Астрономам впервые удалось отследить события, предшествующие взрыву сверхновой звезды - оказалось, что за несколько часов до вспышки ее яркость в ультрафиолетовом диапазоне значительно увеличивается, говорится в статье, опубликованной в пятницу в журнале Science.
Авторы работы, группа ученых из Великобритании, Германии, Канады и Южной Кореи, отмечают, что взрывы сверхновой обычно фиксируются только спустя несколько дней, однако теперь им удалось наблюдать события, которые предшествовали катастрофе.' />

Ученые смогли увидеть "последнее предупреждение" о взрыве сверхновой

"Наблюдения сверхновой SNLS-04D2dc с помощью орбитального телескопа Galaxy Evolution Explorer раскрыли излучение-предшественник, которое возникает перед тем, как взрывная волна достигнет поверхности звезды и начнется сама вспышка", - говорится в статье.

Взрыв сверхновой происходит, когда в ядре массивной звезды "выгорает" ядерное горючее. Давление газа больше не может противостоять гравитации, и внутренние слои "обрушиваются" вниз. Если масса звезды достаточно велика, может произойти гравитационный коллапс, и образуется черная дыра или нейтронная звезда, плотность вещества которой достигает плотности атомных ядер.

По словам авторов статьи, за несколько часов до вспышки они наблюдали резкое увеличение светимости звезды в ультрафиолетовом диапазоне.

"К моменту схлопывания внутренних слоев оказавшийся поблизости внешний наблюдатель, вооруженный детектором нейтрино или гравитационных волн мог бы получить предупреждение незадолго до взрыва, но прохождение ударной волны не было бы им замечено. Только когда ударная волна начнет приближаться к поверхности, излучение, которое идет перед ней, начнет разогревать фотосферу звезды", - говорится в статье.

По словам авторов, в этот момент температура поверхности возрастает на сто тысяч градусов.

Астрофизик Сергей Попов из Астрономического института имени Штернберга (ГАИШ МГУ) пояснил РИА Новости, что это первое наблюдение явлений в ультрафиолете, предшествующих вспышке сверхновой.

По его словам, ранее с помощью орбитального телескопа Swift удалось зафиксировать увеличение яркости звезды в рентгеновском диапазоне за несколько минут перед вспышкой, что свидетельствовало выходе ударной волны на поверхность.

"В случае с SNLS-04D2dc впервые удалось зафиксировать признаки приближения ударной волны к поверхности", - сказал он.

Ученый пояснил, что ударная волна возникает, когда внутренние слои, "падающие" к центру звезды, достигают некоторой критической плотности, "останавливаются".

"Эта остановка порождает мощную ударную волну, которая двигается к поверхности, срывает со звезды внешнюю оболочку, в результате чего излучение в момент вспышки по яркости может быть сопоставимо с целой галактикой. Сверхплотное ядро, как правило, превращается в нейтронную звезду", - сказал Попов.
14 июля 2008