На прошлой неделе Министерство культуры потребовало, чтобы авторы инициативы по приданию беларусскому бело-красно-белому флагу статуса историко-культурной ценности предоставили документальные, понимаете ли, обоснования того, что знамя, под которым Беларусь впервые в новейшей истории стала независимым государством, является исторической ценностью.
' />
Чем плох красно-зелёный флаг, или Еще пара аргументов в пользу флага бело-красно-белого
На прошлой неделе Министерство культуры потребовало, чтобы авторы инициативы по приданию беларусскому бело-красно-белому флагу статуса историко-культурной ценности предоставили документальные, понимаете ли, обоснования того, что знамя, под которым Беларусь впервые в новейшей истории стала независимым государством, является исторической ценностью.
Я всячески призываю профессиональных историков и культурологов помочь активистам подготовить полноценный пакет документов и утереть нос бюрократам.
И одновременно с этим у меня встречный вопрос - а какой ценностью обладает красно-зелёный флаг, который сейчас считается государственным? Письмо Министерства становится хорошим поводом продолжить рассуждения о том, почему государственным флагом Беларуси должен быть бело-красно-белый флаг, а не флаг, введённый по прихоти Лукашенко в 1995 году.
1. Красно-зелёный флаг неприемлем:
а) С эстетической точки зрения
В Индийском океане есть такая островная держава Мадагаскар. Про эту страну известно, что флаг лукашенковской Беларуси практически скопирован с её флага.
Чем плох красно-зелёный флаг, или Еще пара аргументов в пользу флага бело-красно-белого

Правда, флаг Мадагаскара красивее и гармоничнее: зелёная и красная полосы равного размера, белая шире и без орнамента.

Лукашенковский флаг - асимметричный, негармоничный, откровенно не проработанный и "недоделанный". Монотонная пустая кроваво-красная полоса неуклюже доминирует над всеми остальными элементами флага, подавляет их: "кровавым закатом" нависает над зелёной полосой, вдавливает в левый край белую полосу с погребальным, как говорят, орнаментом.
Лукашенко на протяжении всех 90-х картинно оплакивал распад СССР, однако советские символы на флаге и гербе оставлять всё-таки постеснялся. А зря: пустая красная полоса по советской дизайнерской задумке явно предполагает, что на ней должен помещаться какой-то графический элемент.
б) С исторической точки зрения
Флаг Беларуси базируется на флаге БССР образца 1951 года - без серпа и молота и с зачем-то изменёнными цветами орнамента (как будто в память о бело-красно-белом флаге нам оставили хотя бы орнамент бело-красно-белым).
То есть, под красно-зелёным флагом Беларусь:
- не стала основателем ООН (1945 г.),
- не освобождалась от нацистских оккупантов (1944 г.),
- наконец, у созданной в 1919 году российскими большевиками в противовес Беларусской Народной Республике марионеточной БССР первоначально флаг тоже был другой (точнее, своего флага у неё, по сути, не было).
Красно-зелёный флаг - это флаг, под которым Республика Беларусь в конце 20-го и начале 21-го веков была превращена в государство-изгоя, последнюю диктатуру Европы, единственную страну на европейском континенте, которая (в отличие даже от России) стоит в стороне от общеевропейской интеграции. Это символ двух десятилетий позора и отсталости.
2. Результаты "референдума" 1995 года не имеют юридической силы
Следует сказать, что законность смены государственной символики в 1995 году мягко говоря вызывает большие сомнения. Абстрагируемся от вопроса правильности или неправильности такого решения - даже с точки зрения соблюдения всех необходимых юридических процедур смена символики в 1995 году прошла с такими нарушениями, которые однозначно делают её недействительной. Далее буду много цитировать Сяргея Навумчыка, непосредственного участника тех событий.
Особенности проведения выборов и референдумов в 1995 году уже в значительной мере соответствовали типичным лукашенковским стандартам: процедуры согласования референдума в различных инстанциях (в первую очередь - в парламенте страны) были целиком нарушены, общенациональные государственные СМИ вместо того, чтобы стать площадкой для дискуссии, полностью использовались для пропаганды только одной (лукашенковской) точки зрения, результаты голосования нагло подделывались. Наблюдатели от оппозиции зафиксировали массу нарушений на всех участках, где они присутствовали; Парламентская ассамблея ОБСЕ не признала парламентские выборы и референдум 1995 года свободными и справедливыми.
Что более интересно - вопрос о национальных символах вообще не мог выноситься на референдум.
Об этом прямым текстом шла речь в тогдашней редакции Конституции Беларуси. Закон "О всенародном голосовании (референдуме)" в актуальной на момент проведения референдума редакции не допускал вынесения на референдум вопросов, касающихся национально-исторической идентичности, в том числе вопросов о государственной символике и государственном языке. Руководствуясь этим положением, ЦИК Беларуси за несколько месяцев до лукашенковского Референдума-1995 уже отказывал группе граждан в проведении аналогичного референдума о государственном языке.
Изменение государственного языка предполагало внесение поправки в соответствующую статью Конституции Беларуси. Согласно тогдашней Конституции, поправки в неё не могли вноситься в последние шесть месяцев полномочий Верховного Совета. Выборы в Верховный Совет 13 созыва были назначены на один день с референдумом. Следовательно, если бы Верховный Совет был в тот день избран в полном составе (а были довыборы), полномочия старого созыва закончились бы не позже, чем через три месяца после дня голосования. То есть, парламент, который должен был утвердить поправки, никак не успевал это сделать в положенный срок.
Наконец, Верховный Совет отказывался утвердить три вопроса референдума из четырёх, предложенных Лукашенко, пока депутатов от БНФ, объявивших голодовку протеста в стенах парламента, ночью не избили прямо в зале заседаний. Это было явным давлением и на других депутатов - после случившегося они всё же утвердили вопросы. Тут уже речь не о нарушении регламента работы парламента, а о нарушении уголовного кодекса.
Если решение о смене символики в 1995 году было неправомерным, то значит бело-красно-белый флаг де-юре до сих пор, вообще-то, остаётся государственным флагом Республики Беларусь. Первым решением демократического беларусского правительства должна будет стать юридическая констатация недействительности результатов лживого и поддельного "референдума" 1995 года. И вот тогда мы давайте вернёмся к более обоснованному вопросу, чем тот, которым задаётся Министерство культуры в 2013 году: а надо ли придавать статус историко-культурной ценности флагу красно-зелёному?