Астрофизики из Университета Саутхемптона обнаружили природный коллайдер, который располагается в районе Крабовидной туманности, находящейся на расстоянии 6500 световых лет от Земли. Вокруг останков сверхновой в самом центре туманности обнаружено кольцо из газа и заряженных частиц, представляющее собой по функции настоящий природный ускоритель частиц. К подобным выводам ученые пришли, исследовав высокоэнергетическую поляризованную радиацию вблизи останков умершей звезды. Используя европейский спутник «Интеграл» (INTEGRAL), ученые установили, что более 46% рентгеновского излучения пульсара является поляризованным определенным образом. То есть, астрономам впервые удалось подтвердить теоретические предсказания о строении магнитного поля пульсара – нейтронной звезды, испускающей периодические магнитные импульсы. Работа опубликована в журнале Science.' />

В Крабовидной туманности обнаружен природный ускоритель частиц

В Крабовидной туманности обнаружен природный ускоритель частицАстрофизики из Университета Саутхемптона обнаружили природный коллайдер, который располагается в районе Крабовидной туманности, находящейся на расстоянии 6500 световых лет от Земли. Вокруг останков сверхновой в самом центре туманности обнаружено кольцо из газа и заряженных частиц, представляющее собой по функции настоящий природный ускоритель частиц. К подобным выводам ученые пришли, исследовав высокоэнергетическую поляризованную радиацию вблизи останков умершей звезды. Используя европейский спутник «Интеграл» (INTEGRAL), ученые установили, что более 46% рентгеновского излучения пульсара является поляризованным определенным образом. То есть, астрономам впервые удалось подтвердить теоретические предсказания о строении магнитного поля пульсара – нейтронной звезды, испускающей периодические магнитные импульсы. Работа опубликована в журнале Science.

Тот факт, что 46% выбросов пульсара уже имеют поляризацию, а все электромагнитные поля имеют единую ориентацию, говорит о том, что подобное организованное поле может возникнуть только возле пульсара, сила притяжения которого в триллионы раз сильнее, чем на Земле, говорят ученые. Пульсар в данном случае выступает как магнит огромной силы - его магнитные поля выходят из одного полюса, огибают поверхность и замыкаются в другом полюсе. "Однако если частицам все-таки удается вырваться из такого поля, то они оказываются в более сложной ситуации, из-за ослабления поля и его разрывов на так называемые узлы", - говорит астрофизик из центра космических полетов НАСА имени Годдарда Девид Томпсон. Новые исследования говорят о том, что частицы могут поляризоваться еще до того, как они окончательно покинули поле пульсара. Впрочем, пока это только предположения, которые чрезвычайно сложно проверить на практике.

Крабовидная туманность представляет из себя останки сверхновой, которая взорвалась в 1054 году нашей эры. Записи о наблюдаемом взрыве сохранились у китайских и арабских астрономов. Когда звезда взорвалась, то от нее фактически осталось голое ядро, переродившееся в пульсар. Скорость вращения этого пульсара вокруг собственной оси составляет около 30 раз в секунду, однако это число скоро начнет уменьшаться, так как пульсар активно выбрасывает заряженные частицы и электромагнитные поля. Некоторые из этих частиц, преимущественно электроны, излучают высокоэнергетическую радиацию в виде рентгеновских и гамма лучей. А вот далее происходит самое интересное - после выброса из пульсара они начинают ускоряться и на каком моменте происходит ускорение ученые пока сказать не могут. Однако британские специалисты говорят, что ускорение происходит достаточно близко к поверхности пульсара.

Напомним, пробный запуск созданного человеком Большого ускорителя частиц на границе Франции и Швейцарии вызвал серьезный общественный резонанс - некоторые поклонники научной фантастики даже подавали на физиков в суд по обвинению в ускорении конца света. Однако Европейский суд по правам человека в Страсбурге отклонил жалобу группы ученых и частных лиц, которые требовали запретить запуск Большого адронного коллайдера.
1 сентября 2008