РЕКЛАМА

Загрузка...

Замороженный "Курьер"

Очень крутой материал про замороженный советский проект "Курьер", который должен был стать самой скрытной в мире системой нанесения удара межконтинентальными баллистическими ракетами. Что-то вроде боевого железнодорожного ракетного комплекса (его производство уже восстанавливают), но на автомобильном шасси. И отмечается, что с секретных папок "Курьера" тоже могут сдуть пыль и работы над ним восстановят.
Все подробности и масса интересного – под катом!

Замороженный "Курьер"


Речь идет о подвижном грунтовом ракетном комплексе с малогабаритной твердотопливной межконтинентальной баллистической ракетой (МБР). Именно он мог бы стать "зеркальным ответом" Америке, по мнению эксперта работающего в ракетно-космической отрасли.

Несколько десятилетий назад в Советском Союзе начались работы по тематике подвижных грунтовых ракетных комплексов (ПГРК), предназначенных для вооружения ракетных войск стратегического назначения. Считалось, что такие системы, выходя на маршруты патрулирования, могут остаться целыми и невредимыми после ракетно-ядерного удара вероятного противника за счет удаления от потенциально опасных районов. Работы по перспективному направлению дали ожидаемый результат. Вследствие этого на вооружении РВСН России до сих пор имеются ПГРК нескольких типов, а в будущем, вероятно, появятся новые подобные системы.

В начале восьмидесятых годов в Московском институте теплотехники (МИТ) стартовал один из новых проектов подвижного грунтового ракетного комплекса. По некоторым данным, изначально он именовался «Темп-СМ», однако в дальнейшем получил новое обозначение – 15П159 «Курьер». Именно под таким названием проект вошел в историю отечественной ракетной техники. Проект «Курьер» являлся ответом на американскую программу Midgetman. С 1983 года американские специалисты вели разработку мобильного ракетного комплекса, вооруженного межконтинентальной баллистической ракетой с дальностью полета не менее 10 тыс км. Важной особенностью проекта Midgetman являлись ограничения по габаритам и стартовому весу ракеты. Последняя в готовом к запуску стоянии должна была весить не более 15-17 т.

21 июля 1983 года вышло постановление Совмина СССР, в соответствии с которым МИТ должен был разработать ракетный комплекс со схожими характеристиками. Ограничения по габаритам и стартовому весу ракеты, хотя и усложняли разработку, могли иметь ряд положительных последствий. Исследования показывали, что сравнительно небольшая ракета может использоваться не только с шахтными пусковыми установками или машинами на базе специальных шасси. Носителей изделия «Курьер» могли стать специальные автомобильные полуприцепы или контейнеры стандартных размеров и поезда. Кроме того, облегчалась транспортировка ракет военно-транспортными самолетами.

Замороженный "Курьер"


Инициатором и одним из главных сторонников нового проекта был главком РВСН В.Ф. Толубко. Руководителем работ по теме «Курьер» был назначен А.Д. Надирадзе. В 1987 году его место занял Б.Н. Лагутин. К проекту был привлечен Воткинский машиностроительный завод, который сначала должен был построить необходимое количество опытных ракет, а потом освоить серийное производство новых изделий. Испытания и старт серийного производства ракетных комплексов «Курьер» планировались на начало девяностых годов.

Основным элементом нового комплекса должна была стать межконтинентальная баллистическая ракета 15Ж59 «Курьер». Специфические требования к этому изделию заставили МИТ и смежные организации провести большое количество исследований и испытаний, освоить новые материалы и технологии.

Так, известно, что в конструкции корпуса ракеты широко использовались новейшие композиционные материалы, а приборное оборудование должно было строиться на основе самой современной элементной базы. Таким образом, ракетный комплекс «Курьер» можно было считать представителем нового поколения систем своего класса.

Замороженный "Курьер"


Ракета 15Ж59, согласно ряду источников, должна была строиться по трехступенчатой схеме с отдельной ступенью разведения. Все ступени изделия предполагалось оснастить твердотопливными ракетными двигателями с использованием топлива нового типа. В конструкции двигателей, с целью сокращения их габаритов, могли применяться частично утопленные в корпус сопла. В головной части должна была находиться ступень разведения с полезной нагрузкой.

