Почему люди так любят смотреть, как режут головы другим?
За последний год мы все смотрели одно и то же шоу, и я сейчас говорю не про сериал «Игра Престолов», а про ужасающую, жизненную драму, оказавшуюся слишком затягивающей, чтобы от неё отказаться. Это шоу снимается ИГИЛ и выкладывается в интернете по всему миру.
И много людей смотрят. Нам сложно определить сколько. Очевидно, что посчитать всех непросто. Но, например, опрос, проведённый в Англии в августе 2014 года, показал, что 1,2 миллиона человек посмотрели обезглавливание Джеймса Фоули за пару дней с момента появления видео. Всего за пару дней — и только британцы. Подобный опрос в США в ноябре 2014 года показал, что 9% опрошенных посмотрели видео с казнью, а ещё 23% остановили просмотр непосредственно перед тем, как человека убивали. 9% кажется небольшим числом по сравнению с целым населением, но это всё равно огромное число людей. Безусловно это количество продолжает расти, потому что каждую неделю или месяц, всё больше и больше людей будут скачивать видео и смотреть казни.
Один владелец голландского сайта посчитал, что его дневная посещаемость росла с 300 000 до 750 000 человеккаждый раз, когда очередная казнь в Ираке появлялась на сайте. Спустя полтора года он сказал журналистам, что видео с казнью было скачано несколько миллионов раз, и это статистика только одного сайта. Этот же сценарий повторялся снова и снова после загрузки новых казней, снятых во время Иракской войны.
Сайты в интернете сделали подобные казни доступными как никогда, но если мы вернёмся ещё немного назад, мы увидим, что интерес к подобным казням был спровоцирован появлением кинокамеры, если проследить историю казней в качестве публичного зрелища. Как только первая камера засняла процедуру публичной казни целое поколение назад, 17 июня 1939 года, это сразу же спровоцировало определённые последствия.
В тот самый день был создан первый фильм о казни во Франции. Это было обезглавливание на гильотине немецкого серийного убийцы Эжена Вейдмана на площади у тюрьмы Сен-Пьер в Версале. Вейдман должен был быть казнён при первых лучах солнца, как обычно полагалось в те времена, но его палач был неопытен и не рассчитал время сбора гильотины. Поэтому Вейдман был казнён только в 4:30 утра, когда июньским утром уже было достаточно светло для фотографирования, и один из собравшихся запечатлел на камеру видео всей процедуры казни, в тайне от официальных лиц. Было сделано также несколько фотографий, и даже сегодня есть возможность посмотреть это видео вместе с фотографиями. Журналисты назвали собравшихся на площади казни Вейдмана беспринципными и вызывающими отвращение, но это стало слабым аргументом для целых сотен тысяч людей, которые теперь могли воспроизвести процесс казни снова и снова, тщательно рассматривая каждую деталь.
Камера внесла свой вклад в беспрецедентную доступность подобных зрелищ, но дело не только в ней. Если мы заглянем в историю ещё дальше, мы увидим, что за всё время существованияпубличных судебных казней и обезглавливаний они никогда не оставались без зрителей. В Лондоне ещё в начале XIX века на повешении обычного приговорённого собиралось 4 или 5 тысяч человек. На казнь известного серийного убийцы могло прийти 40–50 тысяч.Обезглавливание, достаточно редкий вид казни в то время в Англии, привлекало еще больше зрителей.
В мае 1820 года пятеро мужчин, известных как Заговорщики Кейто-стрит, были казнены в Лондоне за попытку покушения на членов британского правительства. Они были повешены и затем обезглавлены. Это было отвратительное зрелище. Каждую отрубленную голову поочерёдно демонстрировали толпе. И 100 тысяч человек, на 10 тысяч больше, чем может вместить Стадион Уэмбли, пришли на это посмотреть.
Улицы были переполнены. Люди заранее снимали места в комнатах с лучшим видом из окон и с крыш. Люди забирались на повозки и тележки. Люди забирались на фонарные столбы. Люди умирали в давках в момент наиболее интересных казней.
Факты дают понять, что в течение всей истории публичных обезглавливаний и казней подавляющее большинство зрителей были не прочь посмотреть на казнь или в лучшем случае безразличны. Отвращение встречалось относительно редко, и даже когда людям неприятно и страшно, они всё равно зачастую смотрят казни.
Наверное самый поразительный пример того, что люди могут равнодушно смотреть на обезглавливание или даже хотеть большего, — демонстрация в 1792 году во Франции первой гильотины, той самой установки для обезглавливания. В наши дни, в XXI веке, гильотина может показаться нам чудовищным приспособлением, но первые очевидцы её в действии были на самом деле разочарованы. Они привыкли к затяжным и мучительным казням на плахе, где людей калечили, сжигали и медленно разбирали на части. Для них казнь на гильотине казалась слишком быстрой и неприметной. Нож падал вниз, голова падала в корзину почти незаметно для зрителей, после чего слышались выкрики: «Верните нам деревянную виселицу».
Конец мучительным судебным казням в Европе и Америке частично был связан с попыткой быть более человечными к осуждённым и частично с тем, что толпа упрямо не желала вести себя так,как по идее должна была. Зачастую день казни больше напоминал карнавал, а не мрачную церемонию.
Однако, под тонким налётом цивилизации мы все остаёмся такими же дикарями как и многие тысячи лет назад. В современном мире действие происходит где-то далеко, что даёт зрителю ощущение непричастности к происходящему, ощущение невовлечённости. Ведь это не имеет ко мне никакого отношения. Это уже случившееся событие. Мы также получаем невиданное ранее чувство близости с происходящим. Мы как будто сидим прямо перед сценой. Мы можем посмотреть видео когда захотим и где захотим, и никому необязательно знать, что мы это делаем.