РЕКЛАМА

48 ведущих колёс – белорусские монстры в армии СССР

Перепечатываем огромный и интересный материал из журнала "Колёса", тут про тягачи производства МАЗ-МХКТ, которые таскали на себе всю советскую ракетную мощь.

С середины 1970-х годов активное развитие мощнейших мобильных средств поражения противника, укрывшегося на дальних континентах, привело к появлению в советских РВСН нескольких семейств самоходных сверхсекретных систем для транспортировки межконтинентальных баллистических ракет со складов или из железнодорожных вагонов и помещения их в шахтные пусковые установки (ШПУ), откуда производился боевой запуск.
Уникальный трехсекционный автопоезд 15Т284М для транспортировки и перегрузки межконтинентальных ракет с дальностью поражения 10,5 тысяч километров.

48 ведущих колёс – белорусские монстры в армии СССР


Схема перестановки ракеты с полуприцепного установщика в шахтную пусковую установку

48 ведущих колёс – белорусские монстры в армии СССР


Такие машины подразделялись на две категории — транспортно-перегрузочные и установочные. Первые служили для доставки на стартовую позицию тяжелых ракет, размещенных в транспортно-пусковых контейнерах (ТПК), и перемещения их на установщики, которые обеспечивали их вертикальное положение и опускание в шахтный колодец.

Все они представляли собой достаточно простые крановые конструкции единичной сборки, смонтированные на специальных низкорамных длиннобазных полуприцепах с блокируемой подвеской, гидравлическими опорами, гидропневматической тормозной системой и подъемными устройствами с электрическим и гидравлическим приводом. Разработкой и сборкой большинства таких систем занималось московское КБ «Мотор».

Рабочая обстановка на стартовой площадке: справа — транспортный агрегат, слева — установщик с поднятым ракетным контейнером

48 ведущих колёс – белорусские монстры в армии СССР


В целях особой скрытности эти машины базировались в подземных укрытиях, имели маскировочные чехлы и тенты, а все операции по транспортировке и монтажу ракет проводились в темное время суток и занимали не менее двух дней, а точнее ночей, когда места перегрузки и нахождения ШПУ оказывались недосягаемыми для наблюдения со спутников потенциального противника.

Напомним, что одной из первых в 1975 году появилась простая установочная машина 15У98 (УТПК-1) со сварной подъемной стрелой и рельсовыми направляющими, служившая для помещения в шахтный колодец унифицированных цилиндрических контейнеров (стаканов), в которых находились различные версии межконтинентальных ракет, весивших свыше 100 тонн.

Полуприцепной установщик 15У98 для перегрузки тяжелых ракет УР-100

48 ведущих колёс – белорусские монстры в армии СССР


В 1980-е годы для доставки на стартовые позиции ракет серии Р-36М, которые в классификации НАТО имели обозначение «Сатана», применялся полуприцепной транспортно-перегрузочный агрегат (ТПА) 15Т145М или ограниченно активный автопоезд с редкой колесной формулой 18х16, состоявший из тягача МАЗ-537Е и длинномерного пятиосного полуприцепа.

Тягач МАЗ-537Е с пятиосным транспортно-перегрузочным агрегатом 15Т145М

48 ведущих колёс – белорусские монстры в армии СССР


Он представлял собой несущую решетчатую конструкцию с 10-колесной тележкой со средней неведущей осью, вдоль которой были проложены рельсы для бескрановой перегрузки ракеты на установщик. Управление колесами осуществлялось системой гидроприводов, а две пары крайних ведущих колес имели встроенные электромоторы, получавшие энергию от гидронасоса и электрогенератора тягача.

Перевозка 200-тонной ракеты Р36-М на транспортной машине 15Т145М

48 ведущих колёс – белорусские монстры в армии СССР


Пятиосный транспортный агрегат 15Т145М на предстартовой позиции

48 ведущих колёс – белорусские монстры в армии СССР


Для транспортировки наиболее тяжелой ракеты Р-36М2 комплекса «Воевода» шахтного базирования (на Западе — «Сатана») служил модернизированный вариант 15Т145МД. Ее стартовая масса достигала 211 тонн, дальность поражения — до 16 тысяч километров.