Ракета «Курьер» получалась уникально компактной. Ее длина не превышала 11,2 м, а максимальный диаметр корпуса равнялся 1,36 м. На ранних стадиях проекта предполагалось «уложиться» в стартовый вес на уровне 15 т, однако в дальнейшем его пришлось увеличить до 17 т. Забрасываемый вес – около 500 кг. Ракета 15Ж59 должна была нести моноблочную головную часть с ядерным боезарядом мощностью не более 150 кт.

Для наведения ракета «Курьер» должна была использовать инерциальную систему наведения, выполненную на основе современной элементной базы. В качестве органов управления могли использоваться поворотные сопла двигателей и решетчатые рули первой ступени.

По имеющимся данным, несмотря на малый вес и габариты, перспективная межконтинентальная ракета «Курьер» должна была доставлять боевую часть на дальность до 10-11 тыс км. Круговое вероятное отклонение не должно было превышать 350-400 м.

На заводе-изготовителе ракета должна была загружаться в транспортно-пусковой контейнер, который предполагалось устанавливать на подъемные механизмы самоходной пусковой установки. Саму пусковую установку предлагалось строить на базе специального многоосного шасси с соответствующими характеристиками. В ходе разработки проекта облик шасси постоянно изменялся. В комплексе «Курьер» могли использоваться шасси с тремя, четырьмя и пятью осями.

Согласно одним источникам, первым было предложено использовать шасси 6х6, но затем из-за определенных затруднений пришлось разрабатывать и интегрировать в комплекс машины с более сложной ходовой частью. По другим данным, первым появилось шестиосное (!) шасси, после проектирования которого появилось предложение о сокращении базовой машины на несколько колесных пар.

Поскольку почти вся документация по проекту «Курьер» до сих пор засекречена, трудно говорить, какая из версий соответствует действительности. Правдоподобными выглядят обе версии, поскольку все шасси, упоминаемые в контексте проекта «Курьер», действительно разрабатывались и испытывались. Так, шестиосную мобильную пусковую установку предлагалось делать на базе шасси МАЗ-7916, пятиосную – на базе МАЗ-7929, четырехосную – МАЗ-7909.

Замороженный "Курьер"


В источниках, рассказывающих о последовательном уменьшении количества осей, приводятся некоторые подробности этого процесса. Так, изначально агрегаты комплекса «Курьер» должны были монтироваться на базе МАЗ-7916, однако уже в начале 1985 года было предложено использовать перспективное пятиосное шасси, которое еще не существовало. Весной того же года предложили разработать шасси 6х6 и 8х8, а в апреле 86-го приняли решение строить четырехосные шасси. Тем не менее, такая машина не в полной мере соответствовала требованиям военных, из-за чего в начале 1988 года решили строить пусковую установку на базе пятиосного МАЗ-7929. Эта машина получила индекс 15У160М.

Колебания с выбором базового шасси сказались на сроках разработки пусковой установки. Проект пятиосной машины завершили только в 1991 году, после чего предприятие МАЗ поставило необходимую технику на волгоградское ПО «Баррикады», где на нее должны были установить набор специального оборудования.

Особое внимание заслуживает специальный вариант комплекса «Курьер», предназначавшийся для скрытой переброски ракет в заданный район. Малый вес и размеры изделия позволяли поместить ракету в специальным образом оборудованный стандартный грузовой контейнер или автомобильный полуприцеп. Такая самоходная пусковая установка могла бы, не привлекая внимания, перемещаться по всей территории страны и, в случае получения приказа, проводить запуск.

В качестве базы для замаскированной модификации комплекса выбрали седельный тягач МАЗ-6422 и полуприцеп МАЗ-9389. Интересен тот факт, что отработка «автомобильной» модификации нового ракетного комплекса началась вскоре после старта проекта и основную массу работ провели задолго до окончательного выбора шасси для мобильной пусковой установки «классического» типа.

