РЕКЛАМА

Загрузка...
Отношение к полу в Риме было не таким, как у нас. Женщины, как мы видим благодаря раскопкам в Помпеях, занимали в римском мире куда более значительное положение, чем во многих других частях древнего Средиземноморья. Они ходили за покупками, могли обедать с мужчинами, тратить богатства и делать щедрые пожертвования. Однако в плане секса, как и в плане политики, это был мужской мир.' />

Любовная жизнь древних римлян

Любовная жизнь древних римлян
Отношение к полу в Риме было не таким, как у нас. Женщины, как мы видим благодаря раскопкам в Помпеях, занимали в римском мире куда более значительное положение, чем во многих других частях древнего Средиземноморья. Они ходили за покупками, могли обедать с мужчинами, тратить богатства и делать щедрые пожертвования. Однако в плане секса, как и в плане политики, это был мужской мир.

Символом власти, статуса и состояния являлся фаллос. Поэтому всевозможные фаллические изображения сохранились по всему городу. Современных посетителей в Помпеях это сбивает с толку, а то и вгоняет в краску. Фаллосы приветствуют вас в дверях, фаллосы изображены над печами для хлеба, фаллосы нацарапаны на улицах, многие снабжены колокольчиками и крыльями. Одно из самых любопытных творений, некогда звеневших на помпейском ветру, — веселая птичка-фаллос: одновременно и шутка (как мне кажется), и бесстыдный символ мужественности.

В этом мире у уважаемых и преуспевающих замужних женщин — тех, что жили в больших домах в Помпеях — были две главные задачи. Первая — рождение детей, которое было весьма опасным (в Древнем Риме и вплоть до нашего времени многие умирали во время родов). Вторая — управление домом и домашним хозяйством. Это четко выражено на одном из надгробий из Рима — в эпитафии, которую муж написал на могиле жены Клавдии. В ней вдовец восхваляет красоту умершей жены, ее речь, ее утонченность. Но последняя строчка гласит: "она родила двух сыновей, она следила за домом, она ткала из шерсти".

Мужчины из римской элиты были убеждены, что половой акт — это символ удовольствия и власти. Партнер при этом мог быть любого пола. И хотя в римском мире мужчины нередко занимались сексом с другими мужчинами, почти нет свидетельств о том, чтобы "гомосексуализм" воспринимался как отдельная сексуальная ориентация — не говоря уже об образе жизни. Верность супруге не считалась достоинством, ею особо не восхищались. В поисках удовольствия запрещено было посягать только на жен, дочерей и сыновей других представителей элиты (за нарушение этой границы закон сурово наказывал). Рабов и, до определенной степени, всех, кто находился ниже в социальной иерархии, трогать не запрещалось. Менее богатые граждане, не имевшие возможности воспользоваться сексуальными услугами рабов, без сомнения, обращались к проституткам. Личные взаимоотношения римских мужчин и женщин, однако, были не столь безыскусными и механическими, как можно предположить по прочтении моего краткого описания.

Забота и нежность встречались повсеместно — в отношениях мужа с женой, хозяина и рабыни, любовников. Например, на теле одной из женщин в селении рядом с Помпеями был найден дорогой золотой браслет со словами: "От хозяина его девушке-рабыне". Это напоминает нам, что любовь может существовать даже в рамках подобных форм эксплуатации (однако насколько взаимной была эта любовь со стороны рабыни, мы можем только догадываться). На стенах в Помпеях, как в домах, так и на улицах, немало надписей, свидетельствующих о любви, ревности и личных трагедиях. Трудно не выйти за рамки истории и не примерить их на себя. "Марцелл любит Престину, но ей наплевать", "Реститут изменил многим девушкам". Все то же самое. Хотя сексуальные отношения у римлян были явно более жестокими и недружественными по отношению к женщинам.

Пиры и отдых

Пышный банкет, где возлежат мужчины и женщины разной степени обнаженности, а толпа рабов подносит им виноград или серебряные тарелки с фаршированной живностью, — картина, хорошо знакомая нам по фильмам "про древность".

К мифологизации своих обычаев в еде и пиров приложили руку сами римляне. В Помпеях были найдены изображения пышных празднеств, которые вполне соответствуют нашим сегодняшним представлениям о римском пиршестве. В одной из сцен показаны две пары, расположившиеся на ложах, укрытых шерстяной тканью и подушками. И хотя о сексуальной распущенности здесь речь не идет, все другие излишества представлены. Рядом на двух столиках стоят напитки. Гости уже явно набрались: третий мужчина потерял сознание на одной из лежанок, а на заднем плане видна женщина, которую вынужден поддерживать спутник или раб. На другом изображении из той же комнаты показана аналогичная сцена, но на этот раз на открытом воздухе: лежанки укрыты навесами, а раб смешивает вино в большой чаше (в древнем мире вино обычно разбавляли водой).

