Еще в начале текущего года появились сообщения, что американская межпланетная автоматическая станция «Кассини» обнаружила на самом большом спутнике Сатурна – Титане запасы, предположительно, нефти и газа в 100 раз превосходящие земные. Ранее снимки с этой станции подтвердили, что на Титане условия вполне схожи с земными: идут дожди, бывают снегопады. Так что ничего удивительного в находке «Кассини», казалось бы, нет. Между тем, эта информация поможет ученым объяснить происхождение жизни на планете Земля.' />

Нужна ли нам космическая нефть?

Нужна ли нам космическая нефть?Ученые из Эдинбургской обсерватории оптимистично предположили, что, согласно последним данным о химическом составе звезд нашей галактики, Млечный путь может содержать от 300 до 38000 высокоразвитых цивилизаций, потенциально способных к установлению контактов с Землей. Но, если рукопожатие с «зелеными человечками» состоится, скорее всего, за пределами жизни сегодняшнего поколения, то порадоваться космическими запасами известных нам полезных ископаемых можно уже сегодня. Но, стоит ли всерьез на них рассчитывать?

Но вернемся к нефти на Титане. В условиях стремительно развивающегося энергетического кризиса внеземные источники энергии могли бы, по мнению многих ученых и специалистов, обеспечить в перспективе людей теплом и энергией на многие века вперед.

Запасы углеводородов только в 15 обнаруженных крупных озерах Титана могли бы обогреть, осветить и кондиционировать все дома Америки в течение нескольких сот лет. Только в гигантских дюнах, на 20 % покрывающих поверхность Титана, углеводородного сырья в несколько сотен раз больше, чем запасов угля на Земле.

Может порадовать землян и Марс. На этой планете обнаружены области с повышенным содержанием метана. Американцы запланировали на осень будущего года старт нового марсохода, который должен совершить посадку на Марсе в месте предполагаемой концентрации метана для изучения запасов и происхождения этого газа на Красной планете.

Однако стоит ли обольщаться внеземными перспективами улучшить наше энергетическое настоящее? Вряд ли.

Начнем с того, что далеко неясно, какая на самом деле нефть находится на Титане, Ведь пока ученым из американской Лаборатории реактивного движения известно лишь о наличии в одном из озер спутника этана, а это вещество в жидком виде является составной частью нефти.

С технической точки зрения сегодня пилотируемый полет до Титана выглядит не более реалистичным, чем экспедиция, скажем, на Альфа-Центавру. А когда можно будет развернуть там «грунтовые» работы при температуре поверхности в минус 180 град., не возьмется предположить и самый оптимистический фантаст.

Да и потребуется ли нам сама нефть, допустим, через сто и более лет, когда экспедиции в дальний космос станут обыденным явлением? Ведь при бурном сегодняшнем развитии программ альтернативного топлива место углеводородного сырья достанется, например, кукурузе и прочим зерновым культурам. Иными словами, говорить об актуальности космической нефти для земных нужд в наши дни не стоит.

В этой связи можно упомянуть нашумевший в последнее время проект добычи на Луне гелия-3. Этот редкий изотоп, по мнению многих российских ученых, есть главная причина колонизации ночного светила. Гелий-3 – изотоп, необходимый для обеспечения управляемой термоядерной реакции, которую, в свою очередь, уже ни один десяток лет безуспешно пытаются осуществить на Земле. Считается, что огромные лунные запасы гелия позволят совершить энергетическую революцию, и раз и навсегда решить проблему топлива в мировом масштабе.

Теоретически – так оно и есть. Однако ориентировать лунные исследования на добычу полезных ископаемых сегодня вряд ли целесообразно. Дело в том, что, действительно, анализ грунта, доставленный на Землю советскими станциями «Луна» и американскими кораблями «Аполлон», показал, что гелия в нем по земным меркам очень много – 0,01 г на тонну. Однако никаких гелиевых озер не Луне нет, и он достаточно равномерно распределен по всему поверхностному слою.

Если представить, что термоядерный синтез уже осуществлен, то годовая потребность планеты в гелии сегодня около 100 т. Мало - всего несколько рейсов современных кораблей «Спейс Шаттл». Но для этого придется переработать миллиард тонн лунного грунта далеко не в земных условиях. Кроме того, до «энергетической революции» еще десятки лет и миллиарды долларов.

Таким образом, уповать на далекие космические энергетические залежи полезных ископаемых не целесообразно. Пусть наши потомки решают, нужны ли им лунные и марсианские старатели.
27 октября 2008