Уже в сентябре 1984 года на полигоне в Бронницах (Московская область) были проведены предварительные испытания предлагаемых тягача и прицепа. По окончании первого этапа испытаний грузовик перегнали в Гомельскую область, где в течение длительного времени он совершал поездки по местным трассам. Полигоном для испытаний стали трассы Ленинград-Киев-Одесса (с двумя мостами), Минск-Гомель и Брянск-Гомель-Кобрин.

В ходе испытаний специалисты собирали различную информацию о работе агрегатов машины, о ее характеристиках, а также о возникающих нагрузках на объекты в полуприцепе и т.д. По результатам испытаний был сформирован список требований к аппаратуре, которую предполагалось перевозить в автомобильном полуприцепе. Собранные данные активно использовались при разработке ракеты 15Ж59 и других элементов перспективного ракетного комплекса.

Замороженный "Курьер"


Согласно некоторым источникам, модификация ракетного комплекса на базе гражданского тягача с полуприцепом осталась на стадии предварительных исследований. Создание такой версии комплекса «Курьер» было связано с рядом специфических проблем. В частности, отсутствовали системы связи и управления с необходимыми характеристиками, которые можно было бы смонтировать на гражданском грузовике.

Ракета «Курьер», независимо от типа базового шасси, должна была стартовать из транспортно-пускового контейнера, закрепленного на подъемных механизмах самоходной пусковой установки. Как и в случае с другими отечественными межконтинентальными ракетами, предлагалось использовать т.н. холодный старт при помощи порохового аккумулятора давления. После выхода из контейнера и подъема на некоторую высоту ракета должна была включать двигатель первой ступени и отправляться к цели.

В марте 1989 года на полигон Плесецк были доставлены первые опытные ракеты «Курьер», имевшие упрощенную конструкцию и состав оборудования. Эти изделия должны были использоваться в ходе бросковых испытаний, целью которых являлись проверка и отработка агрегатов пусковой установки и отвечающей за пуск автоматики. Первый бросковый запуск состоялся в марте 1989 года. Такие испытания продолжались до мая 90-го. Всего было выполнено 4 бросковых пуска.

В 1990 году специалисты МИТ и смежных предприятий продолжили разработку проекта. При этом им пришлось дожидаться окончания работ по мобильной пусковой установке на базе специального шасси. Сборка последней началась только в 1991 году. На середину 92-го планировалось завершить подготовку всех агрегатов комплекса «Курьер» и провести первые летные испытания новой ракеты. Однако в октябре 1991 года, буквально за пару месяцев до распада Советского Союза, проект был закрыт. Причинами этого стали экономическая ситуация в стране, изменение политической ситуации на международной арене, а также отмена разработки американского проекта Midgetman.

Проект подвижного грунтового ракетного комплекса 15П159 «Курьер» с ракетой 15Ж59 был закрыт. Тем не менее, наработки по этой системе не пропали. В девяностых годах Московский институт теплотехники активно работал над рядом проектов перспективной ракетной техники для РВСН и военно-морского флота. Те или иные узлы, агрегаты и технологии используются в ракетах «Тополь-М», «Булава» и т.д.

К примеру, легкая малогабаритная система управления ракеты «Курьер» используется на ракете-носителе «Старт», эксплуатация которой продолжалась с 1993 по 2006 год. Таким образом, проект «Курьер» не привел к появлению одноименного ПГРК, однако в определенной мере помог с созданием новых вооружений.
«Если американцы вернутся к размещению БРСД (баллистических ракет средней дальности) в Европе, как было до реализации упомянутого соглашения, это будет означать, что подлетное время американских баллистических ракет к российским стратегическим объектам на европейской части страны сократится до 7-10 минут», — отметил собеседник издания.

В этом случае Россия могла бы разместить в Арктике средства поражения, откуда подлетное время до американских стратегических объектов будет составлять также несколько минут. В качестве оружия источник предложил использовать «Курьеры».