Правда ли еда и привычки в Помпеях соответствовали тому, что показано на этих картинах? Отчасти. В другом доме есть серия изображений, где четверо пожилых мужчин (обнаженные, с длинными свисающими пенисами) держат в руках небольшие подносы с закусками, лакомыми кусочками и прочей аппетитной снедью.

Но каждодневная трапеза обычного жителя Помпей была далеко не столь впечатляющей. По сути, диета была всегда одна и та же, хотя и полезная для здоровья: хлеб, оливки, вино, сыр, фрукты, бобы и немного овощей. Иногда на стол подавали рыбу и, реже, мясо.

Рацион рядового жителя Помпей хорошо иллюстрирует аккуратный список, записанный на стене во внутреннем дворике одного из домов. Вероятно, кто-то попытался подсчитать свои недавние расходы. Сейчас мы не можем расшифровать все латинские слова, но основу рациона составляли хлеб, масло, вино и сыр — с редкими излишествами.

Легко поддаться соблазну и романтизировать простую и здоровую пищу из этих списков. Действительно, римские поэты — вполне устроенные, несмотря на возмущения по поводу бедности, — часто слагали стихи о здоровой крестьянской пище. Дешевое местное вино и немного простого хлеба с сыром — самый лучший пир, если есть хорошая компания, утверждали они. Быть может, это и правда было так. Но, в любом случае, трапеза обычного жителя Помпей очень сильно отличалась и от римских пиров из современного кино, и от обедов, которые изображены на стенах в самих Помпеях.

Пьянство и драки

Лучший способ разнообразить диету из хлеба, сыра и фруктов, которыми питались обитатели небольших домов, где приготовление пищи было невозможным или очень сложным, — это пойти пообедать в каком-нибудь заведении.

Взглянуть на обстановку в римском баре мы можем благодаря росписям в двух питейных заведениях города. Очевидно, что тамошние рисунки на стенах призваны были развлечь посетителей сценами из "кабацкой жизни", которую они сами вели. Эти рисунки — юмористические, пародийные и идеализированные — наш лучший путеводитель по культуре помпейских забегаловок.

Первая серия росписей распложена в так называемой таверне (баре) Сальвия ("Убежище"). На левом изображении мужчина и женщина довольно неуклюже целуются. Над ними написано "Я не хочу (главное слово, к несчастью, стерлось) с Мирталис". Чего мужчина не хочет делать с Мирталис, кем бы она ни была, мы никогда не узнаем. Возможно, эта сценка призвана проиллюстрировать непостоянство любви, что-то вроде нынешнего: "Я не хочу больше встречаться с Мирталис, буду с этой девушкой". Или же, учитывая напряженность позы, эта девушка и есть Мирталис, а мужчина не слишком-то рад встрече.

В следующей сцене, выпив вина, присутствующие играют в кости, разгорается спор. За столом сидят двое мужчин. Один из них кричит: "Я выиграл". Другой возражает: "Это не тройка, а двойка". На последнем рисунке дело доходит до драки. Хозяин не может этого стерпеть и выкидывает обоих за дверь. "Если хотите драться, идите на улицу", — говорит он. Глядя на такие картины, посетители должны были внять предупреждению.

В банях снимают все

На одной из надгробных плит из Рима, относящихся к первому веку, Меропа, спутница бывшего раба Тиберия Клавдия Секунда, записала остроумное изречение: "Вино, секс и бани разрушают наши тела, но это и есть жизнь — вино, секс и бани".

Римские бани были синонимом римской культуры: везде, куда приходили римляне, возникали и римские бани. Купание в этом смысле было не просто омовением, хотя одной из его целей и было достижение чистоты. Это было смешение различных занятий: здесь можно было как следует пропотеть, заняться спортом, побывать в парной, поплавать, поиграть в мяч, позагорать, здесь могли "выскоблить" и сделать массаж. Это была турецкая баня плюс все доступные дополнительные услуги — от цирюльника до библиотеки.

Все, кроме самых бедных, ходили в бани, в том числе и некоторые рабы — пусть даже в свите хозяев. Но в целом зажиточным гражданам приходилось делить бани с менее удачливыми людьми. Другими словами, в отличие от пиров, в банях римляне выходили на люди.

Поскольку в банях посетители были обнаженными или почти обнаженными (есть доказательства и того, и другого), бедные фактически не отличались от богатых, возможно, более здоровых и ухоженных. Здесь римское общество было на виду. По словам одного из историков, это была "дыра в озоновом слое социальной иерархии".

Однако некоторые считали, что нагота, роскошь и наслаждения горячего отдыха в парной — опасное сочетание. Из-за наготы и, возможно, соседства женщин с мужчинами (по крайней мере, в фантазиях римлян) бани ассоциировались с сексом. Считалось, что некоторые бани, как и питейные заведения, служили лишь прикрытием для борделей.