В комплектацию обеих версий ТПА входили приборы наведения при осуществлении погрузочно-загрузочных операций, смотровые площадки, лестницы, радиостанция и специальные чехлы. Их длина превышала 40 метров, собственная масса — 125 тонн.


Модернизированный транспортный агрегат 15Т145МД для тяжелых ракет

48 ведущих колёс – белорусские монстры в армии СССР


Для помещения этих ракет в ШПУ применялась установочная машина 15У164 с двухосным полуприцепом и удлиненной подъемной стрелой.


Установщик 15У164 для перегрузки тяжелых межконтинентальных ракет

48 ведущих колёс – белорусские монстры в армии СССР


В Военно-морских силах СССР для перевозки межконтинентальных ракет подводных лодок серии Р-29РМ применялся собственный транспортный агрегат комплекса наземного оборудования (КНО). Он представлял собой низкопрофильный четырехосный полуприцеп с ковшеобразным основанием, гидроопорами и полукруглой откидной крышкой для крановой перегрузки ракет. Для его буксировки использовался тягач МАЗ-537Е с электрогенератором, гидросистемой и компрессорами для питания узлов прицепной системы.


Автопоезд с тягачом МАЗ-537Е для транспортрировки ракет подводных лодок

48 ведущих колёс – белорусские монстры в армии СССР


Автопоезд с тягачом МАЗ-537Е для транспортрировки ракет подводных лодок

48 ведущих колёс – белорусские монстры в армии СССР


Сходный по концепции с первой моделью УТПК-1 установщик 15У165 (УТПК-2) применялся в шахтном комплексе «Молодец» (с ударением на первую букву «о») для монтажа наиболее совершенной 23-метровой ракеты РТ-23 УТТХ со стартовой массой около 105 тонн. Ее разработало днепропетровское КБ «Южное», в системе НАТО она была известна как «Скальпель».


Подъем установщиком 15У165 ракеты, доставленной в автопоезде 15Т284 (слева)

48 ведущих колёс – белорусские монстры в армии СССР


Эта уникальная машина представляла собой длинномерный двухосный полуприцеп с несущим лонжеронным основанием, четырьмя двускатными колесами на балансирной подвеске и подъемной системой с тросовыми лебедками и гидроцилиндрами. Для маскировки ее оборудовали облегченным подъемным кузовом с облицовкой из плоских модульных панелей, игравших также роль теплоизолятора

Установочная машина 15У165 комплекса "Молодец" в транспортном положении

48 ведущих колёс – белорусские монстры в армии СССР


Установочная машина 15У165 комплекса "Молодец" в транспортном положении

48 ведущих колёс – белорусские монстры в армии СССР


Перегрузка ракеты с этого агрегата производилась по рельсам через заднюю торцевую стенку с несколькими откидными панелями и брезентовой завесой. Под рамой полуприцепа размещались блоки управления, средние и задние гидравлические опоры.

Зашторенный отсек заднего погрузочного пространства

48 ведущих колёс – белорусские монстры в армии СССР


Блок управления агрегата 15У165, смонтированный под задней частью кузова

48 ведущих колёс – белорусские монстры в армии СССР


Длина комплектного установщика 15У165 достигала 20 метров, полная масса автопоезда — 126 тонн.

Самый крупный четырехзвенный транспортно-перегрузочный автопоезд 15Т284 обслуживал шахтные варианты комплексов «Молодец» и «Тополь-М», обеспечивавших дальность поражения в 11 тысяч километров. В его состав входили два штатных тягача МАЗ-537, основной четырехосный транспортный полуприцеп и промежуточная седельно-подкатная тележка.

Транспортно-перегрузочный автопоезд 15Т284 с колесной формулой 48х48

48 ведущих колёс – белорусские монстры в армии СССР


Головной седельный тягач МАЗ-537Е с многоколесным агрегатом 15Т284

48 ведущих колёс – белорусские монстры в армии СССР


Передний четырехосный тягач-лидер МАЗ-537Е оснащался генераторной станцией, гидравлическими насосами, компрессором, пневматическими баллонами, дополнительными топливными баками и другими спецсредствами.