Замороженный "Курьер"


Твердотопливная межконтинентальная баллистическая ракета 15Ж59 «Курьер» (по классификации НАТО — SS-X-26) имеет малую длину (11,2 метра) и массу (15 тонн), вследствие чего характеризуется многовариантностью базирования. Оружие испытано четыре раза, разработка свернута в 1991-м после подписания 6 октября того же года СССР соглашения с США о прекращении разработки мобильных МБР легкого класса.
Вот теперь подробно поговорим о «Курьере».

«Курьер» (Индекс ГРАУ комплекса/ракеты — 15П159/15Ж59, RSS-40 (RSS-X-?), по классификации МО США — SS-X-26[2] (код позже был использован для обозначения комплекса Искандер)) — советский проект подвижного грунтового ракетного комплекса с малогабаритной твердотопливной межконтинентальной баллистической ракетой. Обозначение RSS-40 также иногда используется для межконтинентальной крылатой ракеты «Буран».

Разработка началась 21 июня 1983 года в МИТ. Эскизный проект был готов к 1984 году. По массо-габаритным характеристикам комплекс был близок к комплексу «Миджетмен». 6 октября 1991 проект был прекращен, в результате взаимных договоренностей с США о прекращении разработки мобильных МБР легкого класса — в ответ США прекратили разработку РК «Миджетмен».

Для комплекса первоначально проектировалась пусковая установка 15У160 на четырехосном шасси МАЗ-7909 (8×8), а в дальнейшем 15У160М на пятиосном шасси МАЗ-7929 (10×8).

По утверждению начальника главного штаба РВСН в 1994–1996 годах, генерал-полковника В. И. Есина,

«Курьер» должен был маскироваться под перевозку крупногабаритных грузов по шоссе общего пользования. Но по размышлению было решено, что это слишком опасно. Будет ли ядерная война или нет, это еще неизвестно, а бед можно в мирное время нажить много. Поэтому он и был приостановлен.
Было произведено четыре испытательных пуска ракеты из Плесецка — с марта 1989 года по май 1990 года. По другой информации, два первых испытания были неудачными (2 апреля 1986 года и в августе того же года), три последующих испытания (декабрь 1986 г., октябрь 1987 г. и в начале 1988 г.) были успешными.

В конце 80-х среди ракетчиков ходило много разговоров о каком-то новом подвижном комплексе, который будет в виде автофургонов "Совтрансавто". Но , естественно, все это было на уровне слухов, истинную картину знали лишь те, кто занимался непосредственно этой темой. Вот самые достоверные данные об этом РК. Это выдержки из книги, выпущенной к 60-летию Московского института теплотехники. Книга называется "На стратегическом направлении", издательский дом "Интервестник", Москва, 2006 год.

Много времени и усилий было направлено на создание пусковой установки. Начали с трехосного шасси, потом оно стало четырехосным, а в конечном итоге осей стало пять. Были изготовлены в металле эти пусковые установки. С них на полигоне Капустин Яр были осуществлены испытания с реальным пуском ракеты и отработкой основных пиротехнических систем по упрощенной нештатной циклограмме при полете первой ступени с уменьшенным зарядом твердого топлива.

К 1991 г. в ЦКБ "Титан" была завершена разработка, а в ПО "Баррикады" началось изготовление опытных ПУ для комплекса "Курьер". Летные испытания натурного образца должны были начаться летом 1992 г., однако они не состоялись в силу причин политического характера, хотя основные узлы и компоненты были успешно испытаны.

В соответствии с договоренностями между политическими лидерами СССР и США 6 октября 1991 г. дальнейшие разработки малогабаритной советской МБР и ее заокеанского аналога – МБР "Миджетмен" – были прекращены.