О том, насколько гигиенично было ходить в бани, задумывались не только современные посетители. В те времена не было хлорки, чтобы нейтрализовать мочу и другие менее стерильные выделения тела. Кроме того, вода в различных бассейнах не менялась постоянно, хотя иногда делались попытки обеспечить приток свежей воды.

Римский врач Цельс в одной из своих работ давал разумный совет не ходить в бани со свежей раной ("обычно это приводит к гангрене"). Другими словами, бани для скромного помпейского купальщика были местом чудес, удовольствия и красоты. Но могли и убить его.
0
1381
16 сентября 2008
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Смотрите также
Шокирующие факты из жизни и быта Древних РимлянШокирующие факты из жизни и быта Древних Римлян

1. В Древнем Риме, если пациент умирал во время операции, врачу отрезали руки. 2. В Риме во времена республики брат имел законное право наказать свою...

В Помпеях показывают тела жертв извержения ВезувияВ Помпеях показывают тела жертв извержения Везувия

В античном итальянском городе Помпеи, погибшем от извержения вулкана Везувий, открылась выставка, на которой посетители могут увидеть останки жертв ст...

Про сауныПро сауны

Стоит ли рассказывать о пользе бани и сауны? Достаточно привести тот факт, что сотни и тысячи лет назад совершенно разные культуры и народы пришли к т...

Мужчины рассказали, какой должна быть хорошая хозяйкаМужчины рассказали, какой должна быть хорошая хозяйка

В 1960-ых годах феминистки только могли мечтать о равных правах между мужчинами и женщинами. Сейчас это стало реальностью, но представление мужчин об...

Загрузка...
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
Среда, 18 Октября
USD 1.9592
EUR 2.3064
RUB 0.0342
shield1 3 минут назад
Цитата: dianest
а я уверен, что ты либо лентяй, либо ты не востребованный специалист, либо пока очень молодой. А может тебя все устраивает.Работать в Минске и рассказывать, что все уходит на еду,realy?я не буду с тобой спорить, это бесполезно. Я могу во всех этих системах привести примеры где люди отлично себя чувствуют, ты можешь мне контр примеры привести. Истины не будет, а спор ради спора - нафиг
А да, важный момент. Я не айтишник. Им сейчас в Минске без проблем.
dianest 3 минут назад
Цитата: shield1
Вот тебе и минское рили.

а у меня сотни примеров других реалий. Печально, что ты живешь в своей такой. Повторюсь, как вариант тебя все утраивает и дальше нытья на желтом ресурсе, менять ты в своей жизни ничего не хочешь и не будешь
shield1 6 минут назад
Цитата: dianest
а я уверен, что ты либо лентяй, либо ты не востребованный специалист, либо пока очень молодой. А может тебя все устраивает.Работать в Минске и рассказывать, что все уходит на еду,realy?
Легко. Жену накорми, дите накорми, себя накорми. Вот тебе и минское рили.
dianest 6 минут назад
Цитата: shield1
Я уверен, что моя семья не единственная, у кого ситуация такая же.

а я уверен, что ты либо лентяй, либо ты не востребованный специалист, либо пока очень молодой. А может тебя все устраивает.
Работать в Минске и рассказывать, что все уходит на еду,realy?

Цитата: shield1
Мясокомбинаты? Здравоохранение? Школьные учреждения?

я не буду с тобой спорить, это бесполезно. Я могу во всех этих системах привести примеры где люди отлично себя чувствуют, ты можешь мне контр примеры привести. Истины не будет, а спор ради спора - нафиг
shield1 8 минут назад
Цитата: dianest
ты голодаешь?
На еду уходит большая часть заработка. При том настолько большая, что одежду раз в квартал можно купить, а про какие-либо откладывания и в помине можно забыть. Я уверен, что моя семья не единственная, у кого ситуация такая же.

Цитата: dianest
ты голодаешь?сходу могу назвать- пеленг, минский кабельный, завод игристых. Да и на тракторном, можно за 10+ получать. был тут у нас один работник базилио.
Мясокомбинаты? Здравоохранение? Школьные учреждения?
Himley1 11 минут назад
Цитата: Либерман
Хорошо быть Himley1

Не жалуюсь. Жаль, тебе не попробовать быть мной - тебе бы понравилось.
Цитата: Либерман
Сам придумал, что девочка подробно знает про такие вещи

Сделал выводы на основании фактов, изложенных в новости, - это тебе тоже не знакомо - знаю, не раз убеждался.
Цитата: Либерман
Очень настораживает вольный пересказ Бананова
Коль уж такой умный - дай ссылку на подробное описание ситуации. А то только и способен, что демагогию разводить и го..ном бросаться.
Mab 12 минут назад Ахаха. Поржал. Но парниша далеко пойдет. Задатки тв-ведущего у него хорошие.
Прикольно. Увидел барометр, такой же как был у моей бабушки в деревне когда мне было 5 лет.
3aHo3a 14 минут назад ябвдул)
причем всем, кроме последней)
Новости от партнеров
Сейчас на сайте
43 пользователя, 3193 гостя