РЕКЛАМА

48 ведущих колёс – белорусские монстры в армии СССР

Перепечатываем огромный и интересный материал из журнала "Колёса", тут про тягачи производства МАЗ-МХКТ, которые таскали на себе всю советскую ракетную мощь.

С середины 1970-х годов активное развитие мощнейших мобильных средств поражения противника, укрывшегося на дальних континентах, привело к появлению в советских РВСН нескольких семейств самоходных сверхсекретных систем для транспортировки межконтинентальных баллистических ракет со складов или из железнодорожных вагонов и помещения их в шахтные пусковые установки (ШПУ), откуда производился боевой запуск.
Уникальный трехсекционный автопоезд 15Т284М для транспортировки и перегрузки межконтинентальных ракет с дальностью поражения 10,5 тысяч километров.

48 ведущих колёс – белорусские монстры в армии СССР


Схема перестановки ракеты с полуприцепного установщика в шахтную пусковую установку

48 ведущих колёс – белорусские монстры в армии СССР


Такие машины подразделялись на две категории — транспортно-перегрузочные и установочные. Первые служили для доставки на стартовую позицию тяжелых ракет, размещенных в транспортно-пусковых контейнерах (ТПК), и перемещения их на установщики, которые обеспечивали их вертикальное положение и опускание в шахтный колодец.

Все они представляли собой достаточно простые крановые конструкции единичной сборки, смонтированные на специальных низкорамных длиннобазных полуприцепах с блокируемой подвеской, гидравлическими опорами, гидропневматической тормозной системой и подъемными устройствами с электрическим и гидравлическим приводом. Разработкой и сборкой большинства таких систем занималось московское КБ «Мотор».

Рабочая обстановка на стартовой площадке: справа — транспортный агрегат, слева — установщик с поднятым ракетным контейнером

48 ведущих колёс – белорусские монстры в армии СССР


В целях особой скрытности эти машины базировались в подземных укрытиях, имели маскировочные чехлы и тенты, а все операции по транспортировке и монтажу ракет проводились в темное время суток и занимали не менее двух дней, а точнее ночей, когда места перегрузки и нахождения ШПУ оказывались недосягаемыми для наблюдения со спутников потенциального противника.

Напомним, что одной из первых в 1975 году появилась простая установочная машина 15У98 (УТПК-1) со сварной подъемной стрелой и рельсовыми направляющими, служившая для помещения в шахтный колодец унифицированных цилиндрических контейнеров (стаканов), в которых находились различные версии межконтинентальных ракет, весивших свыше 100 тонн.

Полуприцепной установщик 15У98 для перегрузки тяжелых ракет УР-100

48 ведущих колёс – белорусские монстры в армии СССР


В 1980-е годы для доставки на стартовые позиции ракет серии Р-36М, которые в классификации НАТО имели обозначение «Сатана», применялся полуприцепной транспортно-перегрузочный агрегат (ТПА) 15Т145М или ограниченно активный автопоезд с редкой колесной формулой 18х16, состоявший из тягача МАЗ-537Е и длинномерного пятиосного полуприцепа.

Тягач МАЗ-537Е с пятиосным транспортно-перегрузочным агрегатом 15Т145М

48 ведущих колёс – белорусские монстры в армии СССР


Он представлял собой несущую решетчатую конструкцию с 10-колесной тележкой со средней неведущей осью, вдоль которой были проложены рельсы для бескрановой перегрузки ракеты на установщик. Управление колесами осуществлялось системой гидроприводов, а две пары крайних ведущих колес имели встроенные электромоторы, получавшие энергию от гидронасоса и электрогенератора тягача.

Перевозка 200-тонной ракеты Р36-М на транспортной машине 15Т145М

48 ведущих колёс – белорусские монстры в армии СССР


Пятиосный транспортный агрегат 15Т145М на предстартовой позиции

48 ведущих колёс – белорусские монстры в армии СССР


Для транспортировки наиболее тяжелой ракеты Р-36М2 комплекса «Воевода» шахтного базирования (на Западе — «Сатана») служил модернизированный вариант 15Т145МД. Ее стартовая масса достигала 211 тонн, дальность поражения — до 16 тысяч километров.

В комплектацию обеих версий ТПА входили приборы наведения при осуществлении погрузочно-загрузочных операций, смотровые площадки, лестницы, радиостанция и специальные чехлы. Их длина превышала 40 метров, собственная масса — 125 тонн.


Модернизированный транспортный агрегат 15Т145МД для тяжелых ракет

48 ведущих колёс – белорусские монстры в армии СССР


Для помещения этих ракет в ШПУ применялась установочная машина 15У164 с двухосным полуприцепом и удлиненной подъемной стрелой.


Установщик 15У164 для перегрузки тяжелых межконтинентальных ракет

48 ведущих колёс – белорусские монстры в армии СССР


В Военно-морских силах СССР для перевозки межконтинентальных ракет подводных лодок серии Р-29РМ применялся собственный транспортный агрегат комплекса наземного оборудования (КНО). Он представлял собой низкопрофильный четырехосный полуприцеп с ковшеобразным основанием, гидроопорами и полукруглой откидной крышкой для крановой перегрузки ракет. Для его буксировки использовался тягач МАЗ-537Е с электрогенератором, гидросистемой и компрессорами для питания узлов прицепной системы.


