италии, а позже попал на Ближний Восток и в Африку.
Проблема в том, что в список канцерогенов попала даже лимонная кислота-то, что вырабатывается в каждом живом организме естественным путём. После опроса 19% француженок заявили, что перестали покупать этот продукт, а также все остальные добавки, перечисленные в той листовке. Считается, что брошюра оказала влияние на более чем 7 000 000 человек.

7. Немецкий физик Ян Хендрик Шён, специалист в области физики конденсированного состояния и нанотехнологии, немного подшутил над общественностью, опубликовав множество работ по микроэлектронике. Он заявлял о множестве экспериментов, проведённых в специальных лабораториях. Статьи принесли ему огромную славу. В 2001 году, на пике своей карьеры, он выдавал по одной новой научно-исследовательской работе каждые восемь дней. Шён даже успел получить премию Отто-Клунга-Вебербанка по физике и Брауншвейгскую премию.
Однако вскоре исследователи заметили в его данных несоответствия. Было установлено, что он подделал почти все результаты своих экспериментов. Это делает его одним из крупнейших обманщиков за всю историю физики. Его лишили степени доктора философии (аналог в России — кандидат наук). Шён подал в суд для восстановления степени и выиграл, однако истец подал апелляцию, и звание снова отобрали.

8. В 1912-м году был обнаружен Пилтдаунский человек — окаменелые останки ранее неизвестного науке гуманоида. Это едва не вызвало переворот в теории эволюции, и направило многих учёных по ложному пути в их исследованиях. На эту тему было написано более 250 научных статей. Обман обнаружился только спустя 50 лет — оказалось, что череп принадлежал обычному человеку мужского пола, а челюсть — орангутангу.

9. В музее Барнума выставлен любопытный экспонат — так называемая фиджийская русалка. Это мумифицированные останки странного существа. Некоторое время считалось, что русалка — вполне реальная, пока не выяснилось, что на самом деле мумия представляет собой голову и туловище обезьяны, скреплённые с хвостом рыбы.

10. В начале 1990-х годов по телевидению был показан документальный фильм «Вскрытие инопланетянина». Новостные агентства быстро распространили сенсацию, и 15 лет зрители верили в то, что это правда, пока производитель фильма не признал, что это была фальшивка.

11. В 1800-х годах известный атеист Джордж Халл решил разыграть своего знакомого священника, приверженца методистской церкви, который ссылался на Библию и доказывал, что гиганты действительно существовали. Халл нанял скульптора, который изготовил из гипса большую статую, и закопал её на заднем дворе своего двоюродного брата. Позже при рытье колодца были найдены «останки» человека ростом около 3,5 метров, получившего название Гигант из Кардиффа. Скульптура была продана Хиллом за $23 000 (на сегодняшний день эта сумма эквивалентна $1 500 000) группе из пяти человек. Долгое время Хилл продолжал утверждать, что фигура подлинная, но в конце концов признался в подлоге.
Есть мнение, что именно из этого розыгрыша берёт начало знаменитая фраза «каждую минуту рождается по придурку».

12. Самоучка Синити Фудзимура считался одним из ведущих археологов Японии. В начале 1980-х он постоянно находил древние артефакты, возраст которых был всё старше и старше. В конце концов он наткнулся на остатки человеческого жилья возрастом около 600 000 лет. К сожалению для Синити, журналисты тайком сфотографировали его как раз во время закапывания находки в землю, чтобы потом откопать. После того, как эти фотографии были опубликованы, Синити потерял весь свой авторитет в научных кругах и больше ничего важного так и не нашёл.
10 февраля 2013