Самый славный автомобиль Skoda
Для подавляющего большинства современников «спортивная» Skoda – это Octavia RS с чип-тюнингом от Revo. Или Rapid в редкой версии Monte Carlo. Но расспросите ребят постарше – и кто-нибудь непременно вспомнит спайдер под названием Skoda Sport. В 1950-м году этот автомобиль с полностью чешским экипажем вышел на старт знаменитого марафона «24 часа Ле-Мана». И лишь досадное стечение обстоятельств не позволило пилотам завоевать заветный подиум.
Говоря начистоту, автоспорт в Чехословакии переживал в середине века мощнейший кризис. Однако расцветающее после войны мировое сообщество буквально выворачивалось наизнанку, пытаясь как можно быстрее вернуть все сферы мирной жизни на круги своя. Просто вдумайтесь: проводимая с 1923 года гонка в французском Ле-Мане должна была возродиться после десятилетнего перерыва! Неудивительно: удержаться от участия не смогли очень и очень многие, включая парней из Млада-Болеслава.
На создание спортпрототипа ушло не так много времени: технически эффектнейший по меркам времени родстер Skoda Sport представлял из себя «салат» из узлов и деталей двухдверного купе 1101 Tudor (красивое имя – не поверите – производная от «Two Door»). Кузовные панели из листового алюминия чехи смонтировали на перекроенной хребтовой раме, топливный бак перенесли за спинки сидений. А вот независимые подвески на поперечных рессорах оставили практически без изменений, лишь немного перенастроив шасси в соответствии с уменьшившейся массой.
Skoda Sport и правда вышла на удивление легкой. Благодаря снаряженной массе менее 700 кг, родстеру вполне хватало стандартного 42-сильного мотора объемом 1100 «кубиков». Вот только любопытные парни из Млада-Болеслава решили не останавливаться на достигнутом и построили вторую машину с нагнетателем Рутса. Такой двигатель выдавал уже 56 «коней», отправляя «Шкоду» прямиком в класс до 1500 кубических сантиметров (да-да, было ограничение и по мощности). Максимальная скорость наддувного родстера достигала без малого 150 км/ч.
Гоночный дебют обоих экземпляров состоялся 25 сентября 1949 года на Гран-При Чехословакии в Брно. Причем в то время во втором по величине населенном пункте страны еще не было стационарного автодрома и гонки проходили на импровизированной городской трассе. В результате пилотировавший атмосферную «Шкоду» Ярослав Нетушил одержал уверенную победу в классе до 1100 «кубов». Вацлав Бобек привел наддувный родстер на вторую ступень подиума в категории до 1500 см3. Радости фирмачей не было предела.
Локальный успех здорово подогрел интерес Млада-Болеслава к участию в гонке «24 часа Ле-Мана». Однако по ряду причин ребятам пришлось ограничиться единственным экипажем в составе приснопамятных Нетушила и Бобека. А еще коллективным разумом было решено выставляться в классе до 1100 «кубов» на безнаддувной машине. Впрочем, двигатель слегка доработали. Благодаря увеличенной степени сжатия, карбюратору Solex 40 UAIP и ряду точечных обновлений удалось добиться отдачи в 50 «лошадок» при 5200 об/мин.
Кстати, отделаться одним лишь мотором чехам не удалось. Чтобы подогнать характеристики родстера под регламент легендарного марафона, инженерам пришлось увеличить колесную базу на внушительные 180 мм, установить парочку дополнительных фар, а также ветровое стекло для пассажира. Вдобавок, на смену отечественным шинам Barum пришли французские Michelin. При этом масса машины не должна была превышать 700 кг – вместе с пилотом, полностью заправленным баком и набором инструмента, необходимым для ремонта в полевых условиях.
На старт суточного марафона, состоявшегося 24 июня 1950 года вышло 60 экипажей. Еще 52-м участникам организаторы отказали в участии. И да – к безмерной радости шкодовцев Вацлав и Ярослав смотрелись на фоне соперников очень уверенно, удерживая на экваторе гонки второе место в своем классе. Пускай Skoda Sport не была самым мощным автомобилем на старте, однако отличалась экономичностью: проходя круг «Сартэ» со средней скоростью 126 кмч, чешский родстер расходовал всего 12 литров бензина. На баке можно было ехать 4 часа подряд!
Беда пришла откуда не ждали: на четырнадцатом часу гонки и 121-м круге дистанции единственная Skoda Sport начала предательски терять мощность из-за треснувшей втулки поршневого пальца. А, поскольку для ремонта разрешалось использовать лишь детали, перевозимые в автомобиле, чехи вынуждены были сойти. Тот факт, что увидеть клетчатый флаг в итоге не довелось ни одному экипажу класса, стал лишь слабым утешением. На момент своего схода Вацлав и Ярослав забрались на пятое место популярного в те годы рейтинга КПД в абсолюте. К сожалению, по ряду причин (включая политические) Skoda Sport больше не вернулась в Ле-Ман. Однако на протяжении последующих двенадцати лет чешские родстеры еще 80 раз выходили на старт соревнований в Центральной и Восточной Европе. А в 1953 году тот самый «лемановский» экземпляр с серьезно доработанной аэродинамикой разогнался до 160, 1 км/ч, установив чехословацкий рекорд скорости для машин с рабочим объемом до 1100 кубических сантиметров.