Автопоезд с тягачом МАЗ-537Е для транспортрировки ракет подводных лодок

48 ведущих колёс – белорусские монстры в армии СССР


Автопоезд с тягачом МАЗ-537Е для транспортрировки ракет подводных лодок

48 ведущих колёс – белорусские монстры в армии СССР


Сходный по концепции с первой моделью УТПК-1 установщик 15У165 (УТПК-2) применялся в шахтном комплексе «Молодец» (с ударением на первую букву «о») для монтажа наиболее совершенной 23-метровой ракеты РТ-23 УТТХ со стартовой массой около 105 тонн. Ее разработало днепропетровское КБ «Южное», в системе НАТО она была известна как «Скальпель».


Подъем установщиком 15У165 ракеты, доставленной в автопоезде 15Т284 (слева)

48 ведущих колёс – белорусские монстры в армии СССР


Эта уникальная машина представляла собой длинномерный двухосный полуприцеп с несущим лонжеронным основанием, четырьмя двускатными колесами на балансирной подвеске и подъемной системой с тросовыми лебедками и гидроцилиндрами. Для маскировки ее оборудовали облегченным подъемным кузовом с облицовкой из плоских модульных панелей, игравших также роль теплоизолятора

Установочная машина 15У165 комплекса "Молодец" в транспортном положении

48 ведущих колёс – белорусские монстры в армии СССР


Установочная машина 15У165 комплекса "Молодец" в транспортном положении

48 ведущих колёс – белорусские монстры в армии СССР


Перегрузка ракеты с этого агрегата производилась по рельсам через заднюю торцевую стенку с несколькими откидными панелями и брезентовой завесой. Под рамой полуприцепа размещались блоки управления, средние и задние гидравлические опоры.

Зашторенный отсек заднего погрузочного пространства

48 ведущих колёс – белорусские монстры в армии СССР


Блок управления агрегата 15У165, смонтированный под задней частью кузова

48 ведущих колёс – белорусские монстры в армии СССР


Длина комплектного установщика 15У165 достигала 20 метров, полная масса автопоезда — 126 тонн.

Самый крупный четырехзвенный транспортно-перегрузочный автопоезд 15Т284 обслуживал шахтные варианты комплексов «Молодец» и «Тополь-М», обеспечивавших дальность поражения в 11 тысяч километров. В его состав входили два штатных тягача МАЗ-537, основной четырехосный транспортный полуприцеп и промежуточная седельно-подкатная тележка.

Транспортно-перегрузочный автопоезд 15Т284 с колесной формулой 48х48

48 ведущих колёс – белорусские монстры в армии СССР


Головной седельный тягач МАЗ-537Е с многоколесным агрегатом 15Т284

48 ведущих колёс – белорусские монстры в армии СССР


Передний четырехосный тягач-лидер МАЗ-537Е оснащался генераторной станцией, гидравлическими насосами, компрессором, пневматическими баллонами, дополнительными топливными баками и другими спецсредствами.

Вспомогательный тягач-толкач с электрогенератором и передним дышлом

48 ведущих колёс – белорусские монстры в армии СССР


Задний тягач-толкач с собственной электроустановкой служил для дополнительного питания агрегатов автопоезда и повышения усилия тяговых электромоторов при передвижении комплекса в усложнившихся дорожных условиях, например, в процессе прохождения небольших подъемов трассы. Кроме того, в его кузове размещали сцепные приспособления, подъемное устройство и комплект запчастей, а через дышло проходили электрические кабели и средства синхронизации работы моторов обоих тягачей.


Крытый длиннобазный четырехосный полуприцеп для размещения ракеты

48 ведущих колёс – белорусские монстры в армии СССР


Главным элементом ТПА 15Т284 являлся длинномерный полуприцепной агрегат с высоким теплоизолированным кузовом с двумя задними распашными воротами и продольными рельсовыми путями для перегрузки ракет на установщик 15У165, боковыми пультами управления и площадками обслуживания. Своим передним сцепным устройством он опирался на короткую промежуточную тележку, которая в свою очередь соединялась с седельным приспособлением тягача и воспринимала часть огромной массы сверхтяжелого ракетовоза.

Уникальный активный четырехзвенный 48-колесный автопоезд 15Т284

48 ведущих колёс – белорусские монстры в армии СССР


Широкие распашные ворота транспортного полуприцепа с продольными рельсами


48 ведущих колёс – белорусские монстры в армии СССР


Каждый полуприцепной агрегат снабжался четырьмя четырехколесными тележками с двумя парами односкатных ведущих колес от грузовика КрАЗ-255Б, между которыми установили продольные вентилируемые тяговые электромоторы, приводившие угловые и бортовые редукторы наружных и внутренних колес.


