Расчленители кораблей из Бангладеш
Начало промыслу было положено в 1960, когда сильный шторм выбросил огромный греческий торговый корабль на берег Читтагонг. Несколько лет он стоял там на мели, так как не было возможности его вывести в открытое море. В 1965 году местная сталеваренная компания выкупила потерпевший крушение корабль и наняла местных жителей, чтобы они разобрали его прямо на мели. Процесс занял несколько лет, но дешевая рабочая сила и упорство сделали свое дело. При этом люди получили свои первые и самые нужные навыки в работе "муравьев".
И процесс пошел! В 1980-х Бангладеш выходит на второе место в мире по тоннажу переработанных кораблей. К 2008 году на берегу уже 26 крупных компаний, которые занимаются их утилизацией. В 2009 году их уже 40!
Корабли на утилизацию закупаются через международных брокеров, которые проводят сделку. Специальный капитан нанимается и доставляет судно из порта приписки на пляж Читтагонг. Он выбрасывается на мель, в грязь, после чего с корабля сливаются все технические жидкости, включая машинное масло, дизельное топливо, химикаты системы пожаротушения. Они тоже идут в дело - их перепродают.
Далее разбираются такелаж и машинное отделение. Все, что можно продать без переплавки, продается. Это тросы, листовой металл, цепи, балки. Они могут еще послужить. Заодно демонтируется всё, что сделано из цветных металлов, от проводки до обмотки двигателей и трансформаторов.
Когда от корабля остается только стальной остов, вперед выходят резчики. Они обычно из самых бедных регионов Бангладеш, вооружены ацетиленовыми горелками и кувалдами. Они по кусочкам разрезают каркас корабля. Специальные носильщики тащат эти куски на берег по грязи.
Утилизация кораблей является очень прибыльным бизнесом на Читтагонг. Один средний корабль исчезает с пляжа за 3-4 месяца. При вложении в процесс 5 миллионов долларов на его утилизацию чистая прибыль составляет 1 миллион. Или 20%. Это, кстати, в 5 раз больше, чем в Пакистане. А всё потому, что в Бангладеш "рабы" еще дешевле.
Средняя зарплата "муравья" из Бангладеш составляет 4 доллара в день, что в тех местах просто огромные деньги.