Вспомогательный тягач-толкач с электрогенератором и передним дышлом

48 ведущих колёс – белорусские монстры в армии СССР


Задний тягач-толкач с собственной электроустановкой служил для дополнительного питания агрегатов автопоезда и повышения усилия тяговых электромоторов при передвижении комплекса в усложнившихся дорожных условиях, например, в процессе прохождения небольших подъемов трассы. Кроме того, в его кузове размещали сцепные приспособления, подъемное устройство и комплект запчастей, а через дышло проходили электрические кабели и средства синхронизации работы моторов обоих тягачей.


Крытый длиннобазный четырехосный полуприцеп для размещения ракеты

48 ведущих колёс – белорусские монстры в армии СССР


Главным элементом ТПА 15Т284 являлся длинномерный полуприцепной агрегат с высоким теплоизолированным кузовом с двумя задними распашными воротами и продольными рельсовыми путями для перегрузки ракет на установщик 15У165, боковыми пультами управления и площадками обслуживания. Своим передним сцепным устройством он опирался на короткую промежуточную тележку, которая в свою очередь соединялась с седельным приспособлением тягача и воспринимала часть огромной массы сверхтяжелого ракетовоза.

Уникальный активный четырехзвенный 48-колесный автопоезд 15Т284

48 ведущих колёс – белорусские монстры в армии СССР


Широкие распашные ворота транспортного полуприцепа с продольными рельсами


48 ведущих колёс – белорусские монстры в армии СССР


Каждый полуприцепной агрегат снабжался четырьмя четырехколесными тележками с двумя парами односкатных ведущих колес от грузовика КрАЗ-255Б, между которыми установили продольные вентилируемые тяговые электромоторы, приводившие угловые и бортовые редукторы наружных и внутренних колес.


Активная четырехколесная тележка с тяговыми электромоторами

48 ведущих колёс – белорусские монстры в армии СССР


Каждая тележка подвешивалась на независимой балансирной системе с индивидуальными продольными рычагами и объединенными на каждую пару колес наклонными гидропневматическими амортизаторами.

Таким образом, на ТПА 15Т284 в общей сложности насчитывалось 48 односкатных ведущих колес, из них 32 на двух полуприцепах и 16 на двух тягачах. Его снаряженная масса составляла 135 тонн, максимальная с нагрузкой — 260 тонн. Габаритная длина всей транспортной системы — 50 метров. На дороге с твердым покрытием агрегат с полной нагрузкой мог передвигаться со скоростью 40 км/ч. Его расчет состоял из семи человек.

Уникальный автопоезд 15Т284 стал самым крупным и тяжелым советским вспомогательным колесным агрегатом военного назначения с несамоходными прицепными звеньями.


Транспортно-перегрузочный агрегат 15Т284М с одним тягачом МАЗ-547А


48 ведущих колёс – белорусские монстры в армии СССР


В середине 1980-х для транспортировки новой 105-тонной межконтинентальной ракеты РС-22А шахтного базирования конструкции КБ «Южное» были собраны еще два уникальных трехзвенных автопоезда 15Т284М на 44 односкатных ведущих колесах.


Активная трехсекционная транспортно-перегрузочная система 15Т284М

48 ведущих колёс – белорусские монстры в армии СССР


Конструктивно они были идентичны модели 15Т284 за исключением нового седельного тягача, созданного на шестиосном ракетном шасси МАЗ-547А и снабженного электрогенератором, гидронасосами и компрессорами. С его появлением необходимость применения заднего толкача отпадала.

В 1988 году на территории Украинской ССР на боевое дежурство были поставлены 46 таких ракет. С образованием независимой Украины их ликвидировали, а особо секретный агрегат 15Т284 остался ржаветь на месте их дислокации.

Агрегат 15Т284М с полуприцепом для транспортировки ракеты РС-22А


48 ведущих колёс – белорусские монстры в армии СССР
грузовики МЗКТ МАЗ СССР история
2
1821
16 июля 2018
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Смотрите также
Минские и могилёвские одноосные тягачиМинские и могилёвские одноосные тягачи

Интересный материал про белорусские тягачи из журнала \"Колеса\". Вы про такое точно не слышали!Несмотря на сугубо мирную профессию оригинальных одноо...