Активная четырехколесная тележка с тяговыми электромоторами

48 ведущих колёс – белорусские монстры в армии СССР


Каждая тележка подвешивалась на независимой балансирной системе с индивидуальными продольными рычагами и объединенными на каждую пару колес наклонными гидропневматическими амортизаторами.

Таким образом, на ТПА 15Т284 в общей сложности насчитывалось 48 односкатных ведущих колес, из них 32 на двух полуприцепах и 16 на двух тягачах. Его снаряженная масса составляла 135 тонн, максимальная с нагрузкой — 260 тонн. Габаритная длина всей транспортной системы — 50 метров. На дороге с твердым покрытием агрегат с полной нагрузкой мог передвигаться со скоростью 40 км/ч. Его расчет состоял из семи человек.

Уникальный автопоезд 15Т284 стал самым крупным и тяжелым советским вспомогательным колесным агрегатом военного назначения с несамоходными прицепными звеньями.


Транспортно-перегрузочный агрегат 15Т284М с одним тягачом МАЗ-547А


48 ведущих колёс – белорусские монстры в армии СССР


В середине 1980-х для транспортировки новой 105-тонной межконтинентальной ракеты РС-22А шахтного базирования конструкции КБ «Южное» были собраны еще два уникальных трехзвенных автопоезда 15Т284М на 44 односкатных ведущих колесах.


Активная трехсекционная транспортно-перегрузочная система 15Т284М

48 ведущих колёс – белорусские монстры в армии СССР


Конструктивно они были идентичны модели 15Т284 за исключением нового седельного тягача, созданного на шестиосном ракетном шасси МАЗ-547А и снабженного электрогенератором, гидронасосами и компрессорами. С его появлением необходимость применения заднего толкача отпадала.

В 1988 году на территории Украинской ССР на боевое дежурство были поставлены 46 таких ракет. С образованием независимой Украины их ликвидировали, а особо секретный агрегат 15Т284 остался ржаветь на месте их дислокации.

Агрегат 15Т284М с полуприцепом для транспортировки ракеты РС-22А


48 ведущих колёс – белорусские монстры в армии СССР
грузовики МЗКТ МАЗ СССР история
2
1713
16 июля 2018
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Смотрите также
Минские и могилёвские одноосные тягачиМинские и могилёвские одноосные тягачи

Интересный материал про белорусские тягачи из журнала \"Колеса\". Вы про такое точно не слышали!Несмотря на сугубо мирную профессию оригинальных одноо...

МАЗ-537МАЗ-537

Межконтинентальные баллистические ракеты совершенствовались год от года. Увеличивался их вес и к началу 70-х для пусковых установок потребовались боле...

Машина МОИМ и надувные ракетыМашина МОИМ и надувные ракеты

Про белорусские шасси МЗКТ всегда писать интересно, они используются исключительно в необычных целях. И вот действительно крутая штука – МОИМ (машина...

Система охлаждения НАТО: первые ракетные тягачи МАЗСистема охлаждения НАТО: первые ракетные тягачи МАЗ

Пришлось украсть очень интересный и большой материал с сайта kolesa.ru. А всё потому, что тут про историю тягачей МАЗ, которые потом стали тягачами МЗ...

Загрузка...
Комментарии

47912
16 июля 2018 13:51
"МАЗ-МХКТ" - может таки МЗКТ?

fynjifvjkjltw
16 июля 2018 23:45
Да по хер как,главное такое придумали и создали,епануться можно!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
Суббота, 18 Августа
USD 2.0508
EUR 2.3366
RUB 0.0306
TruePechkin 107 минут назад
Цитата: Mab
MAB

Вот ну не может мабля без википедии ответить,обязательно надо выставить себя всезнайкой. "Ингибиторы ФДЭ 5-типа" .... тьфу на тебя,отрыжка человечества.

moshino12 156 минут назад Выйти из НАТО и разместить на своей территории группировку российских ракетных войск - вот протест. А бить айфоны и мой кот может, скидывая его со стиралки об кафель. вася.к. 166 минут назад Шарию респект xexun 167 минут назад Етить его, тоже мне, трон забрал. Электрик бы плиту унёс? Transcend 175 минут назад Толстая полторашка :) unix 175 минут назад Давно перестал ходить на футбол, т.к. спортом там не пахнет, условно там рулят мани и ставки. Либерман 176 минут назад
Цитата: Mab
Ингибиторы ФДЭ 5-типа применяются в случаях когда не стоИт

Или в случаях, когда хотят, чтобы дольше стоял, глупый девственник Маб. Или когда думают, что от этого качественнее секс будет. Или на всякий случай, из предосторожности, чтобы точно не слажать. И только одноклеточный диванный полип не в состоянии предположить никаких других вариантов, подходящих к описанию в статье, кроме импотенции. Фу таким быть. Всегда готов ярлыки развешивать только по велению левой пятки.
CountZero 189 минут назад На 27 отражение флага на стекле
Новости от партнеров
Сейчас на сайте
3 пользователя, 875 гостей