При работе над комплексом "Курьер" коллективом института были сделаны огромные технологические и конструкторские прорывы. Эти "курьерские" достижения в дальнейшем легли в основу комплексов "Тополь-М" и "Булава", не говоря о том, что космическая ракета-носитель "Старт-1" летает сегодня с использованием систем управления "Курьера"
оружие СССР МАЗ
4
5122
13 ноября 2017
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Смотрите также
Новейшая баллистическая ракета успешно поразила цель на КамчаткеНовейшая баллистическая ракета успешно поразила цель на Камчатке

Пуск межконтинентальной баллистической ракеты РС-24 завершился успехом, сообщает ИТАР-ТАСС. Головные части ракеты успешно поразили цель на полигоне Ку...

МАЗ-7907МАЗ-7907

МАЗ-7907 - опытная машина для подвижного грунтового межконтинентального ракетного комплекса \"Целина-2\". Ее двенадцатиосное шасси обладает гигантским...

Украина показала Гром-2Украина показала Гром-2

Гром-2 – оперативно-тактический ракетный комплекс, который (в теории) должен поражать цели на расстоянии от 50 до 280 км. Баллистические ракеты с масс...

Россия испытала наследницу Россия испытала наследницу "Сатаны" (Hello, world!!)

Россия провела успешный испытательный пуск новой межконтинентальной баллистической ракеты РС-24, сообщает РИА Новости. Ракета, оснащенная разделяющими...

Загрузка...
Комментарии

shield1
13 ноября 2017 12:41
Многа букаф...

komodag
13 ноября 2017 14:17
Не осилил(

santabike
13 ноября 2017 17:24
лучше бы на дороги потратили

luzan32
14 ноября 2017 20:18
Сказка на ночь ватникам подрочить .
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
Пятница, 19 Января
USD 1.9933
EUR 2.4311
RUB 0.0351
Raketar 1 минут назад 0$
играю в LoL там free-to-win
alex_nv 2 минут назад Vadik_K,

Охренеть тебя накрыло, телека пересмотрел?
zoombi 3 минут назад Vadik_K,
Ватник К... Что бы тебе увидеть дебила, надо просто посмотреть в зеркало! Из за таких долбаебов , увидевших в этом клипе подрыв какой то сраной идеологии, страны бывшего совка, живут в ГОВНЕ!
55hozinu 6 минут назад
Цитата: Mab
Остается открытым вопрос как казахские власти могли не увидеть столько нарушений. И это при том что этот же автобус как то раньше пересекал казахскую границу, без техосмотра, без лицензии, с канистрами бензина, баулами в салоне и т.д.
За нарушение многочисленных норм перевозки пассажиров, повлекшее массовую смерть людей, водителей, а также всех организаторов данных перевозок расстрелять. Найти коррупционеров во власти допустивших такое - расстрелять. Остальных чиновников отвечающих за транспорт посадить минимум на 20 лет. В срочном порядке проверить все зарегистрированные автотранспортные средства для перевозки пассажиров на ТО, на лицензию и нормы перевозки. Виновных ловить и наказывать. Авто без ТО буксировать на штрафстоянку. Дальнейший ремонт или ТО только буксировкой до получения сертификата.

Батька , ты ли это ?
Laborant 6 минут назад Лара Крофт без сисек, то же что еврейка без усов... 55hozinu 11 минут назад Vadik_K,
Это в прямоугольном ящике так говорят ? не удивлен
Цитата: Vadik_K
что подрывают гос.идеологию

Расскажите каким образом и какова гос.идеология ?
PROSTO CHEL 13 минут назад
Цитата: theweb
SNIKERS88 тут, KOLYA1 тут, куда пропал SMAV и MAB?
после озвучки Сабаказом фамилии и имя smava, он резко купил велосипед и перестал быть вредным. А, и на последок, что-то сказал по немецки, типа: «шлибэн выссен нах уйнт»
Vadik_K 14 минут назад Пидарастия. Эти дебилы, выросшие на шмурыгиных, не понимают, что подрывают гос.идеологию, по сути, работают на амеров. Только лол - бесплатно. Этим на площадях приходится платить.

55HOZINU, вы, как и другие хомячки, не доросли до того, чтобы понимать и видеть, что идёт информационная война. А эти недопедики участвуют на противоположной стороне.
Новости от партнеров