МАЗ-537МАЗ-537

Межконтинентальные баллистические ракеты совершенствовались год от года. Увеличивался их вес и к началу 70-х для пусковых установок потребовались боле...

Машина МОИМ и надувные ракетыМашина МОИМ и надувные ракеты

Про белорусские шасси МЗКТ всегда писать интересно, они используются исключительно в необычных целях. И вот действительно крутая штука – МОИМ (машина...

Система охлаждения НАТО: первые ракетные тягачи МАЗСистема охлаждения НАТО: первые ракетные тягачи МАЗ

Пришлось украсть очень интересный и большой материал с сайта kolesa.ru. А всё потому, что тут про историю тягачей МАЗ, которые потом стали тягачами МЗ...

Загрузка...
Комментарии

47912
16 июля 2018 13:51
"МАЗ-МХКТ" - может таки МЗКТ?

fynjifvjkjltw
16 июля 2018 23:45
Да по хер как,главное такое придумали и создали,епануться можно!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
Понедельник, 22 Октября
USD 2.1120
EUR 2.4170
RUB 0.0321
западная ведьма 233 минут назад Ну не зню, товарищи. Она похожа на пугливого хомячка. Платье ни о чем, прическа ни о чем, макияж, маникюр - все как то серо и бесцветно. Песня меня тоже не впечатлила. Может, если бы я ее слушала, мне бы больше понравилась, но я все время отвлекалась на мысль "как она похожа на хомячка". Короче, мне не хватило яркмх красок. fk 283 минут назад Да, это Палина Рэспублика. Надо сказать, что девочка весьма ничего, и песни у нее более-менее нормальные. С упомянутыми выше "монеточками" даже сравнивать не хочу, ибо Монеточку вообще серьезно не воспринимаю. Но для справедливоти надо отметить, что эта самая Палина присутствует в медиасфере уже довольно давно и, к сожалению, никакого особого роста у нее за это время не видно, скорее даже наоборот. И хождение по всяким там ширпотребным украинским (и не только украинским) шоу ситуацию в лучшую сторону не повернет, скорее ухудшит. Попытка подстроиться "под формат" повернет ее в сторону обычной вульгарной попсы, а таких девок (и прочих там фриков) и так хватает.

В Украине вообще всё хорошо с крутыми телешоу, и белорусов там много.

Ой да ладно, какие "крутые телешоу"?)) Обычная вульгарная ультрапопса, которой на каждом тв хоть лопатой греби. И присутствие там белорусов вообще по барабану.

Цитата: PROSTO CHEL
Я услышал IOWA, Ёлка, Земфира. Ничего нового, все слизано, мне скучно. Есть потенциал, но повторяться уже некуда, их и так уже кишит.

Все так, поддерживаю мнение.

Цитата: PROSTO CHEL
А может я всего лишь старый, капризный скряга


Да нет, все норм (наверное)))).
fk 299 минут назад
Цитата: Mister Chang
почему тогда не филателисты

Почему? А потому... А почему, собственно, и нет?

Цитата: Mister Chang
Просто может у него был парень, а его увел гей?

Крайне вульгарная (пост)фрейдистская фраза. Не надо опускаться до примитивного бытового фрейдизма, ибо это бессмысленно, неинтересно, а также очень устарело.
shield1 327 минут назад Не люблю авторские песни на этом шоу. Это не интересно. Andruhan 350 минут назад Какое-то наебалово В моем доме мапид 110 квартир в 16 этажей запихал. Flint 374 минут назад bender00,
Slipknot
Flint 393 минут назад
Цитата: Mab
Удалено

А еще когото с канала вести крым выебут в жопу за публикацию этого видео))
bizmenn 393 минут назад "....а в третьем сезона одним....". Жаль, что банана не "оказался весьма образованным и вменяемым"
Новости от партнеров
Сейчас на сайте
3 пользователя, 476 гостей